В центре Москвы, гуляя по переулкам у Кропоткинской, можно случайно набрести на необычное здание с нарядным портиком. Рядом с ним – темный памятник. Благородная дама с цветком в руке и строгий мужчина с окладистой бородой опираются на толстый фолиант. Эти люди – Елена и Николай Рерихи, а здание называется Международный центр Рерихов. Семья, каждый из членов которой обладал незаурядным талантом, внесла неоценимый вклад в исследование и развитие российской культуры. В этом небольшом московском доме хранят и оберегают ее выдающееся наследие.
Николай Рерих: краткая биография
Будущий глава семьи родился в 1874 году в Петербурге. Историей, археологией, живописью он интересовался с детства, и это определило его дальнейшую жизнь. Николай Рерих окончил гимназию, затем поступил в Петербургский университет, а позже - в Академию художеств. В 1895 году Рерих начал обучаться живописи у Архипа Ивановича Куинджи. После выпуска из Академии Художеств молодой человек начинает трудовую карьеру в Обществе поощрения художников и одновременно с этим в редакции журнала «Мир искусства».
Со своей будущей супругой, Еленой Шапошниковой, Николай Рерих познакомился в 1899 году. Родство взглядов и убеждений, глубокая взаимная симпатия сразу были очевидны. Молодые люди обвенчались спустя два года после знакомства. В поездки и экспедиции они отправлялись вместе. Так, в 1903-1904 годах они объехали более 40 русских городов в поисках истоков русской культуры.
Между экспедициями Рерих успевал заниматься литературным и художественным творчеством. Он сотрудничал с Дягилевым и оформлял для него театральные постановки, выполнял мозаичные полотна для церквей и, конечно, писал картины. В своих полотнах художник вдохновлялся древнерусскими сюжетами, а позже – загадочной Индией.
Во время революции 1917 года семья оказалась в Финляндии и не смогла попасть назад в Петербург. Так начались долгие годы эмиграции. Рерихи сменили несколько скандинавских стран, жили в Лондоне и Америке. Николай и Елена мечтали побывать в Центральной Азии, и в 1923 году мечте суждено было сбыться. Пятилетняя азиатская экспедиция Рерихов по сей день остается одним из самых грандиозных мировых исследований. Ее значение сложно переоценить как для культуры, так и для географии. Открыты новые вершины и перевалы, собран редчайший научный материал, найдены уникальные манускрипты и археологические памятники. Все это могло остаться мечтой, если бы не Николай Рерих. Этюды и картины, созданные художником в этой экспедиции, являются одной из жемчужин русского изобразительного искусства.
В конце 1928 года Рерихи осели в Индии, в долине Кулу. Здесь художнику и суждено было окончить свои годы. Семья никогда не жила слишком пышно, а дальние экспедиции в Среднюю Азию, Индию и Тибет приучили ее членов к спартанским условиям. Время никогда не проходило в праздности. Каждый из членов семьи был занят собственными делами, а по вечерам все собирались за общим столом и обсуждали достижения дня. Образ жизни Рерихов всегда был размеренным и трудовым. В Индии Рерих основал Институт Гималайских исследований, но позже его лишился из-за нечистоплотных махинаций своего доверенного лица. Предательство не подкосило художника. Он принял участие в еще нескольких экспедициях, продолжал писать картины и работать над книгами, развивал идеи Живой Этики.
Во время Великой Отечественной войны художник перечисляет выручку от продажи своих картин на нужды Красной Армии. Он призывает к миру и единению человечества через газетные статьи и живописные полотна. Будучи вдали от родины, он оставался патриотом. Посетив большую часть стран Европы и Азии, объехав всю Америку, Рерих имел только российское гражданство. По окончании войны он подал запрос на визу, чтобы уехать на родину, но умер, не успев узнать, что в визе было отказано.
Елена Рерих
Супруга художника была выдающейся женщиной. Еще девочкой она интересовалась философией и литературой. Елена готовилась к карьере пианистки, но жизнь свела ее с молодым художником Николаем Рерихом. После свадьбы она не превратилась в домашнюю наседку, оставаясь музой и лучшим другом для своего мужа, «другиней», как он ее называл. Вместе с ним она отправлялась в экспедиции, мирясь с простыми условиями походной жизни.
Елена Ивановна освоила искусство реставрации и фотосъемки. Незаурядное художественное чутье проявилось при создании великолепной коллекции предметов искусства, которая позже была подарена Эрмитажу. Зная о занятости мужа, о том, что ему часто не хватает времени для чтения, Елена Ивановна превратилась в его глаза: она знакомилась с книгой и пересказывала мужу то, что считала наиболее важным.
Жизнь семьи
Рерихи всегда были окружены слухами и легендами. Загадочная жизнь семьи не раз становилась темой для обсуждения московской интеллигенции. Хотя в Советском Союзе за одно упоминание о них запросто можно было отправиться в лагерь. Парадокс, но при всем интересе наследие семьи осталось не до конца изученным.
История Рерихов началась в конце октября 1901 года. Как и у любой новой семьи, незамедлительно возник квартирный вопрос. Немало адресов сменили молодожены перед тем, как в 1906 году осесть неподалеку от Мойки. Много грустных минут доставили паре и денежные затруднения. Скромного жалованья секретаря Общества поощрения художников не хватило бы на приличную городскую жизнь и экспедиции одновременно. К счастью, Николай Рерих получал еще и гонорары за свои картины и литературные произведения.
