Прорубленное Петром «окно в Европу» повлияло на весь уклад общественной и частной жизни в России, в том числе на культуру и искусство. Расцвет русской живописи XIX века был бы немыслим без художников, воспринявших достижения европейской культуры на пути, начатом в эпоху Возрождения и обогатившем их национальной духовной традицией. Первым в ряду таких имен принято называть Ивана Никитина, любимого художника царя-реформатора. Второй упоминается другая истинно русская фамилия – Матвеев. Андрей, отчество которого (Матвеевич) считается неподтверждённым, прожил короткую и напряженную жизнь.
Легенды вместо фактов
В биографии мастера много белых пятен. Из даты рождения известен год – 1701-й, хотя, по некоторым источникам, он родился на год позже. Об отце сохранились отрывочные сведения: известно, что при дворе императрицы Екатерины I служил подьячий по фамилии Матвеев. Андрей и его сестра находились при отце, и рисунки мальчика могли попасть на глаза государыне. Одна из обязанностей подьячего – обеспечивать переписку, для чего было необходимо владеть искусством каллиграфии. Возможно, первым опытом для будущего художника была работа под руководством отца – среди рукописных документов того времени можно обнаружить настоящие шедевры графики.
Именно Екатерина стала инициатором зачисления пятнадцатилетнего Андрея в число пенсионеров, посылаемых за казенный счет для обучения в Европу. Существует более красивая легенда, которая гласит, что к этому причастен сам Петр I. Во время пребывания царя в Новгороде, откуда родом сам Матвеев, Андрей попался на глаза императору, когда делал с него портретные наброски. Восхищенный рисунком мальчика государь немедленно приказал тому собираться в Амстердам, в любимую Петром Голландию, в ученики к тамошним живописцам. И хотя такие поступки считаются для царя-реформатора обычным делом, подтверждения этой истории не сохранилось.
Прилежный ученик
В 1716 году в числе других «российской нации учеников» Матвеев приехал в Амстердам. Наставником его стал известный голландский портретист Арнольд Боонен. Попасть к нему было большой честью, поскольку он считался знаменитостью, мастером, воплощавшим лучшие традиции школы Рембрандта, и портреты его кисти, стоившие больших денег, заказывались знатнейшими и богатейшими людьми со всей Европы. Возможно, протекцию Матвееву оказала сама супруга русского императора. Екатерина I лично познакомилась с Бооненом во время своих поездок в Голландию.
Куратором над колонией русских студентов был Иоганн Ван ден Бург, известный в России как Яган Фанденбург, личный агент Петра I, выполнявший для царя и другие миссии. Он очень строго следил за поведением молодых россиян, нередко занимаясь рукоприкладством в отношении тех, кто ленился или распутничал. В своих отчетах Петру он регулярно сообщал, что на некоторых пенсионеров вольный европейский воздух действовал пьяняще.
Лишь один из «птенцов гнезда Петрова» не вызывал у Фанденберга никаких нареканий – Матвеев. Андрей сам регулярно отсылал в Россию свои работы как отчет о ходе образования. Очевидно, его успехи были замечены – известно, что по распоряжению императрицы ему было назначено дополнительное денежное довольствие. Единственное, что омрачало пребывание Матвеева за границей, так это частые болезни, вызываемые у него переутомлением от напряженных учебных занятий.
Два периода
Обучение Матвеева продлилось долгие одиннадцать лет и состояло из двух этапов. На первом он детально изучает искусство портретиста. Боонен много времени уделял постановке рисунка, развитию у учеников технических навыков, овладению разными приемами живописи, использованию различных материалов. Одним из главных методов обучения было копирование работ старых мастеров. Передаче внутреннего мира портретируемого особого внимания Боонен не уделял.
В те времена в обучении широко применялся переход от одного мастера к другому. Решил попробовать такой способ и Матвеев. Андрей Матвеевич попросил разрешения поехать в Гаагу, к Карелу Моору. Этот мастер был не менее знаменит (и не только в Голландии), а также был известен русской императорской семье, заказавшей Моору свои портреты.
Мооровский портрет Петра стал основой для подобной работы Матвеева, сделанной им в это время. При сравнении этих двух полотен становится ясен характер дарования, которым обладал Матвеев. Андрей Матвеевич больше внимания уделил личным качествам русского царя. В его живописном изложении Петр более человечен, меньше похож на символ неколебимой власти, каким он предстаёт на парадном портрете Моора, известном по многочисленным гравюрам.
Академия художеств в Антверпене
В 1724 году Матвеев обращается в Петербург с просьбой о продолжении учебы в художественной Академии Антверпена. Он предполагал освоить там новый жанр – «писание историй», то есть сюжетную живопись: аллегорические, мифологические, исторические и батальные картины. Учитывая старательность студента и его успехи, в Петербурге было решено позволить пенсионеру продлить пребывание в Европе, что было в то время необычно.
