Эпоха когнитивных технологий. Когнитивные технологии в образовании

Сегодня мало кто из нас задумывается о влиянии компьютеров или масс-медиа на сознание человека. Наверняка где-то, когда-то многие из нас и слышали о таком понятии, как «когнитивные образовательные технологии». Кто-то даже может сказать, что это такое. Но абсолютное большинство совершенно не представляет себе, в чем суть этого понятия.

Что такое когнитивные технологии: общие понятия

Вообще, не нужно пугаться этого термина. Он чисто научный и, если можно так сказать, вымышленный. На самом деле та же когнитивно-коммуникативная технология, равно как и все остальные направления в этой сфере, может рассматриваться с точки зрения латинского термина «cognitio», означающего функционирование человеческого познания, точнее, способность к пониманию происходящего процесса. Но человеческий мозг здесь играет второстепенную роль, поскольку доминантом является подсознание.

 когнитивные технологии

Иными словами, даже информационно-когнитивные технологии в сути своей нацелены на то, чтобы дать человеку какие-то знания определенного уровня, быть может, даже на подсознательном уровне, и подтолкнуть его на совершение тех или иных действий. Неудивительно, что на сознание современного индивида пытаются воздействовать все и вся. Вспомните хотя бы запрещенный эффект 25-го кадра.

Однако свои плюсы в этом тоже есть, особенно, если учитывать образовательные процессы, связанные с усвоением сложного материала, преподаваемого тем или иным педагогом.

История возникновения

Для начала обратимся к истории. Впервые данная формулировка была предложена Э. Ч. Толменом в 1948 году и продолжена в педагогических исследованиях Дж. С. Брунера, Р. Ч. Аткинсона, Г. Э. Гарднера, М. С. Шехтера и многих других ученых.

когнитивные образовательные технологии

Именно эти светила образовательной науки стали во главе того, что сейчас принято называть «эпоха когнитивных технологий». По сути, они предложили некую общеобразовательную модель для субъектов всех уровней мышления, которая могла бы восприниматься ими независимо от уровня развития сознания. Мысль, конечно, интересная, но с точки зрения психологии это может вызывать законные сомнения. Тем не менее…

Основные типы воздействия на субъект

Сегодня, когда компьютеры и интернет-СМИ вошли в нашу жизнь очень плотно, можно говорить по крайней мере о трех основных типах развития таких коммутативных систем:

  • когнотропные препараты;
  • так называемые ассистенты когнитивного типа;
  • виртуальные интерфейсы, осуществляющие связь по типу «человек – компьютер».

В первом случае речь идет ни о чем ином, как о стимуляторах, которые позволяют повысить работоспособность организма, улучшить самочувствие, дать физические силы и т. д. Самым ярким представителем этой направленности можно назвать тот же витамин B12 (который, кстати, является допингом и запрещен к употреблению спортсменами). Это в некоторой степени можно отнести к тому, что называется био-, нано-когнитивные технологии.

когнитивные технологии в образовании

Второй вариант – системы адаптивной поддержки. Проще всего это обяснить на примере автопилота в современном воздушном лайнере или в том же компьютерном симуляторе. Пилот не застрахован от эмоциональных проявлений чувств. При включенном автопилоте за него все функции выполняет именно компьютер.

То же самое касается и новейших автомобильных систем, способных распознавать, садится ли за руль человек пьяным. Как себя вести, выбирает уже сама машина. В большинстве случаев бортовой компьютер попросту блокирует систему управления.

Третий случай является более широким. Когнитивные технологии этого типа предполагают изначальное обучение, если хотите, освоение компьютера на примитивном (подсознательном) уровне. Неудивительно, что и бабушки элементарно справляются с работой на таких терминалах, даже если до этого они и понятия не имели, что это такое вообще.

Как это все воспринимается?

Сами же когнитивные технологии направлены на то, чтобы понять, как человек воспринимает полученную информацию (чаще всего просто внушение).

когнитивно коммуникативная технология

Например, недавние презентации новейших ноутбуков MSI GT72S G Tobii, позволяющих управлять персонажами компьютерных игр, показали, что в них имеются специальные датчики, следящие за зрачками глаз пользователя. Получается, что игрок в момент совершения какого-то действия может просто перевести взгляд в сторону, а его персонаж в игре двинется туда же.

Но это только прямой процесс. А кто задумывался об обратном? По сути, компьютерные терминалы тоже способны влиять на подсознание человека. Не все это знают, но те же стационарные блоки (особенно когда включается вентилятор) направляют в сторону юзера низкочастотное инфракрасное излучение. Естественно, мы это не воспринимаем своими органами чувств, но ощущение настороженности, страха или чего-то еще остается. С ноутбуками проще. В них уровень шумов сведен к минимуму.

