Соединенные Штаты Америки являются президентской республикой. Главной чертой их политической системы является разделение властей на три вида: исполнительную, законодательную и судебную. Именно эта структура позволяет соблюдать равновесие в стране.
История возникновения
Первоначально вся власть в стране была в руках Конституционного Конгресса США (1774 год). Отдельного руководителя страной в то время не существовало, а парламент США (Конгресс) выбирал из состава своих членов президента, роль которого, однако, была невелика – он лишь был председателем при проведении голосования. Только в 1787 году США приобрели статус президентской республики, а главным руководителем страны стал президент. Глава США представлял федеральную исполнительную власть в стране. Власть руководителя страны поддерживалась и укреплялась принятой через два года Конституцией.
Для уравновешивания системы власти в США существует ее разделение на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Каждая структура имеет возможность влиять на деятельность другой власти, что позволяет достичь максимального равновесия. Первый Конгресс США в его современном виде был созван в 1789 году. Через год он переезжает в здание Капитолия штата Вашингтон.
Конгресс США (парламент)
Конгресс США, или парламент, представляет законодательную власть в стране. Его структура включает в себя два звена:
- Палата представителей.
- Сенат.
Выборы в обе структуры проходят тайно. Члены структур не могут быть распущены раньше истечения срока их полномочий.
Палата представителей
Она избирается сроком на два года, а число ее членов составляет 435 человек. Количество членов зависит от числа округов Америки, при этом места распределяются пропорционально численности населения. Изменение количества представителей от штата происходит каждые десять лет и только согласно результатам переписи. К члену Палаты предъявляются определенные требования: он должен быть не моложе 25 лет, иметь американское гражданство не менее семи лет и проживать в том штате, представителем которого желает стать.
Сенат
Сенат же формируется сроком на шесть лет, но каждые два года происходит обновление части его состава. Представителей избирают по два человека от штата, причем количество его населения роли не играет. Требования к сенаторам более строгие, чем к представителям Палаты. Сенатором может быть гражданин США (имеющий гражданство не менее девяти лет), достигший тридцати лет и проживающий в штате, интересы которого он собирается представлять.
Статус членов парламента
Национальный Конгресс США наделяет своих членов особым статусом и правами. Они обладают иммунитетом, который действует лишь во время проведения заседаний, по пути на них, а также обратно. Из этой привилегии есть исключения: измена, уголовное преступление и нарушение общественного порядка. Члены Конгресса США также не отвечают за свои высказывания и голоса. Но и здесь есть исключения, к ним могут быть применены дисциплинарные меры, такие как выговор, порицание, лишение статуса старшинства, исключение из состава.
Парламент США наделяет своих членов мандатом, который их ни к чему не обязывает перед избирателями, ведь они представляют интересы нации. Однако на деле перевыборы членов проходят путем голосования обычных граждан, поэтому с их мнением приходится считаться.
Законодательный орган наделяет своих членов и другими привилегиями. Все парламентарии получают заработную плату, бесплатно пользуются большим количеством медицинских услуг, а также некоторыми другими услугами. Им предоставляется служебное помещение для проживания, а также назначается пенсионное содержание. Расчет пенсии члена парламента производится исходя из стажа его работы.
Структура палат. Сенат и Конгресс США
Каждая палата Конгресса США имеет свою внутреннюю структуру. Палата представителей возглавляется спикером, избрание которого происходит на первой сессии. Парламент США наделяет его обширным кругом полномочий. Спикер является третьим лицом во всем государстве (1-й - президент, 2-й - председатель Верховного суда). Так, он назначает меры дисциплинарного взыскания, определяет основные вопросы заседания, дает право голоса депутатам. Голос спикера является решающим при равенстве голосов.
Главным лицом Сената является вице-президент. В период его отсутствия выбирается его временный заместитель (на деле заместитель является основным действующим лицом). Он является связующим звеном между исполнительной и законодательной властью. Вице-президент возглавляет некоторые заседания, направляет законопроекты в определенные комитеты, подписывает и утверждает законопроекты. Он тоже обладает правом решающего голоса в случае возникновения спорного вопроса, в противном же случае вице-президент не голосует.
Ежегодно проводится сессия, которая начинается в начале года и длится более полугода, с перерывами. Как правило, заседание палат происходит отдельно, но бывают и исключения. Эти встречи чаще всего проходят открыто, что не исключает проведения в случае необходимости тайного собрания. Заседание считается состоявшимся при достижении большинства голосов.
Дальнейшими звеньями структуры палат являются их комитеты. Существует два их вида:
- Постоянные.
- Временные.
Постоянных комитетов существует 22 в Палате представителей и 17 в Сенате. Число комитетов определено высшим законом страны (Конституцией). Каждый из комитетов занимается отдельным вопросом (медицина, экономика, оборона страны, финансы и др.). Председателями постоянных комитетов являются представители партии большинства, имеющие наибольший стаж и опыт работы в Конгрессе.
