Доставке товаров уделяется особое внимание, особенно если речь идет о продуктах питания и скоропортящихся изделиях. В этом случае необходимо сохранить как можно дольше не только презентабельный вид, но и добиться того, чтобы груз не потерял своих свойств. Очень часто для этого используют рефрижераторы. Это самое оптимальное решение на сегодняшний день, если речь идет о каких-то особых условиях транспортирования.
Рефрижератор, что это
Автомобили-рефрижераторы - это транспортные средства, которые оборудованы специальной холодильной установкой и способны регулировать температурный режим внутри кузова. Современные машины могут создать условия с температурой от +12 и до -20 градусов. Главная задача, во время использования подобного типа изделий - создание необходимых условий для поддержания товара в надлежащем состоянии, при транспортировке или же при временном хранении. Как правило, устанавливают рефрижератор грузовым автомобилям. Все потому, что они обладают большей мощностью двигателя, что позволяет обеспечить нормальную и непрерывную работу холодильного оборудования.
Конструкция
Общее строение всех машин схоже. Как правило, это автомобиль с теплоизолированным кузовом. Для достижения подобного эффекта используются дюралюминиевые листы, в качестве обшивки. Рефрижератор, фото которого представлено ниже, изготовлен из оцинкованного железа. Между листами установлен изолятор, в качестве которого может быть использован, как пенопласт, так и специальная фольга, изготовленная из алюминия, с небольшими воздушными прослойками.
Полуприцепы
Полуприцеп изготовлен, как и большинство термофургонов. Это грузовой рефрижератор с изотермическим кузовом. В этом варианте применяются сэндвич-панели, изготовленные из листового металла с использованием изолятора из пенопласта, либо стекловаты, или же комбинированные варианты, которые предусматривают установку и первого, и второго. Такие машины применяются для транспортирования скоропортящихся, а также замороженных продуктов, разморозка которых крайне нежелательна. Подобные автомобили отличаются максимально надежной изоляцией, что может гарантировать соблюдение всех температурных режимов.
Конструкция разделяется на три составляющие:
- шасси (базовая машина);
- кузов, изготовленный из изотермических панелей, или теплоизоляционного материала;
- сам холодильный агрегат, или же компрессор, выполняющий его роль.
В странах СНГ существует разделение подобных полуприцепов на изотермические, в основе которых черный металл и изоляция, а также термофургоны, изготовленные из панелей. В странах Европы такого принципиального разделения не существует, но продукты питания перевозят только в машинах, кузов которых собран из панелей.
Классификация по температуре
Различают несколько видов оборудования, все зависит от уровня температуры, поддерживаемого внутри пустого автомобиля. Существует 6 классов:
- "A" - класс, который предусматривает поддержание температуры рефрижератором в районе от +12 и до нуля.
- "B" - от +12 и до -10.
- "C" - от +12 и включительно до -20.
- "D" - температура меньше, либо равна +2.
- "E" - режим работы составляет -10, или меньше.
- "F" - то же самое, только при -20.
Работа подобной машины должна обеспечивать все необходимые условия, касаемо рабочей температуры, в течении не менее чем 12 часов, без осуществления дополнительного обслуживания, а также других работ, не предусмотренных эксплуатационными параметрами. Рефрижератор на "Газель" устанавливают потому, что данный грузовик зарекомендовал себя как быстрый и маневренный автомобиль. В результате на доставку уходит менее 12 часов, что соответствует все температурным требованиям.
Подобные условия и классификация были разработаны европейскими предприятиями, занимающимися регулированием перевозок быстро портящихся товаров.
Классификация по исполнению
Существует два основных варианта исполнения, которым отличаются рефрижераторы. Это вариант на шасси полуприцепа или тягача, вместе с вкладными панелями пола, изготовленными в виде сэндвичей. Второй вид исполнения - на специализированном шасси, которое предназначено только для использования уже с готовой несущей половой панель. Последняя крепится непосредственно к раме шасси. Второй вариант отличается несколько сниженной общей массой и увеличенной грузоподъёмностью. В некоторых случаях, чтобы сделать машину легче, конструкцию делают полурамной. Такой способ часто применяют, когда необходимо установить рефрижератор на "Газель".
Есть у этого варианта и свои недостатки, о которых не стоит забывать. Самый главный - возможен риск появления различного рода трещин и деформаций на стыке рамы и площадки крепления автомобиля.
Многие производители стали изготавливать так называемые модульные конструкции. Подобный вариант позволяет при необходимости разобрать машину, оставив каркас, и использовать для других работ. После этого - можно собрать и снова эксплуатировать в качестве рефрижератора.
При эксплуатации особое внимание стоит уделить состоянию металлической обшивки. При появлении коррозии, либо других механических повреждений, восстановить герметичность будет весьма затруднительно. Это требование выдвигают к вопросу об установке дополнительных дверей на рефрижераторы. Это удобно, но только при погрузке. Если машина будет работать с холодильной установкой, то лучше не нарушать герметичность, а также теплоизоляцию корпуса. Все элементы должны соответствовать друг другу, а также предварительно заявленному температурному классу.
При выборе толщины стенок производитель руководствуется в основном требованиями сохранения заданного климата.
Спецификация по принципу действия
Вариантов всего два, на которые разделяются рефрижераторы. Это системы аккумуляционного, а также машинного охлаждения.
В первом варианте для поддержания необходимой температуры применяются специальные пластины, которые предварительно заполняются специальным раствором, и потом замораживаются. Для осуществления подобных мероприятий используется отдельный внешний источник. Подобные конструкции получили распространение для внутригородских перемещений товаров.
Для дальних, а также междугородних перевозок устанавливают машинное охлаждение. В качестве рабочей жидкости используется так называемый хладагент. Он циркулирует в замкнутом контуре, который включает в себя компрессор, специальный ресивер, а также конденсатор и блок управления. При работе тепло отдается во внешнюю среду. Стоит отметить, что подобные варианты могут работать и в обратном порядке - на обогрев. Это бывает полезно при перевозке отдельных типов товаров.