КБ Сухого широко известно как в бывшем Союзе, так и далеко за его пределами разработкой самолетов военного назначения. И пока существовал СССР, у этого предприятия было четко указанное направление. В рамках бюро разрабатывались самолеты, которые, как это было принято в Союзе, получали названия, состоящие из первых букв наименования КБ и номера модели. Су-27, Су-29 — разработки данного предприятия.
В 21-м веке в рамках бюро появилась новая организация. Ее название незначительно отличается от "родителя", а вот специализация изменилась кардинально. Компания не занимается военными машинами — в планах только гражданская авиация. И в 2008 году общественности был представлен самолет Sukhoi Superjet 100 — ближне- и среднемагистральный однопалубный лайнер. Серийное производство было налажено в том же 2008 году и функционирует по сей день.
Описание
Единственная советская пассажирская авиакомпания использовала исключительно отечественные модели: самолеты Ильюшина, Туполева, Антонова. В линейке любого из этих предприятий были гражданские разработки, а некоторые выпускали исключительно пассажирские самолеты, которые были практичными, легкими в обслуживании, и, что самое главное, достаточно дешевыми.
Но даже если не учитывать самолеты советской эпохи, назвать Sukhoi Superjet 100 российским можно с большой натяжкой. Да, он стал первым пассажирским воздушным судном, созданным в РФ, но в разработках принимало участие множество иностранных компаний. И «Аэрофлот», ставший основным эксплуатантом данной машины, использует его в тех случаях, когда пускать большие аэробусы типа "Боинга" экономически невыгодно. Самолет вмещает 100 человек (в максимальной модификации), легко переделывается из двух классов в один и достаточно удобен как для компании, так и для пассажиров. Справедливости ради стоит отметить, что разработчики выпускают самолет в расчете на два класса — 12 мест в первом, остальные — в экономе.
Особенности
Одной из интересных деталей, которой может похвастаться Sukhoi Superjet 100, является компоновка салона. Обычный путешественник привык, что в пассажирской авиации используется два типа салонов — 9 мест в ряд (3 секции по три кресла), как, например, в "Боинге-747", или 6 мест (2 секции по три кресла) — как в "Боинге-737". Здесь эконом-класс имеет 5 мест в ряду, с одной стороны прохода — стандартная секция в три кресла, с другой — в два.
Другой особенностью можно назвать то, что лайнер использует детали и целые блоки от множества иностранных компаний, благодаря чему он получил самое современное авиационное и другое оборудование. Среди них можно отметить систему, предохраняющую от касаний полосы хвостовой частью на этапах взлета (посадки) даже при ошибке пилота.
Также к особенностям отнесем и уникальность новой машины. По оценкам специалистов, Sukhoi Superjet 100 практически не имеет ничего общего с более ранними разработками самолетов гражданского класса.
Характеристики
Технические параметры представим в виде списка:
- Силовая установка представлена парой двигателей Sam146 — 1S17.
- ВСУ (вспомогательная) — Honeywell RE220.
- Крейсерская скорость — 830 км/час.
- Максимальная — 860 км/час.
- Потолок — 12 200 м.
- Дальность полета — 3048 м.
- Размах крыльев — 27,8 м.
- Площадь крыла — 77 кв. м.
- Вместимость — 98 мест (+ 3 человека экипажа — бортпроводник и пилоты).
- ВПП для взлета — не менее 1750 м, для посадки — больше 1650 м.
Стоит отметить, что после выхода первой версии, данные о которой представлены выше, в 2013 году была разработана модификация Sukhoi Superjet 100LR — самолет с увеличенной дальностью полета. За исключением более мощных двигателей (модель 1S18) он ничем не отличался от исходной машины, но дальность полета у него на 1000 км больше. Кроме того, для описываемого варианта самолета требовалась более длинная полоса для набора скорости отрыва — 2000 м.
Компоновка салона
Теперь перейдем к рассмотрению лучших и худших мест, а также общей компоновки среднемагистрального лайнера Sukhoi Superjet 100. Схема салона представлена ниже.
Машина имеет выходы в начале и в конце фюзеляжа (аварийных выходов по схеме над крыльями нет), кухню, расположенную в хвостовой части, и двухсалонную компоновку.
Самые худшие места, как и в других лайнерах, расположены в конце салона. За спинками — перегородка, отделяющая кухню (места D, E, F), и туалеты (места А, С), поэтому спинки кресел зафиксированы. Также до последнего ряда могут доноситься запахи. Некоторое неудобство будет у пассажиров, летящих в первом ряду бизнес-класса, так как впереди главные пассажирские двери — во время взлета, посадки эти места могут использоваться для багажа. А за перегородкой впереди находятся туалеты.
Самыми лучшими местами можно назвать расположенные в 6-м ряду — первом в эконом-классе. Здесь много места для ног, спинки откидываются, а перед вами перегородка — никто на вас спинку не откинет. Некоторое неудобство может ощущать пассажир, занимающий место 6D. Проходы в "бизнесе" и "экономе" сдвинуты относительно друг друга.
Интересной особенностью компоновки является то, что ни в "бизнесе", ни в "экономе" нет кресел В. А по традиции, у иллюминатора, С — у прохода. Выше уже упоминалось, что эконом-класс получил 5 мест в ряд. Для любителей путешествовать вдвоем это будет несомненным плюсом.
Заключение
Авиалайнер Sukhoi Superjet 100, фото которого были представлены в этом обзоре, стал удобным решением для перелетов на сравнительно небольшие расстояния. На не особо нагруженных маршрутах перевозчик получил возможность использовать менее требовательную к ресурсам машину. Также можно отметить, что "Суперджет" является сравнительно новым судном, имеющим современные системы безопасности и навигации.