Все друзья, приходившие в дом, с умилением отмечали, что такой гармоничной семьи они до сих пор не встречали. Еще больше укрепились отношения Елены и Николая после рождения сыновей Юрия и Святослава в 1902 и 1904 годах.
Дети Рерихов
С первых лет к мальчикам относились как к полноправным членам семьи. Их брали в путешествия, с мнением детей всегда считались. Братья росли непохожими друг на друга. Юрий интересовался историей, Азией и Египтом. Святослав, или, как его ласково называли, Светка, был увлечен естественными науками, лепкой, рисованием. Елена Ивановна души не чаяла в детях, в воспитании принимал непосредственное участие и сам Николай Рерих. Дети получили прекрасное образование в Сорбонне и Гарварде. Став взрослыми, они вспоминали о родителях с большой теплотой и любовью, считая себя всем обязанными их воспитанию и примеру. Юрий Николаевич посвятил свою жизнь научной работе. Он возглавлял Гималайский институт «Урусвати» в Индии, а вернувшись на родину, трудился в Институте востоковедения.
Святослав Рерих пошел по стопам отца и стал художником. Он занимался просветительской работой и руководил Школой искусств. Именно ему принадлежит инициатива создания Советского Фонда Рерихов в 1989 году.
Международный центр Рерихов
Святослав Николаевич передал Советскому Фонду Рерихов (СФР) архивы родителей, хранившиеся в Индии. Для их хранения правительством была предоставлена усадьба Лопухиных. В 1991 году СФР был реорганизован в Международный центр Рерихов (МЦР). С момента его основания до настоящего времени право центра на наследие художника оспаривается в суде. В свою очередь, центр предъявляет претензии Музею Востока, удерживающему часть картин. На это он, вероятно, имеет право, поскольку Музей имени Рериха, которому и был передан в пользование особняк Лопухиных, был основан как филиал Музея народов Востока.
С 2008 года тянется скандальное разбирательство, в результате которого МЦР может лишиться усадьбы и прав на наследие Рерихов. Тогда все экспонаты и документы будут переданы в Музей Востока, и дальнейшая их судьба будет неизвестна.
Экспозиция музея
Несмотря на судебные тяжбы, пока Музей имени Рериха продолжает функционировать. Здесь можно прикоснуться к удивительной жизни семьи, глубже понять философию этих людей, проникнуться их идеями. В экспозиции представлены книги из библиотеки Рерихов, подарки друзей и учителей, их личные вещи, семейные реликвии, редкие манускрипты, коллекция старинных бронзовых предметов из долины Кулу, где долгое время жили Рерихи, многочисленные фотоархивы и, конечно же, эскизы, наброски и живописные полотна Николая Константиновича и его сына.
Сначала выставка Рериха размещалась в небольшом флигеле усадьбы, теперь же под экспозицию отведено главное здание. В музее несколько залов, каждый из которых посвящен определенной теме. Здесь есть Вводный зал, Петербургский, Русский, зал Учителей, Живой Этики, зал Знамени Мира и другие. Можно ознакомиться с ними самостоятельно, но гораздо интереснее узнать что-то новое на экскурсии.
Экскурсии
Международный центр Рерихов сам устраивает тематические и обзорные экскурсии по музею. Конечно, об этом нужно договариваться заранее. Здесь расскажут о жизни членов семьи, их удивительных путешествиях, жизни в Индии, друзьях и учителях. Можно будет познакомиться с картинами Николая и Святослава Рерихов и получить исчерпывающие ответы от опытного сотрудника музея. Экскурсионные программы есть для разных возрастных категорий: и для школьников, и для взрослых.
Если хочется двигаться и осматривать музей в своем темпе, можно приобрести аудиогид и погрузиться в изучение жизни и картин художника самостоятельно.
Многие агентства, занимающиеся пешеходными прогулками по Москве, также устраивают экскурсии, в которых рассказывают о московских друзьях Рериха и связанных с ним местах. Как правило, такое путешествие оканчивается осмотром музея.
Деятельность музея
Центр активно участвует в выставочной деятельности. Он размещает коллекции партнеров в своем здании и сам предоставляет картины для экспонирования в галереях. Так, в 2014 году музей вывозил часть работ в Петербург на выставку в Русском музее. В мае 2016 года здесь откроется авторская выставка художника Юрия Кузнецова. Кроме того, регулярно проходят тематические выставки, посвященные определенным страницам жизни Рерихов – экспедициям, путешествиям, друзьям.
Кроме выставок, здесь организуют музыкальные вечера, дискуссии, лекции, семинары и мастер-классы. Постоянно работает художественная студия, в которой будет интересно и детям, и взрослым. Центр принимает участие в государственных акциях «Ночь в музее» и «День в музее».
Как добраться
Попасть в центр очень просто. Он находится в самом сердце Москвы по адресу Малый Знаменский переулок, 3/5. Если выйти с Кропоткинской у храма Христа Спасителя, музей будет прямо напротив, нужно лишь пересечь Волхонку. Его ближайшие соседи – Пушкинский музей, Галерея искусства Европы и Америки, а также Галерея Глазунова.