Особняк Кшесинской в Санкт-Петербурге – одна из важнейших достопримечательностей эпохи модерна. Его элегантный облик на Петроградской стороне является несомненным украшением города. Но, кроме архитектурных достоинств, особняк Кшесинской является местом исторически важным и интересным. Вокруг него до сих пор ходят легенды. Да и сама фигура балерины, красивейшей женщины, окутана ореолом романтики и таинственности.
История балерины
Матильда Кшесинская родилась в балетной семье. Её мать танцевала на сцене Мариинки, дед был скрипачом, отец – известным танцовщиком, неповторимым исполнителем мазурки. Девочка всё детство проводила за кулисами. В 8 лет её, как и сестру с братом, отдали в хореографическую школу. Тут она изначально находилась на особом положении: все дети жили в учебном заведении, а ей позволялось только приезжать на занятия.
Уже с раннего детства Матильда очень любила быть в центре внимания. Она ездила в школу на пони, запряжённом в маленький дилижанс, и упивалась любопытствующими взглядами. В училище она тоже умела быть лидером, хотя её всегда сравнивали с сестрой. Даже придя после школы в театр, она стала Кшесинской-2. Первой была Юлия. Матильда не стала первой ученицей, но была с молодости целеустремлённой карьеристкой и умела повернуть обстоятельства в свою пользу. На выпускном в хореографическом училище она смогла очаровать императора. И он именно ей пожелал «быть гордостью русского балета». На торжественном выпускном вечере, где присутствовали члены императорской семьи, она впервые встретилась с наследником трона Николаем и между ними пробежала искра.
После этого она сделала немало усилий, чтобы постоянно попадаться на глаза наследнику и в итоге добилась свидания наедине, после которого между ними установилась связь. Кшесинская, не скрываясь, стала жить одна в доме, где принимала Николая. Отношения завершились после помолвки наследника престола с немецкой принцессой Алисой. Но Кшесинская не теряла времени даром. Кроме того, что она делала успешную карьеру в театре, не стесняясь жаловаться членам императорской семьи на любые притеснения, она также завязала отношения с Великим князем – Сергеем Михайловичем. Благодаря таким связям и высокой технике танца, Матильда достигает значительных высот в театре. Она смело интригует против любых конкуренток и становится ведущей балериной Императорского театра. Она первая отечественная прима-балерина, которая смогла освоить 34 фуэте.
С 1900 года Матильда заводит параллельно два романа с членами императорской семьи: Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. Кшесинская рожает в 1902 году от князя Андрея сына. С этого времени Сергей Михайлович остаётся ей только другом. Матильда ещё два года работает в театре, но он ей становится все менее интересным. Она с упоением погружается в обустройство своей семейной (пока неофициальной) жизни. Особый талант Кшесинской состоял в умении обаять мужчин. Со всеми своими любовниками она сохранила дружеские отношения и умело пользовалась их поддержкой.
Жизнь после балета
В 1904 году Кшесинская уходит из театра по собственному желанию. На бенефис она получает роскошный подарок от императорской семьи. Она заключает с театром контракт на разовые выступления. Гонорар её составлял от 500 до 750 рублей за одно выступление. В 1917 году она покидает Петербург и отправляется в Кисловодск, а позже во Францию. Перед самой революцией князь Андрей подарил ей роскошный особняк на французском побережье. Он стал её прибежищем после эмиграции.
В 1921 году Матильда во Франции официально выходит замуж за князя Андрея. Он усыновил наконец собственного сына, который до этого носил отчество Сергея. В 1924 году ей было пожаловано дворянство и титул княжны Красинской. А в 1935-м они с князем Андреем получили титул светлейших князей Романовских-Красинских. Ещё через год Кшесинская окончательно распростилась со сценой. Но ещё долго преподавала. В 1960 году она выпускает мемуары, написанные ею вместе с мужем. Умерла балерина в 1971-м, не дожив до столетнего юбилея всего несколько месяцев.
История постройки особняка
В 1904 году Матильда Кшесинская задумала построить свой дом. Конечно, это должен быть самый лучший и необычный особняк. Выбирая место, балерина обратила внимание на самую модную территорию того времени – Петроградскую сторону. Она нашла подходящую землю на Большой Дворянской улице и пригласила для создания проекта самого популярного архитектора – Александра фон Гогена.
