Детки любят играть, отдыхать. Особенно это важно тем малышам, которые обучаются в начальной школе. Так, им еще трудно высидеть целый урок без перерыва. И не только морально, но даже и физически. Именно поэтому в структуре обучения школьников существуют физминутки для начальных классов. Об этом далее и пойдет речь.
Зачем они нужны
Очень часто люди просто не понимают, зачем нужны физминутки в начальной школе. Ведь они отнимают то время, которое ребенок может потратить на усвоение полезного материала. Однако не все так просто. Здоровье ребенка — главная забота любого общеобразовательного заведения. Так, здоровье бывает не только умственное, но также психическое и физическое. Дело в том, что малышу, который только недавно попал в стены школы, еще очень трудно концентрировать внимание на протяжении всего урока. И чтобы материал не только воспринимался, но еще и усваивался, ребят нужно периодически отвлекать. Как же это сделать? Лучше всего позаботиться обо всем организме в комплексе. Так, дети младших классов еще очень подвижны. И находиться в одном положении более чем 20 минут им очень тяжело. Вот для этого и существуют физминутки. Они помогают не только отвлечься от урока, но еще и немного размять свое тело.
Основные функции физминуток
Как уже стало понятно из вышеизложенной информации, физминутки для начальных классов очень полезны и нужны. Так, они призваны выполнять следующие важнейшие задачи:
- Улучшать эмоции учащихся, ведь разминка всегда положительно влияет на настроение ребенка.
- Существенно снижать уровень тревожности.
- «Разгружать» работу мозга. В моменты такого отдыха ребенок отвлекается, дает своему серому веществу отдохнуть, переключиться на иной вид деятельности. А это очень положительно сказывается не только лишь на здоровье, но и на процессе усвоения материала.
- Улучшать память, т. к. повышается запоминаемость материала.
- Способствовать формированию интереса к учебе и мыслительной деятельности. Ведь в таком случае познавательная активность не кажется столь тяжелым трудом.
Подбор комплексов для занятий
Также надо отметить, что подбирать физминутки для начальных классов нужно с учетом занятости ребенка. К примеру, на уроке математики их длительность может быть меньше, отдавая предпочтение насыщенности физзанятия, в то время как урок чтения можно сократить и на 5 минут. Также комплекс упражнений должен быть таков, чтобы не наносил материального урона имуществу школы и не приносил неудобств детям.
Основные занятия
Подбирая упражнения для физминутки для начальных классов, нужно учитывать тот факт, что должны быть задействованы все группы мышц, которые находятся в напряжении у ребенка. В первую очередь те, что отвечают за поддержание осанки, а также кисти рук. Именно поэтому наиболее удачными будут наклоны туловища в стороны, прогибания, потягивания, полуприседания и приседания, а также различные махи руками.
Временные рамки
Весьма часто задаваемый вопрос: сколько же должны длиться физминутки в начальной школе? Так, все зависит от возможностей учителя (насколько можно сократить определенный материал, выкроив время для физзанятия). Однако в среднем они не превышают 3-х минут. Максимум — 5. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы ребята смогли размяться, отвлечься, но еще не потерять нить подаваемого учителем материала. Но нужно понимать, что еще пару минут после занятия малыши будут активничать, постепенно успокаиваясь. Важна также периодичность. В младшей школе специалисты рекомендуют делать маленькие перерывы каждые 15 минут, в средней — каждые 20.
Комплекс упражнений
Физминутки для детей начальных классов должны включать в себя максимальное количество движений для разминки множественных групп мышц:
- упражнения по разминке мышц, поддерживающих осанку;
- упражнения для кистей рук;
- упражнения для глаз;
- отдых для позвоночника;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения для отдыха и расслабления мышц лица;
- упражнения для ног.
Классификация
Физминутки на уроках в школе имеют свою классификацию. Так, они подразделяются на следующие группы:
- Оздоровительные. Тут задействуются упражнения для кистей рук, глаз, танцевальные движения.
- Двигательно-речевые, где нужно расслабить мышцы лица и артикуляционный аппарат. Сюда также включается и дыхательная гимнастика.
- Физкультурно-спортивные, куда включаются подвижные игры, а также развивающие упражнения.
- Когнитивные. Это психогимнастика, дидактические игры с элементами движения.
- Креативные. Пальчиковая гимнастика, ролевые игры и т.д.
Веселые упражнения
Очень важно периодически проводить веселые физминутки для младших школьников. Ведь это не только полезно для здоровья, но еще и отлично поднимает настроение. В таком случае можно предложить малышам следующие упражнения:
- Правой рукой надо дотронуться до левого уха, левой рукой — до правого. Потом быстро поменять руки местами. Сделать так надо 5 раз. Вроде бы и просто, но детки будут сбиваться и смеяться.
- Также весьма веселое и трудновыполнимое упражнение: правой рукой ребенок должен похлопывать себя по макушке головы, а левой — гладить животик по часовой стрелке.
И весело, и полезно.
Речевки для физкультминутки
Очень хорошо проводить физминутки в стихах. При этом детки сами должны запоминать короткие речевки и воспроизводить их. Ведь в таком случае тренируются не только мышцы, но также и память. Под несложные тексты можно выполнять самые различные упражнения. Однако проще всего проводить таким образом именно зарядку для пальчиков и кистей рук.
Стишок 1.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Раз, два, три —
Ручка, не боли!
Стишок 2.
Раз — поднимем руки вверх,
На два — присядем дружно.
Три — подпрыгнули как зайки,
Нам весело, нескучно.
