В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.
Причастие
Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие самостоятельной частью речи, поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.
Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева – к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.
Действительные
Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.
Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».
Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.
Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».
Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.
Страдательные
Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.
Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».
В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.
Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени
Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.
Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.
У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.
Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово – бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на –оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем –ущ или –ющ. Если же ко второму – то –ащ или –ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать –ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.
Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.
Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени
Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.
В прошедшем времени у действительных причастий выделяют суффиксы –вш и –ш. Например: растаявший, проросший.
У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.
И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.
С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или –енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на –ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс –нн.
В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на –еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс –нн.
Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на –ить, -ти или –чь, то в этом случае употребим только суффикс –енн.
Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).
Задания
На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.
Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.
Например:
- колоть (1 спр.) – колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
- говорить (2 спр.) – говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
- брить (1 спр., искл.) – бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
- обидеть (2 спр., искл.) – обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).
Далее можно предложить учащимся самостоятельно составить текст с использованием причастий, определяя при этом их разряд и время.