В 1904 году особняк Кшесинской был возведён в рекордные сроки. Через два года Матильда получила свой дворец. Оформление интерьеров она поручила архитектору Александру Иванову. Для оформления дома приглашались только профессиональные поставщики и покупались самые лучшие вещи. Матильда хотела поразить свет. И ей это удалось. В 1906 году был открыт особняк Кшесинской в СПб, адрес его: Большая Дворянская улица, дом №2-4 и Кронверкский проспект, дом №1. Дом стал самым модным местом в столице.
Биография архитектора А. И. фон Гогена
Выбирая архитектора для создания проекта своего дома, Кшесинская перебирала немало кандидатур. Но остановилась на Александре фон Гогене. Он был очень известен своими работами – многочисленными домами, церквями и общественными зданиями в Петербурге и его пригородах. Он являлся ярким представителем стиля модерн, самого модного в ту пору. Особняк Кшесинской стал для А. Гогена важным проектом. Он прославил его имя на годы вперёд. Получить такую заказчицу, как Матильда Кшесинская, было большой удачей для архитектора, так как она не скупилась на расходы и готова была на смелые эксперименты.
А. А. фон Гоген начал архитектурную практику в 1877 году. Он также имел диплом художника, создавал скульптуры, писал картины. Некоторое время работал архитектором в Военном министерстве: строил храмы, здания офицерских собраний, госпиталей. В 1903 году стал архитектором Императорского двора. Это значительно увеличило число клиентов-аристократов. И именно поэтому к нему пришла Кшесинская, которая всю жизнь старалась сохранить свою приближённость к монаршей семье. Гоген получил классическое образование. Он окончил Академию художеств, но на рубеже веков активно строил в стиле модерн, развивая и обогащая этот стиль новыми декоративными и архитектурными решениями.
Главный архитектурный стиль Петербурга начала XX века
Особняк балерины Кшесинской должен был соответствовать всем модным тенденциям. Поэтому она, обсуждая постройку дома с архитектором, сразу остановила свой выбор на стиле «модерн», который тогда был самым передовым и ярким в отечественной архитектуре. Его отличает стремление к использованию природных форм, включение различных элементов восточного зодчества, гармоничное сочетание утилитарности и эстетики, тяга к декоративности, сильным внешним эффектам. Всё это соответствовало времени рубежа веков, когда было ощущение смены эпох, шёл поиск новых форм, идей, новых канонов красоты. Гоген был представителем раннего северного модерна в Петербурге. В его постройках стиль пока ещё не раскрыт в полной мере, но все отличительные черты этого направления в его зданиях присутствовали.
Северный модерн отличает асимметрия форм, тяготение к использованию натуральных материалов в отделке, гармоничный подбор фактур и оттенков отделки в природных тонах. Здания в этом стиле напоминают по цвету и фактуре средневековые замки и северные скалистые берега. Растительные орнаменты, отделка майоликовыми панно и мозаиками – ещё одна черта этого направления. Сооружения в стиле отличает контрастность фактур, крупные, массивные формы, большое разнообразие форм оконных проёмов. Особняк Кшесинской в Петербурге стал достойным образцом раннего северного модерна.
Устройство особняка
Идея постройки особняка пришла к Матильде после рождения сына. В доме на Английской набережной она могла выделить ребёнку только одну комнату, а ей хотелось, чтобы он жил комфортно с ней и после того, как вырастет. Собравшись обустраивать особняк, Матильда высказала пожелания архитектору. В своих воспоминаниях она пишет, что наметила сама внутреннюю отделку некоторых комнат. Она хотела простора и максимального комфорта. И особняк Кшесинской стал соединением красоты и удобства. Балерина не только желала произвести впечатление на гостей и зевак, но и жить с максимальным комфортом.
Планировка особняка была очень удобной. В нём было предусмотрено всё. Имелась даже роскошная гардеробная из двух комнат: в одной хранилась одежда хозяйки, в другой – сценические костюмы. Всё было пронумеровано. Матильда могла просто послать горничной записку с номером шкафа, чтобы та прислал ей нужное платье куда угодно. Кухня была очень просторной и оснащённой по самому последнему слову техники. Сюда нередко Кшесинская приглашала гостей после обеда.
