Авианосец "Ляонин". Флагман флота КНР

Китай приобрел у Украины в 1998 году недостроенный авианосец бывшего советского военно-морского флота «Варяг» и в 2002, наконец, его получил. После существенного переоборудования на верфи в городе Далянь на севере КНР судно было введено в строй в сентябре 2012 года и переименовано в «Ляонин» в честь северо-восточной провинции. Основная задача корабля – служить тренировочной площадкой ВМС Китая для получения опыта в эксплуатации современного авианосца, а также для разработки и совершенствования технологий, которые будут использоваться при проектировании и строительстве кораблей этого класса.

Продукт распада

Ранее авианосец «Ляонин» носил название тяжелый авианесущий крейсер «Рига». Это был второй корабль проекта 1143.5 (класса «Адмирал Кузнецов») ВМФ СССР. 67 500-тонное судно заложено на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, Украина, 06.12.85 и спущено на воду 04.12.88. Переименовано в «Варяг» в июле 1990 года. После распада Советского Союза в 1991 году право собственности на него было передано Украине. Из-за отсутствия финансирования в 1992 году строительство было остановлено. К тому времени было построено 70 % авианосца. Конструктивно судно было завершено, но отсутствовало вооружение, электроника и ходовая часть.

Китай впервые проявил интерес к покупке «Варяга» в 1992 году. Официальные представители Китая осмотрели судно, дислоцированное на причале Николаевского судостроительного завода, но переговоры оказались бесплодными из-за спора по поводу цены. В результате недостроенный «Варяг» оставался в доке без присмотра в течение 6 лет. В конце 1990 годов, судно было выставлено на аукцион и куплено китайской компанией из Макао за 20 млн долларов США для преобразования в плавучее казино и парк развлечений. Контракт с Украиной запрещал покупателю использовать корабль в военных целях. Перед продажей все военное бортовое оборудование было демонтировано.

авианосец ляонин

От плавучего казино до флагмана ВМФ Китая

В 1999 году, через 11 лет после спуска на воду, «Варяг» окончательно покинул док, ведомый несколькими мощными буксирами на Дальний Восток. Однако судну было отказано пройти через пролив Босфор турецким правительством на том основании, что корабль обесточен и представляет слишком большой риск для других судов и объектов в проливе. «Варяг» находился вблизи пролива в течение трех лет. После того как вмешалось китайское правительство и в 2001 году передало Турции 1 млн долларов США в качестве гарантии, кораблю, наконец, было позволено продолжить путь.

4 ноября «Варяг» попал в 10-балльный шторм и сорвался с якоря вблизи греческого острова Скирос. После многих неудачных попыток восстановить контроль над судном, вертолет греческой береговой охраны эвакуировал 7 членов экипажа. После падения при попытке прикрепить буксирные канаты погиб матрос буксира Haliva Champion. Судно было снова взято под контроль в тот же день.

После беспокойного путешествия «Варяг» в марте 2002 года, наконец, прибыл на верфь Далянь на севере Китая и находился там под усиленной охраной. К тому времени стало очевидным, что судно в парк аттракционов не будет превращено никогда. Вместо этого оно было передано ВМФ Китая для исследования и реставрации. Вместе с кораблем Китай получил чертежи и проектную документацию. В 2005 году авианосец был перемещен в сухой док верфи Далянь и окрашен в серый цвет военно-морского флота Китая.

Реставрационные работы были завершены в конце 2006 года. Затем в апреле 2009 года корабль был перемещен в другой сухой док для установки двигателей и другого тяжелого оборудования. Монтаж начался в конце 2010 года. К марту 2011 надстройка на верхней палубе была почти завершена, покраска закончена и строительные леса сняты.

авианосец ляонин cv 16

«Научно-исследовательское судно»

В июне 2011 года глава штаба народной освободительной армии генерал Чэнь Биндэ подтвердил, что Китай строит авианосец. Это было первое официальное признание существования такого проекта. 27 июля Министерство национальной обороны Китая заявило, что оно переоснастило судно для «научных исследований, экспериментов и учебных целей». Первые четырехдневные ходовые испытания корабля прошли в августе, а затем началась вторая серия испытаний в декабре, до того, как он был возвращен на завод для окончательной доработки.

25 сентября 2012 года судно было официально введено в эксплуатацию под новым названием авианосец «Ляонин» (CV-16). В ноябре Министерство обороны подтвердило, что китайские истребители J-15 успешно выполнили на нем посадку со взлетом и с аэрофинишером. Пресса КНР предполагает, что подготовка экипажа будет продолжаться в течение 4–5 лет, пока корабль не достигнет своего максимального потенциала.