В 1725 году скончался Петр Великий. Андрей Матвеев, биография которого началась во времена царя-реформатора, посылает свои соболезнования Екатерине и прилагает к посланию написанную им «Аллегорию живописи». Эта небольшая, написанная на деревянной доске картина считается первым в отечественной истории живописи сюжетным произведением светского характера, первой картиной в европейском понимании этого слова.
В ней видна некоторая неуверенность при изображении обнажённой натуры, но заметно и важнейшее для творчества Матвеева стремление максимально наполнить рисунок внутренним содержанием и высокое живописное мастерство – богатая палитра и легкий мазок. Богине, позирующей для портрета, Матвеев придал черты Екатерины I.
Возвращение в Россию
Учеба в академии прервалась для Матвеева весной 1727 года, после смерти русской императрицы. Он возвращается в Россию, где у него теперь не было ни покровителей, ни друзей. По установленному порядку, он должен был быть приписан к живописному ведомству Канцелярии от строений, которое занималось выполнением самых разнообразных придворных художественных заказов. Согласно этому же порядку, установленному еще Петром, всем прибывшим после обучения в Европе предстояло пройти испытание, после которого становился ясен уровень мастерства, которого они достигли.
Заключение по профпригодности Матвеева давал бывший тогда главой живописной команды Луи Каравак – француз, осевший в России с 1716 года. Он был, как свидетельствуют современники, невыдающимся художником, но умел писать портреты, поражавшие сходством, что было для русских заказчиков удивительным явлением. Каравак дал высокую оценку мастерству Матвеева, отметив, что он «более искусен в живописи, нежели в рисунке».
Портрет Голицыных
Несмотря на эту аттестацию, Андрей Матвеев, художник европейской выучки, был зачислен в штат Канцелярии только через год, а пока оставался без средств к существованию. Выручил его заказ на парный парадный портрет княжеской четы Голицыных.
Особенно выразителен созданный Матвеевым образ Анастасии Петровны Голицыной. Её называли «бабой пьяной и глупой», но много испытавшей. Бывшая шутихой Екатерины, терпевшая издевательства и унижения от придворных, Голицына при Петре была лишена всего состояния и изгнана за участие в заговоре царского сына Алексея. Только после смерти Петра и Екатерины она была восстановлена в правах, ей вернули состояние. Художнику удалось выразить сложные и неоднозначные чувства в отношении модели, сделав парадный портрет глубоко психологическим.
Самая знаменитая картина
После получения должности в живописной команде материальное положение художника немного улучшилось. Скоро изменилась и его личная жизнь – он женится на Ирине Степановне Антроповой, кузине известного живописца. С этим событием принято связывать появление самой известной картины Матвеева. Андрея Матвеевича многие знают по написанному в 1729 году «Автопортрету с женой».
Здесь многое было новаторским. Это один из первых автопортретов в истории отечественной живописи, впервые русский художник изображает себя с супругой. Конечно, Матвеев видел подобные сюжеты у Рембрандта и Рубенса, но свою картину он наполняет особым чувством. Молодой жене было около 16 лет, и мастер откровенно и бережно любуется её свежестью. Не скрывает художник и своего счастья. Этому настроению соответствует всё: композиция, рисунок, легкая воздушная живопись, теплая звучная палитра. Это настоящий шедевр, картина художника высокой выучки, но наполненная чувством такой силы, какая была редкой и для европейских мастеров.
Глава живописной команды
В 1730 году главой живописного ведомства при Канцелярии от строений впервые становится русский художник - Андрей Матвеевич Матвеев. Картины для оформления парадных залов и частных покоев, декоративная роспись фасадов, интерьеров и мебели, иконы для вновь построенных соборов и церквей – объем и разнообразие выполненных под руководством Матвеева работ огромны. Масштаб объектов, оформлением которых занималась его живописная команда, меняется кардинально: от Петропавловского собора до царской голубятни, от Сенатского зала Двенадцати коллегий (Петровский зал университета) до росписи царских карет.
Его ведомство стало и прообразом будущей Академии художеств. Большой опыт и человеческие качества Матвеева (терпение и внимательное отношение к молодым) помогали ему готовить новые, умелые и ответственные кадры для своей команды из местной, русской среды.
Слабое здоровье было окончательно надорвано напряженной работой. Весной 1739 года он скончался. Материальное наследие Матвеева, дошедшее до нас, по своему объёму очень невелико. Но и его достаточно, чтобы оценить выдающийся вклад художника в отечественную живопись.