В доме было предусмотрено помещение для животных: фокстерьера Джиби, коровы, что обеспечивала ребёнка свежим молоком, свиньи и козочки, с которой Матильда выступала в «Эсмеральде». Также в хозяйстве была отдельная прачечная, гараж на два автомобиля. Для гостей в доме предусмотрен и роскошный винный погреб, о наполнении которого лично заботился князь Андрей. Парадная часть дома представляла собой роскошную анфиладу комнат, каждая из которых поражала стилем и великолепием. Отдельной гордостью хозяйки стал роскошный зимний сад.
Стиль и архитектура особняка
Создавая проект нового дома, архитектор Гоген буквально вложил в него душу. Он продумал каждую деталь, при этом чётко следовал желаниям заказчицы. Особняк Кшесинской имеет асимметричную композицию, его основу составляют равновеликие объёмы. Необычность дома заключается в том, что на парадной части, обращённой к Кронверкскому проспекту, нет главного входа. Он скрыт в небольшом дворе за воротами гранитной ограды. Оригинальность фасаду придаёт свободный ритм окон разного размера и форм. Их проёмы соответствуют внутренней планировке помещений.
План дома предполагал, что нижняя его часть будет отдана под различные служебные помещения, а первый этаж займут парадные покои: салон для приёма гостей, столовая, бальные залы. Последние, кстати, были спланированы в виде анфилады, напоминающей дворцовые интерьеры. Одновременно на втором этаже будут размещены личные покои семьи: спальни, гардеробные, ванная, детская. Для прислуги были отведены достаточно просторные, светлые помещения. Матильда не скупилась и в этом.
Фасад дома отделан красным и серым натуральным гранитом и облицовочным светлым кирпичом с элементами синей майолики и металлическим декором. Стиль – северный модерн, который предполагает сдержанность и элегантность. Дом не выглядит роскошным внешне, но он производит впечатление отточенностью стиля.
Интерьер
Особняк М.Ф. Кшесинской был рассчитан на большой эффект своим внутренним убранством. Для его оформления применялось всё самое лучшее. Мебель была заказана у крупнейшего фабриканта Мельцера. Аксессуары, предметы обстановки, светильники, люстры, посуда, ткани – всё до малейшей мелочи было заказано в лучших салонах Парижа. Матильда хотела иметь самое лучшее и в расходах не стеснялась.
По желанию хозяйки один парадный зал был оформлен в стиле Людовика Шестнадцатого, второй – русского ампира. Стены первого помещения были затянуты жёлтым шёлком, второго – белым. Для спален она предпочла английский стиль с белой мебелью. Столовая и салон были оформлены в стиле модерн. Интерьер был продуман до мелочей. Всё – от шпингалета до люстр – архитектор Дмитриев подбирал в соответствии с концепцией помещения. Поэтому гостей поражала не только роскошь, но и абсолютная гармоничность и целостность интерьеров, которые идеально подчёркивались пропорциями и формами комнат и окон.
Центр светской жизни
После открытия особняк Кшесинской, фото которого попало во все газеты, стал местом сбора высшего света. Матильда очень гордилась своим произведением и была готова чуть ли не экскурсии проводить. Здесь бывали все знаменитости того времени. Часто заходил Есенин с Айседорой Дункан, которая сильно сблизилась с хозяйкой особняка. Бывал Шаляпин. Приходили коллеги балерины: Карсавина, Нижинский, Павлова. Сергей Дягилев подолгу гостил у Матильды, с которой дружил.
Кшесинская любила устраивать концерты, приглашая для этого лучших музыкантов. Например, итальянскую звезду Лину Кавальери. В доме частым гостем был Карл Фабереже. И, конечно, главными гостями Кшесинской стали представители императорской фамилии. Здесь часто устраивались приёмы, домашние спектакли, закатывались грандиозные обеды. Десять лет Матильда вела счастливую, роскошную жизнь в своём особняке, но пришёл 1917 год. Всё изменилось.