авианосец ляонин прибыл в тартус

Палубная авиация

Флагман флота КНР авианосец «Ляонин» имеет короткую взлетную полосу, оборудованную аэрофинишем. Взлет облегчен наличием носового трамплина под углом 14°. Палуба оснащена тормозными тросами. Два подъемника со стороны правого борта перемещают самолет из ангара на полетную палубу.

Авианосец «Ляонин» способен перевозить 24 «летающие акулы» – палубные многоцелевые истребители Shenyang J-15, в том числе их двухместный вариант – тренировочный истребитель J-15S. Кроме того, он транспортирует несколько типов корабельных вертолетов, в том числе вертолеты китайского производства Changhe Z-18, Z-18J AEW и Z-18F ASW, Harbin Z-9, а также Ка-31. Общее количество перевозимых летательных аппаратов – 36 единиц.

где сейчас авианосец ляонин

Вооружение

«Варяг» первоначально был оснащен противокорабельной ракетной системой «Гранит» (SS-N-9 Shipwreck). Пусковая установка была демонтирована до продажи судна Китаю, а ракетная база – во время переоборудования, для увеличения размера самолетного ангара.

Авианосец «Ляонин» оборудован системой противовоздушной обороны малой дальности, которая состоит из 4 ракетных комплексов ПВО HQ-10 (FL-3000N), каждый с 18-ракетной пусковой установкой, похожей на систему RIM-116, используемой ВМФ США. Модификация ракеты малой дальности класса «воздух-воздух» TY-90, HQ-10 оснащена двойным пассивным радаром, инфракрасной головкой самонаведения и имеет максимальную дальность 9000 м. Ее улучшенный вариант оборудован независимой активной инфракрасной головкой и имеет максимальный радиус действия 10000 м.

Кроме того, Авианосец «Ляонин» оснащен двумя системами оружия ближнего действия типа 1030, которые представляют собой 10-ствольный вариант системы типа 730 CIWS. К 10-ствольной 30-мм пушке подаются 2 ящика с 500 боеприпасами. Один магазин, как правило, заряжен бронебойными отделяемыми патронами. Пустые гильзы выбрасываются вперед из нижней части системы. Пушка управляется извне, с максимальной скорострельностью 3,5–6 тыс. выстрелов/мин. Дальность ее стрельбы ограничена 3000 м, но цели, как правило, поражаются на расстоянии 1000-1500 м.

авианосец кнр ляонин

Системы связи и обнаружения целей

Авианосец КНР «Ляонин» оборудован такими навигационными приборами:

  • радиолокационная станция обнаружения воздушных целей типа 382 Eagle S/C (крепится вверху мачты);
  • морской радар;
  • радар управления огнем HQ-10 SAM;
  • РЛС обнаружения воздушных целей типа 346 с набором из четырех активных антенных решеток с электронным сканированием на мостике;
  • радиолокатор воздушных судов;
  • навигационная РЛС;
  • антенна связи;
  • антенна спутниковой связи.

Силовая установка

Авианосец «Ляонин» оборудован стандартной силовой установкой, подобной установке корабля «Адмирал Кузнецов» ВМФ России. Состоит из 8 котлов и четырех паровых турбин по 50000 л. с. каждая. Судно оснащено четырьмя валами с винтами фиксированного шага.

флагман флота кнр авианосец ляонин

Авианосец «Ляонин»: Тартус

В сентябре 2015 года появились сообщения о том, что флагман флота КНР прошел Суэцкий канал и движется к берегам Сирии. Израильский сайт военной разведки утверждал, что авианосец «Ляонин» прибыл в Тартус, Сирия, в сопровождении ракетного крейсера. Прибытие военных самолетов и вертолетов ожидалось к середине ноября непосредственно из Китая через Иран или с помощью российских транспортных самолетов с базированием на судне и российской базе вблизи Латакии.

Китайский военный эксперт опроверг эту информацию. Он также заверил, что КНР не будет поддерживать какие-либо группы или отдельных лиц в Сирии, придерживаясь справедливого и объективного подхода к этому вопросу. Кроме того, сирийский военный источник сообщил, что ни один китайский военный корабль не заходил в сирийские территориальные воды.

авианосец ляонин тартус

Южно-Китайское море напряженности

Где сейчас авианосец «Ляонин»? Судно находится вблизи территориальных вод Китая и служит для демонстрации силы в регионе, напряженность в котором росла десятилетиями, а также для тренировки экипажа и военно-морской авиации. Ведь скоро будет построен второй корабль подобного класса, но уже исключительно собственного производства. Для запуска самолетов снова будет использоваться трамплин, который хотя и позволяет самолетам нести больше груза, сравниться с мощью электромагнитных катапульт, использующихся почти на всех авианосцах ВМФ США, не может.

С двумя кораблями данного класса Китай станет членом элитного клуба – такое число активных суден есть только у Италии и Индии. Особняком стоит ВМФ США с десятью крупнейшими военными кораблями в мире.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.