Трудоустройство является важнейшим этапом жизни для любого человека. Это момент, когда вы начинаете заниматься чем-то ответственным, приносить общественную пользу, берете на себя инициативу организовывать свою судьбу, свой рабочий день.
Для работодателя устройство очередного сотрудника - это также определенный значимый момент, который существенно влияет на его компанию и его бизнес в целом. Ведь, допустив ошибку на этом этапе, можно вызвать серьезные последствия для всего бизнеса. Именно поэтому, как все мы знаем, - если сотрудник требуется на какую-то сколько-нибудь значимую вакансию, с ним будут беседовать, его будут тестировать и проверять, чтобы определить, подходит ли он на самом деле.
Именно эта статья и будет посвящена данному вопросу - отбору кадров, их проверке. Мы опишем, что в себя включает такой процесс, как поиск сотрудников и как следует заниматься им. Также будет обращено внимание на какие-то ключевые моменты, о которых обязательно должен помнить каждый работодатель. Помимо общих, будут даны и конкретные рекомендации относительно того, что нужно предпринимать и как следует себя вести с сотрудником. В том числе будет обсуждаться то, какие вопросы задавать на собеседовании кандидату и как оценивать ответы, полученные в ходе этого.
Как искать сотрудника?
Каждой компании требуется персонал, который будет заниматься ее обслуживанием и выполнять возникающие в ходе работы задачи. Поэтому подбор кадров - это нормальный процесс, который неизбежен в любой сфере деятельности.
Задача, стоящая перед руководителем каждый раз, когда он ищет кадров, - это нахождение максимально подходящего под ту или иную вакансию сотрудника, который смог бы лучше всего справляться с поставленными заданиями. И фактически на какие-то свои представления и ориентируются работодатели, когда осуществляют отбор кандидатов на должность. Хотя это и не совсем правильно.
Лучшим примером того, что работодатель, как живой человек, также может поступать неправильно и искать “не того” работника, является следующая иллюстрация. Представьте себе, что в компанию ищут сотрудника на определенную вакансию. Человек, который приходит к руководителю, не нравится ему, хотя может идеально справляться с поставленными задачами.
Второй соискатель, его конкурент, кажется работодателю более привлекательным с точки зрения человеческих качеств, но при этом имеет более низкую квалификацию и, возможно, будет хуже справляться со своей работой. Как вы думаете, кого из них возьмут на эту должность?
Правильно, такой поиск сотрудников окончится тем, что работу получит менее компетентный работник. И, к сожалению, ничего с этим поделать нельзя - человеческий фактор играет важную роль в процессе отбора кандидатов.
Этот пример, конечно же, иллюстрирует ситуацию, в которой работодатель не поступает правильно, как с точки зрения своего бизнеса, так и с позиции какой-то условной справедливости. Поэтому мы призываем вас отказаться от такой модели оценки людей. Главное в вашем сотруднике - не то, что он нравится вам или что он как-то особенно относится к вам, а то, как качественно он готов справляться с работой. Для того чтобы как-то помочь работодателям сделать выбор, мы представляем вам механизмы отбора в этой статье.
Собеседование - лучшая форма оценки
На самом деле ничего лучше двух форм отбора - собеседования и тестирования - (чтобы найти сотрудников в свою компанию) еще не придумали. Это универсальные инструменты, с помощью которых вы можете познакомиться с кандидатом, узнать его личные и деловые качества, проверить его умения. Просто такая форма, как тестирование кандидатов, уместна не во всех случаях, ведь не все должности требуют каких-то практичных навыков.
Иногда обязанности работника включают в себя нечто больше, чем набор практических знаний. Или, напротив, есть ситуации, когда подбор кадров невозможно провести исключительно на тестах по тому или иному предмету. Все зависит от спецификации работы, того, о какой сфере деятельности мы говорим.
Поэтому и придумали собеседование как дополняющий (или как единый) инструмент поиска профессионалов на те или иные вакансии. С помощью простого разговора, работодатель понимает, сидит ли перед ним реальный кандидат на должность, готовый приступать к работе и качественно с ней справляться, или же этот человек недостаточно компетентен.
Чего ожидать от беседы?
Для того чтобы разговор с потенциальным сотрудником прошел успешно, необходимо знать, какие вопросы задавать на собеседовании кандидату. Только в таком случае руководитель компании сможет составить для себя примерную картину того, кто перед ним и какими целями движется этот человек. Поэтому рекомендуем заранее проработать для себя механизм оценки, придумать вопросы, которые позволят узнать ту или иную информацию о человеке.
Для этого распишем, что спрашивают на собеседовании, а вы проанализируете эту информацию и самостоятельно определитесь с тем, как строить разговор со своим следующим соискателем.
Типичные вопросы
В целом все мы примерно знаем о том, какие вопросы задавать на собеседовании кандидату. Спросите любого человека об этом, и он, не задумываясь, ответит то, что это вопросы о ваших хобби, о прошлой работе, о каких-то персональных качествах, о допущенных ошибках и о достижениях в жизни.
На самом деле все эти вопросы являются типичными и наиболее распространенными, их задают всегда и везде. Они помогают установить тот необходимый минимум о вашем кандидате на вакансию, который позволит понять, стоит ли разговаривать с ним далее. И чаще всего этот набор дополняется какими-то нестандартными вопросами, чем-то более оригинальным. По крайней мере, правильное собеседование должно сочетать в себе оба этих вида.