Специальные комитеты создаются только при необходимости. Это могут быть случаи расследования отдельных вопросов деятельности правительственных органов или решения проблем. Они заседают в любое время и в любом месте. На заседания могут приглашаться свидетели и затребоваться необходимые документы. После решения всех вопросов специальные комитеты подлежат расформированию.
Партийные фракции
Конгресс США включает в себя две основные партии:
- Демократическая.
- Республиканская партия.
Обе эти партии образуют свои фракции, во главе которых стоят избранные лидеры. Во фракции создаются комитеты по различным направлениям, а также существуют партийные организаторы. Они представляют интересы членов фракции и наблюдают за соблюдением правил в Палате. Республиканская партия и демократическая способствуют назначению в комитеты, проведению избирательных кампаний и поддерживают инициативы членов парламента.
Полномочия Конгресса США
Законодательный орган США имеет широкий круг полномочий. Их можно разделить на две группы:
- Общие.
- Специальные.
Общие полномочия осуществляются обеими палатами парламента. Они включают в себя: финансы (налоги, сборы, займы, долги, курс валют и другие), экономику (торговля, патентное и авторское права, банкротство, наука и ремесла и другие), оборону и внешнюю политику (война, армия и другие), охрану общественного порядка (полиция, мятежи и восстания и другие). Также к общим полномочиям относятся вопросы принятия гражданства, федеральных судов и некоторые другие.
Специальные полномочия Конгресса реализуются каждой из его палат в отдельности. Палаты имеют свои функции, причем каждая из них решает свои задачи (например, Палата представителей иногда имеет право избирать президента, а Сенат порой выносит решение о виновности и невиновности гражданина).
Законодательный процесс
Законодательный процесс начинается с внесения законопроекта на рассмотрение Конгресса. В целях ускорения его рассмотрения возможно внесение законопроекта для одновременного рассмотрения обеими палатами. В каждой из палат парламента билль проходит три основные стадии рассмотрения. Причем есть и дополнительный этап – рассмотрение в комитете.
Во время первого чтения законопроект просто выносится на рассмотрение, потом он передается на рассмотрение специального комитета, занимающегося этой сферой, или даже нескольких комитетов одновременно. Здесь документ глубоко изучают, вносят в него поправки и дополнения. Если большинство членов комитета одобряет билль, то он проходит на дальнейшее рассмотрение.
Второе чтение заключается в оглашении текста законопроекта, возможности и необходимости внесения в него поправок и дополнений.
На третьем чтении оглашается усовершенствованный окончательный вариант билля, после чего объявляется голосование. Если первой палатой законопроект был принят, то он может перейти на рассмотрение следующей инстанцией. В следующей палате проходит та же процедура рассмотрения. Если между палатами нет единого мнения, то создается согласительный комитет, который помогает найти решение, которое устроит обе стороны. Если даже это не помогло и единого мнения так и не сформировалось, то законопроект подлежит отклонению. При одобрении билля обеими палатами он переходит на заключительный этап - подписание президентом. После этой процедуры законопроект считается принятым и подлежит опубликованию.
Резолюция
Парламент США имеет широкий круг полномочий. Его деятельность не ограничивается только созданием и утверждением законов, он занимается и принятием резолюций. Это могут быть простые резолюции, совместные и совпадающие. Простые определяют деятельность палаты и принимаются только ее членами, после чего они подлежат утверждению президентом США. Совместные резолюции подлежат рассмотрению и голосованию обеими палатами. Совпадающие же принимаются сразу двумя палатами Конгресса по вопросам их взаимоотношений.
Статус Конгресса и его недостатки
Роль Конгресса в США огромна. Он является не просто законодательным органом. Парламент влияет на оборону страны. Его статус значительно превосходит роль Пентагона, который вынужден не просто считаться с мнением парламентариев, но и во всем им подчиняться. Это сильно ослабляет военную силу Америки. Например, для принятия решения о создании нового оружия или военного транспорта военные должны доказать членам Конгресса эту необходимость и все плюсы подобного решения. При этом парламентарии не имеют понятия о тонкостях военной политики, специфике оружия и организации вооружения в целом. Основная масса членов конгресса имеет юридическое образование. Военным приходится делать массовую рекламу и устраивать целые представления с целью склонить на свою сторону большее число голосов. Эта процедура имеет свои недостатки. В первую очередь это вынесение принятия секретных решений на слушание столь большого круга людей. Это делает невозможным сохранить в тайне появление новинок. Во-вторых, парламентарии, не имея специального образования, смотрят не на реальную необходимость, а на более яркое выступление представителя. В-третьих, такая же ситуация обстоит и с вопросами решения военных конфликтов.