Когнитивные технологии в образовании

Но это все общие примеры. Теперь несколько слов о том, как применяются когнитивные технологии в образовании.

С их появлением ученик стал не предметом обучения, которому учитель вдалбливает в голову тот или иной предмет, а участником всего процесса. Отношения «ученик-учитель» выходят на новый уровень.

информационно когнитивные технологии

Однако в данной ситуации применяются так называемые когнитивные схемы. Это может быть опыт, заложенный до этого, преподносимая или искажаемая информация. В общем, некий шаблон, на основе которого и ведется обучение активного субъекта, в обязательном порядке ставшего участником процесса.

Структура и методология

Как следует из недавно изложенных европейских приоритетов в сфере образования, предпочтение должно быть отдано созданию эндогенного общества, способствующего развитию когнитивных технологий. Но вот только не все четко себе представляют, что это такое. Ну согласитесь, понятие «эндогенное общество», что это такое?

био нано когнитивные технологии

А это, грубо говоря, наша зависимость от компьютеров, которая предполагает на их основе совершение новых открытий и восприятия действительности. Помните SkyNet из фильма «Терминатор» или «Матрицу»?

Структура воздействия на мозг обучаемого достаточно сложна, но вместе с тем и проста.

Мозг собирает внешнюю информацию, хотите вы этого или нет. Ваши глаза видят, уши слышат, пальцы и кожа чувствуют. Главная задача, с которой сталкиваются, допустим, когнитивные образовательные технологии, состоит в том, чтобы направить это восприятие в нужное русло.

Иными словами, даже труднообучаемого индивида с учетом его персональных склонностей или привычек можно заставить усвоить преподаваемый материал не в качестве «зубрежки», а так, чтобы он зафиксировался где-то там, глубоко в подсознании. Согласитесь, советская система с обязательным изучением той же таблицы умножения оказалась очень эффективной. Мы же не лезем за калькулятором, чтобы умножить, например, 3 на 9. Отсюда и простейший вывод: умножать можно все, если знать правила. И техника тут совсем не нужна.

Принципы обучения

Как бы кто ни хотел, эпоха когнитивных технологий наступила. Обучение сводится к методологии восприятия полезной информации даже не одним индивидом, а целым обществом, построенном на основе поведенческой модели одного или нескольких людей с учетом уровня их образования и степени восприятия поступающей информации.

Для интереса возьмем два примера. Давайте посмотрим на двух отдельно взятых учеников, одному из которых предложена роль убийцы, а второму – жертвы (условно, конечно). Попытаемся понять мотивы убийцы, пусть он даже сам объяснит их.

Потом ученики меняются местами. Вот тут начинаются сложности. Человек на основе только что пережитых событий подвержен именно их влиянию. А когнитивные технологии позволяют убедить его в неправильности мстительных действий оппоненту. Это есть перцептивно-когнитивные технологии, которые и предполагают такое развитие и исход событий. Считается, что, побывав в шкуре волка или жертвы, человек начнет воспринимать действительность по-другому. Может, это и правильно, но работает не всгегда.

перцептивно когнитивные технологии

Другой пример: взаимодействие типа «человек – компьютер». Как вы думаете, кто кому диктует условия? К сожалению, большинство пользователей отмечают, что условия выставляет именно компьютерная система. Посмотрите даже на Windows 7 и выше! Почему система требует запуск программы от имени Администратора? Вы же сами являетесь Админом. Почему есть Суперадминистратор, запрещающий вам исполнять тот или иной процесс? И это не единичный пример.

С другой стороны, с точки зрения обучаемости пользователя, он и сам может диктовать условия компьютеру, отключая ненужные функции. Как это будет производиться – другой вопрос. Но суть от этого не меняется: сделать это можно элементарно.

Вместо послесловия

И не дай Боже, чтобы такие технологии были использованы не во благо человека. Если посмотреть некоторые фильмы в жанре фантастики, когда людям вживляют чипы, отвечающие за их поведение (причем контролируемое), как-то не по себе становится. Уж лучше использовать алгоритмы обучения для тех, кто не может усвоить преподаваемый педагогический материал с первого раза.

В таком случае когнитивные технологии будут сведены только к совершенствованию умственного развития индивида, что, собственно, предполагается изначально. К тому же тут на первый план выходит даже не развитие, а умение воспринять информацию определенной сложности, затем ее проанализировать и сделать соответствующий вывод в пользу принятия того или иного решения.

Более того, предполагается, что человек сможет запросто конспектировать тексты или устные изложения любого уровня сложности, сумеет делать тезисы, выявлять главные мысли работ, составлять собственные суждения на основе преподаваемого материала и т. д.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.