Времена революции
В конце 1916 года Матильда начинает получать письма с угрозами, но пока сильно не беспокоится. А в феврале 1917-го ей пришлось напрямую столкнуться с революционными переменами. 28 февраля в особняк ворвались бунтовщики, начали громить и грабить. Кшесинская с сыном спешно покинула дом, прихватив сундучок с ценностями. Десять дней в доме царил произвол. И только 10 марта офицер из службы градоначальника смог описать сохранившиеся ценности, которые потом были переданы в банк. Матильда долго боролась за их возвращение, но так ничего и не добилась. Впрочем, самая большая часть вещей уже к тому времени бесследно исчезла.
Революционное руководство присмотрело дом для размещения здесь своего штаба. И особняк Кшесинской в Питере было решено «уплотнить». Полгода Матильда пыталась отстоять своё право на дом: подавала в суд, обращалась к Керенскому. Отовсюду получала успокоительные известия. Но дом так никто и не освободил. В июле 1917 года Кшесинская уезжает на дачу в Кисловодск. Ей уже больше никогда не доведётся увидеть свой особняк.
Период советской власти
После 1917 года в доме размещается Петросовет, затем – музей революции. В этот период меняются названия улиц. И вопросы о том, где расположен особняк Кшесинской (адрес), как добраться до него, становятся очень актуальными. Жителям Петербурга ещё долго придётся привыкать к тому, что улица Большая Дворянская теперь называется именем Куйбышева. В особняке в разное время размещались также Институт общественного питания, Общество старых большевиков. И только к середине 30-х годов было решено отдать его под музей.
Музей и особняк
В 1938 году здесь открыли музей Сергея Кирова. К этому времени обстановка особняка была почти полностью утрачена. Оставались только элементы внутренней отделки. В 1957 году тут создают музей Революции, восстанавливают обстановку одного из кабинетов вождей переворота. Особняк Кшесинской, часы работы которого теперь определены режимом музея, соединяют с соседним зданием – особняком барона Бранта. В 1991 году комплекс отдают под Музей политической истории России, часть экспозиции посвящена временам Матильды Кшесинской.
Жизнь особняка сегодня
Особняк Кшесинской в СПб сегодня предстаёт в двух ипостасях: он продолжает работать как музей истории, но немало посетителей приходят сюда, чтобы увидеть своими глазами остатки роскошных интерьеров. Здесь сохранилось немногое из предметов обстановки, но сами залы остаются почти в первозданном виде. Особняк Кшесинской, адрес которого теперь стал местом проведения литературных и музыкальных вечеров, позволяет увидеть гениальную, стильную задумку архитекторов и великолепное исполнение этой идеи. Сохранившаяся парадная лестница, залы, люстры дают представление о масштабе проекта. Особняк Кшесинской (СПб) часы работы имеет следующие: с 10 до 18. Сегодня он привлекает немало гостей и жителей Северной столицы, как стильный объект и место, где проходила жизнь необычной женщины.
Легенды особняка
Особняк Кшесинской в Санкт-Петербурге всегда был окутан различными слухами и легендами. Ещё во времена строительства народ поговаривал: деньги на такую роскошную постройку дал сам император Николай Второй. Именно по его приказу между домом и Зимним дворцом был проложен подземный ход. Этот слух был настолько устойчив, что и сегодня некоторые посетители особняка хотят увидеть его своими глазами.
Также особняк Матильды Кшесинской, история и роскошь которого поражала воображение пролетариата, на протяжении всей послереволюционной судьбы сопровождался слухами о кладе. Так как при захвате здания официально было найдено не так уж много драгоценностей и предметов роскоши, то в народе сложилась легенда о том, что Матильда упаковала все ценности в сундук и спрятала. Найти его до сих пор никому не удавалось. Ещё один городской слух связан с видением женской фигуры в окнах особняка. Жители Петроградской стороны говорят, что по ночам там бродит призрак балерины, которая никак не может расстаться со своим любимым домом.
Интересные факты
Особняк Кшесинской в СПб – это место историческое. Здесь в 1917 году с балкона говорил речи Владимир Ленин. С 1938-го он использовался как музей сначала С. Кирова, потом – Революции и, наконец, политической истории России. Огромный гардероб балерины, находившийся в особняке, после революции был конфискован. Ещё долгие годы Александру Коллонтай, русскую революционерку и дипломата, можно было увидеть в платьях Матильды.