Нетипичные вопросы
К числу самых нестандартных следует отнести такие вопросы, как: “Почему вы - неадекватная личность?”, “Какое вы животное?”, “Почему вы - это вы?” и так далее. Придумать такие “уловки” нетрудно, на самом деле спрашивать можно любой бред, ваша цель (как работодателя, спрашивающего такое) - не узнать, какое перед вами животное. Необходимо понять, как реагирует сотрудник на нестандартную для себя ситуацию и насколько просто выходит из нее, как решает сложившуюся проблему.
Профессиональные моменты
Естественно, говоря о том, какие вопросы задавать на собеседовании кандидату, не забывайте и о профессиональных качества (если должность, конечно же, требует каких-то специальных знаний и умений, которыми не наделен каждый человек).
Помимо уточнения того, с чем и где ранее работал этот сотрудник, какие проблемы решал и с какими задачами справлялся, важно также спросить что-то из профессиональной сферы. Разумеется, характер этой части собеседования зависит от того, о какой сфере деятельности может идти речь.
Категории вопросов
Существует также другая классификация того, что спрашивают на собеседовании. Это вопросы, относящиеся к определенным характеристикам психологии сотрудника. Например, позволяющие установить его мотивацию, уверенность в себе, опыт, умение решать конфликты и так далее.
Скорее, эти вопросы можно отнести к описанным выше “типичным”, поскольку любой пример собеседования, который вы можете встретить, так или иначе использует их. Сейчас также приведем ряд примерных вариантов того, как можно их задавать и на что следует ориентироваться, когда вы получите на них ответы.
Мотивация
Чаще всего работодателя интересует, что движет работником: желание работать в той или иной компании, необходимость зарабатывать деньги или возможность работать в интересной для него сфере. Это начальное представление человека о работе, тот фактор, который определит качество его труда и то, каких результатов этот сотрудник сможет достичь. Для того, чтобы проверить реальные мотивы человека, спрашивайте его о том, почему нужно работать, зачем он работает, зачем он пришел в вашу компанию, что ожидает от работы у вас и так далее.
Естественно, следует быть готовым к тому, что соискатель будет отвечать таким образом, чтобы вы услышали от него то, что хотите. Поэтому психологи рекомендуют задавать вопросы по несколько раз циклично, чтобы запутать собеседника и не дать ему возможность продумать заранее, что он будет говорить. Если сказанное им - неправда, вы быстро выявите это через несоответствия, “всплывшие” в разговоре.
О себе
Важно не упускать возможности спрашивать соискателя что-то личное, так вы узнаете, что за человек сидит перед вами. В этом случае и требуются вопросы о хобби, или что-то наподобие “расскажите о себе”, или “как проводите время?”. В большинстве случаев, первым делом соискатель начнет описывать то, чем он занимается чаще, и чему уделяет больше времени и внимания. Так сможете понять его приоритеты в жизни и собственно чем он живет и интересуется.
Уровень дохода
Немаловажным вопросом, который также не следует пропускать, является вопрос относительно ожидаемого уровня заработной платы. Нужно спрашивать, сколько сотрудник хотел бы получать, какой уровень заработной платы он считает “потолком” в своей области, к какому уровню он хотел бы прийти через 5-10 лет и так далее.
Важно понять, как этот человек относится к деньгам и чего ожидает как от своей профессии в целом, так и от вашей компании в частности. Так вы сориентируетесь на примерные запросы конкретно этого сотрудника и сможете понять, насколько способны обеспечить их и насколько вообще он соответствует желаемому с точки зрения своих профессиональных возможностей и деловых качеств. Спрашивайте, не стесняясь, о том, сколько ему платили на предыдущем месте работы и прочие “неловкие” вопросы относительно денег и дохода.
Достижения
Не забывайте узнать самооценку человека, который пришел к вам, его отношение к своим достижениям и результатам своего труда. Лучше всего в этом помогут такие вопросы, как: “Что вам удалось сделать на прошлой работе?”, “Чем вы гордитесь в профессиональной сфере своей жизни?”, “Назовите самый большой успех своей жизни в карьере” и прочее. Так вы поймете, что представляет ценность человека, какие его идеалы в работе, к чему он стремится.
Реакция
Всегда обращайте внимание на то, как реагирует сотрудник на все ваши вопросы. Причем самой интересной, в этом плане, реакцией для вас будет та, которая приходит на ваши самые странные и самые неожиданные вопросы. Ведь вы как работодатель должны знать, что поначалу все люди ведут себя на собеседованиях одинаково. Они нервничают, стараются показать себя с как можно более выгодной стороны, пытаются казаться лучше, чтобы понравиться вам и получить вакансию своей мечты.
Лишь постепенно они перестают волноваться и начинают говорить красивее и слаженнее. Ваша задача - вывести их из этого равновесия и заставить начать нервничать, раздражаться, даже злиться на вас. Только так, провоцируя человека, вы узнаете, что он думает на самом деле и к чему готов в настоящей жизненной ситуации. Ведь очевидно, что в реальной жизни все мы разные, и именно от того, как поведет себя такой сотрудник в настоящих “боевых” условиях, зависит его успешность на работе и, следовательно, то, насколько полезным для вашей компании он окажется.
Комбинация
Совмещайте разные виды вопросов, старайтесь запутать и сбить с толку своего собеседника. При этом с помощью своих вопросов старайтесь охватить как можно более широкий круг его интересов, его сфер жизни - это позволит понять, что перед вами за человек.
И помните: подбор кадров - это очень ответственное занятие. Старайтесь давать какие-то тесты на собеседовании, провоцировать человека, испытывайте его, таким образом вы отсеете всех тех, кто мог оказаться неподходящим кандидатом на должность.