Занятие для мелкой моторики
Отлично активизируют работу мозга занятия для мелкой моторики. В таком случае ребятам можно предложить к выполнению следующие упражнения:
- Одновременно обеими руками нарисовать две половинки сердечка или солнышка.
- Пальцами можно воспроизвести игру на пианино.
- Очень полезно растирать пальчики своими же руками.
- Сжимание-разжимание пальцев в кулачок. Делать упражнение можно на ускорение.
- Можно также руки сжимать в замочек.
Разминка для улучшения работы мозга
Учителя должны понимать, что детям важно разминать многие части тела. Особенно это касается малышей первых классов. Ведь с непривычки высидеть целый урок им весьма скучно. Именно тут хочется отметить, что также важно периодически стимулировать мозговое кровообращение, чтобы у ребят повышалась умственная активность. В таком случае пригодится следующий комплекс упражнений:
- В положении сидя нужно наклонять голову вперед-назад. Делать это лучше всего медленно. Плечи опущенные.
- Также в положении сидя, однако, руки размещаются на поясе. Повороты головы влево-вправо.
- Левую руку нужно закинуть за правое плечо, повернув голову влево. Это же проделать и с другой рукой.
Упражнения нужно выполнять медленно, без резких движений. Достаточно сделать по 4—6 подходов.
Упражнения для снятия усталости с глаз
Физминутки в стихах хорошо подойдут и для гимнастики для глаз. Ведь в таком случае дыхательная система ребенка вполне спокойна и чтение стиха на память не будет мешать выполнению упражнения.
Любопытная Варвара
Посмотрела влево, вправо,
Посмотрела вверх и вниз,
Там присела на карниз,
И с него упала вниз.
Под подобные речевки можно выполнять следующее весьма простые, но полезнейшие упражнения:
- Зажмуривание-открытие глазок (выполнять 5 раз).
- Круговые вращения глазами. При этом голова остается неподвижной (выполнить 6—8 раз).
- Глазки отвести вправо, не моргая. Вернуться в исходное положение, немного поморгать. Далее глаза отвести влево, опять не моргая. Вернувшись в исходное положение, снова поморгать (выполнять примерно 5 раз).
- Нужно выбрать любую точку или предмет, уставиться на нее. При поворотах головы вправо-влево объект нельзя терять из виду.
- И последнее, простое и даже приятное упражнение: нужно смотреть вдаль на протяжении 1 минуты. Лучше всего — за окно.
Если в классе есть ребята с особыми проблемами, например, близорукостью, для них можно подобрать специальный комплекс упражнений. Также можно проводить профилактические занятия относительно близорукости.
«Включаем» внимание
Какими еще могут быть физкультминутки? Начальные классы — это группа деток, которые еще совсем недавно не подчинялись столь строгому порядку и не были «привязаны» к одному месту. Однако в школе дисциплина важна, а ученики должны уметь не просто отсидеть урок, но еще и усвоить поданный учителем материал. В таком случае важно поводить занятия на активизацию внимания, которое, к слову, периодически может «затухать» в силу особенностей детского организма.
Ребята находятся в исходном положении: руки вдоль тела.
- Руки поочередно помещаются на пояс.
- Далее — на плечи.
- После — поднимаются вверх, после чего следует пара хлопков.
- Теперь нужно руки опускать: сначала они помещаются поочередно на плечи.
- Далее — на пояс.
- После следует пара хлопков по бедрам.
Сначала упражнение проводится медленно, на следующий раз — немного скорее. И так до пяти раз, пока ребята не начнут сбиваться и при этом веселиться. Вот именно в таком случае и можно проводить музыкальные физминутки для начальных классов. Идеально для вышеописанного упражнения подойдет музыка для танца «макарена».
Поддержка осанки и снятие усталости со спины
Ребятам не менее важно разминать также спину и плечевой пояс. Ведь поначалу высидеть полный урок без перерыва малышам весьма тяжело. Более того, придерживаясь правил верной осанки, не горбясь и не наклоняясь низко. Упражнения, которые будут полезны малышам:
- «Ножницы» руками. Руки вытянуты вперед, махами меняется положение рук: сверху то левая, то правая.
- Находясь в положении сидя, правая рука поднимается вверх, левая выдвигается вперед. Махами руки меняют положение на противоположное: правая оказывается впереди, левая поднимается вверх.
- Руки надо поднять вверх, хорошенько сжимая пару раз кисти. Опустить вниз, расслабить кисти, потрусить руками.
- В положении стоя ноги расставить на ширину плеч, руки закинув за голову. Делать круговые движения туловищем то в одну, то в другую сторону.
- Полезно также выполнять наклоны туловища вперед-назад, в стороны.
Танцы
Разминаться детки могут самым любым способом. Для этого не обязательно подбирать специальные упражнения. Можно просто включить ритмичную веселую музыку, под которую ребята будут просто двигаться, танцевать так, как им захочется. Однако стоит отметить, что проводить подобные занятия лучше всего на переменке. Ведь шум поднимется немалый, что может помешать занятиям соседних классов.
Весьма интересны еще и ритмические физминутки. В таком случае дети занимаются под счет, а упражнения простые, но которые выполнять нужно четко. Тут можно походить под счет, поднимать руки, делать хлопки. Во время занятия учитель постоянно считает: раз — присели, два — встали, три — руки в стороны и т.д.
Техника в помощь
Ученикам также понравятся электронные физминутки для начальных классов. Что же это значит? Тут все просто: показывать упражнения может не учитель, а робот на экране монитора или телевизора. Придется всего лишь выбрать нужную программу, комплекс упражнений для разминки той или иной части тела.