Великолепный артистизм, уникальный голос, удивительно красивый и насыщенный. Всем этим обладает «оперная царица Тамара», так когда-то назвал ее Святослав Бэлза. Жизнь этой женщины насыщена и пропитана музыкой, она достигла больших успехов не только в творчестве. Ее личная жизнь долгие годы была наполнена счастьем.
Детство
Синявская Тамара — российская оперная певица, имеющая голос меццо-сопрано, родилась в 1943 году, 6 июля.
Тамара Ильинична с самого детства пела, устраивала «парадные концерты». Заходила в большое фойе дома с высокими потолками и лестницами в мраморе и начинала петь. Тамара пела до тех пор, пока кто-нибудь не выходил узнать, кто ж это в подъезде распевает. Так и кочевала девочка из дома в дом на своей улице, пока родители не отдали ее в Дом пионеров, в ансамбль песни и пляски Владимира Сергеевича Локтева.
В десять лет Тамара перевелась в хор. Там она занималась 8 лет. Музыкально-сценическая школа Локтева была лучшей в то время, его детский коллектив приглашали даже на правительственные концерты.
Вдохновительница Тамары
Будущая звезда оперы научилась чувствовать сцену, не бояться зрителей. С ансамблем Тамара Синявская, биография которой в музыке только начиналась, совершила первую в своей жизни поездку за рубеж, в Чехословакию.
Синявская любила песни из фильмов, с удовольствием учила их и пела. С появлением на оперной сцене аргентинки Лолиты Торрес, будущая российская дива поняла, что важно не только петь на сцене, но и играть соответсвующую роль. Почерпнув многое у своей вдохновительницы, Синявская Тамара Ильинична не ленилась и часами занималась перед зеркалом.
Студенческое время
Говорят, что мечты сбываются, однако мечта Синявской стать драматической актрисой не исполнилась в полной мере. Владимир Сергеевич посоветовал ей поступить в училище при консерватории имени Петра Чайковского. Там ее учителями стала Маркова, а потом Померанцева.
Драматической актрисой Тамара не стала, но пройти актерскую школу ей пришлось. Она пела в хоре при Малом театре. А в спектакле «Живой труп» спела даже в цыганском хоре. Будучи студенткой училища, Синявская Тамара солировала в «Александре Невском» и в постановке «Москва».
Ольга Померанцева, педагог Тамары Синявской считала ее трудолюбивой студенткой и яркой певицей с большим будущим.
На выпускных экзаменах в 1964 году ей поставили пять с плюсом. В то время это было большим исключением. Тогда же на экзамене ей посоветовали пойти на прослушивание в Большой Театр. Тамара прислушалась к этому совету.
Большой театр
Вокальные данные и артистизм произвели на мэтров, сидящих в приемной комиссии, огромное впечатление. А там были великие знатоки музыкального искусства: Рождественский, Покровский, Вишневская, Архипова.
И вот в 20 лет без консерваторского образования Синявскую принимают в группу стажеров. Спустя год, она становится солисткой главной труппы Большого. Почти 40 лет ее творческая жизнь была связана с этим театром.
Первая же роль «Пажа» в опере «Риголетто» Верди показала, что Тамаре подходит играть травести. Но однажды, когда большая часть труппы уехала на гастроли в Милан, ей пришлось исполнить в постанове «Евгений Онегин» партию Ольги. Ее дебют прошел великолепно. Сам Лемешев сказал, что за свои 70 лет наконец-то встретил настоящую Ольгу, которую он себе и представлял. В спектакле великий певец играл роль Ленского.
С самых первых выступлений Тамары Синявской в Большом театре было понятно, что на оперной сцене появился настоящий бриллиант. Но успех в столь юном возрасте не вскружил певице голову. Исполняя контральто и меццо, она мечтала о партии высокого меццо. И она упорно шла к мечте, расширяя голосовой диапазон, а с ним и творческий репертуар. С начала музыкальной карьеры на счету Синявской уже было несколько десятков партий. Причем это были далеко не простые постановки.
Конкурсы и достижения
С 1968 года Синявская Тамара принимает участие в Международных конкурсах. Первый конкурс принес ей золотую медаль, он проходил в Софии. На следующий год на конкурсе в Бельгии, где советские артисты впервые приняли участие, артистка получает не только золотую медаль, но и Гран-при и премию за лучшее исполнение романсов.
В СССР оперная дива получает первую премию имени Чайковского. Это было через год после Бельгийского конкурса. Синявская Тамара Ильинична была самой молодой из лауреатов высших премий. Премия Чайковская совпала с выпускными экзаменами в ГИТИсе. В 1973 году Синявская проходит стажировку в Милане, в «Ла Скала».
Тамара Синявская (фото см. ниже) является не только великой оперной певицей, но еще и отличной актрисой. Она помнит все роли, которые играла. Синявская их оживляла, могла похулиганить, рассмешить. Последним ее выступлением в Большом театре был спектакль «Царская невеста» в честь столетия Марии Максаковой. С 2005 года певица заведует вокальной кафедрой ГИТИса.
Семейная жизнь
Но не только оперная карьера была звездной у Синявской. В личной жизни ей тоже выпала звездная партия.
Со своим мужем, народным артистом Магомаевым они познакомились в Азербайджане в 1972 году. Там проходило представление русского искусства, где Синявская Тамара была гостьей. Ей очень не хотелось ехать в эту поездку. Но у судьбы свои планы. Она влюбилась в город, в филармонию и в молодого человека.
Муслим Магомаев и Тамара Синявская познакомились в Бакинской филармонии благодаря их общему другу – Роберту Рождественскому. С тех пор они не расставались. Поженились в 1974 году, несмотря на то, что до знакомства с Муслимом Синявская уже была замужем и в отношениях с мужем все вроде бы было гладко. Но «любовь нечаянно нагрянет…».
Немало женщин украдкой вытирали слезы, и вздыхали, когда узнали, что звездная пара поженилась. На концертной сцене и в браке они были вместе 35 лет. Эти годы пролетели, как один день.
Смерть всегда неожиданна, а смерть любимого человека неожиданна вдвойне. Муслим Магомаев ушел из жизни в 2008 году. Тамара Ильинична до сих пор не может смириться со смертью мужа. Слушая его песни, не стыдится слез. В жизни «оперной царицы Тамары» была одна любовь, и для другой места не было.
В 2013 году Синявкая отметила свое 70-летие. Будем надеяться, что эта великая оперная дива будет еще долгое время радовать нас своим творчеством.