Трактор ДТ-20 - легендарный колесный тягач, выпускавшийся на тракторном заводе в Харькове с 1958 до 1969 года. Всего с конвейера сошло 248 400 машин.
Востребованность
Харьковский тракторный завод выпускал модель ДТ-20 еще и для экспорта. Тысячи новых, сверкающих красной краской машин отправлялись во Францию, Нидерланды, Бельгию и во многие другие страны. Машину, идеально подходящую для уборочных сельскохозяйственных работ, брали нарасхват. Цена была более чем доступна, и это имело большое значение.
Простая, безрамная конструкция, тормоза-педали, которые можно переставить и развернуть, дизельный мотор с водяным, достаточно эффективным охлаждением, благодаря чему он не нагревался при любой нагрузке - вот достоинства модели.
Добавляла привлекательности изменяемая колея, что было особо ценным качеством на французских виноградниках, где колея никогда не имела определенного значения и была разной ширины. Изменяемый клиренс, регулируемая продольная база, возможность перестраивания в режим заднего хода, компактность - все это делало советский колесный трактор привлекательным не только в сельском хозяйстве, но также в лесной, в коммунальной системе и на стройках.
Универсальность машины была просто фантастической. Единственным недостатком было отсутствие крыши. Ее пытались заменить тентом, но этого было недостаточно. Постоянный ветер сносил тент, и никакие крепления не помогали.
Модернизация
Трактор ДТ-20 использовался как дальнейшее развитие проекта ДТ-14Б, который нуждался в доработке.
Дизельный двигатель ДТ-20 развивал 18 л. с., этого было вполне достаточно для выполнения работ в садоводческом хозяйстве с различными прицепными и навесными устройствами.
В сравнении с предшественником, ДТ-20 получил новое оперение, были значительно увеличены крылья, удлинены стойки навесного тента, установлена педаль одновременного включения всех тормозов сразу.
Универсальный агрегат ДТ-20 (трактор), фото которого представлены в статье, использовался как тягач, как транспортировщик для перевозки овощеводческой продукции, собранной заранее в полуприцепы на колесах. Такая работа была наиболее эффективной по времени. На полях, по сути, создавался конвейер бесперебойной доставки продукции к хранилищам.
Трактор ДТ-20: технические характеристики
Модель ДТ-20 относится к шестому тяговому классу специальной малогабаритной техники. Трактор оснащен двигателем ХТЗ Д-20 мощностью 18 л. с. и достаточно высокооборотистым, частота вращения составляла 1600 об/мин. Силовой агрегат разгонял машину до скорости 9,5 км/час. Такой скорости было достаточно для динамичной транспортировки прицепных устройств с готовой продукцией.
Трактор ДТ-20 отличался хорошей маневренностью, радиус поворота машины не превышал 780 мм, что позволяло разворачиваться на небольших площадях. Дорожного просвета в 250 мм также было вполне достаточно для успешного выполнения сложных маневров по преодолению препятствий на сельхозработах. Удельный расход горючего компактной машины составлял всего около 200 г на час непрерывной работы в холостом режиме. А поскольку большинство операций проводились на малом газу, то трактор ХТЗ ДТ-20 мог считаться достаточно экономичной машиной.
В определенные моменты, когда ход уборки урожая возрастал, автомобиль мог повысить обороты и значительно прибавить в скорости. Характеристика трактора ДТ-20 относительно его КПД в обычном режиме работы выглядит достаточно позитивно: машина мощная, экономичная и надежная в работе. Это подтверждается паспортными данными, где отмечены основные эксплуатационные параметры.
Весовые и габаритные параметры
- Длина трактора - 3040 мм.
- Ширина - 1304 мм.
- Высота - 1442 мм.
- Вместимость топливной ёмкости - около 140 литров.
Силовая установка
Модель ДТ-20 комплектовалась двигателем марки Д-20 с гибкими характеристиками. Номинальная мощность 18 л. с. могла увеличиваться до 20 л. с. за счет повышения оборотов с 1600 в минуту до 1800 об/мин. При этом такой режим никак не ограничивался, агрегат на перегревался и мог работать на повышенных оборотах довольно продолжительное время.
Степень сжатия у двигателя отмечалась в пределах 15 единиц, что также было близко к норме. Небольшой дизель не нуждался в пускаче, какими обычно оснащаются более мощные моторы. Мотор Д-20 запускался электростартером.
Двигатель нуждался в модернизации, поэтому переделку начали с изменения конфигурации кривошипа коленчатого вала. Из-за этого пришлось перепрофилировать боковые стенки картера. Некоторые параметры были изменены с учетом перспективы более высоких оборотов.
Изменений было много, но все они были конструктивно связаны друг с другом, поэтому получился хорошо сбалансированный, надежный двигатель с достаточно продолжительным ресурсом.
Трансмиссия
Агрегат передачи вращения на задние колеса был достаточно простым и состоял из соединительной муфты, сцепления, дифференциала заднего моста. Трансмиссия обеспечивала четырехступенчатое продвижение вперед и такое же движение назад. Для особых случаев была предусмотрена пятая понижающая передача.
В то время колесные трактора типа ДТ-20 были оснащены только одним задним ведущим мостом. Передние колеса не играли в тяговых усилиях никакой роли, а только выполняли функцию управления машиной. Поэтому разработчики старались загрузить передний мост. Использовался даже простой балласт в виде чугунных накладок, лишь бы передние колеса не задирались во время транспортировки прицепов.
Уникальные инженерные решения
Многочисленные доработки и изменения на месте позволяли создать не одно дополнительное приспособление. Трактор ДТ-20 получал дополнительные возможности к уже имеющимся штатным. Машина легко перестраивалась для постоянного передвижения задним ходом. Все, что находилось в кабине, можно было переставлять: рулевую колонку, педали, сиденье водителя. Все устройства могли разворачиваться на 180 градусов и работать в том же режиме, но только в другом направлении.
Это уникальное решение вопросов, связанных с управлением трактором, было чрезвычайно полезным с точки зрения практического применения. Трактор, и без того универсальный, становился суперуниверсальной машиной.
Механизация садоводства и овощеводства в народном хозяйстве СССР была одной из самых важных технических задач того непростого времени. Трактор ДТ-20 был идеальным механизмом для решения подобных заданий. Кроме собственных возможностей, ДТ-20 еще и оснащался целым комплексом различных приспособлений.
Специальные вспомогательные устройства
- Лозоподпорщик ЛВН-1,5.
- Опрыскиватель ОНК-Б.
- Самосвальные платформы для выгрузки винограда.
- АВН-0,5 для вывоза винограда собранных винных сортов.
- Опрыскиватель для виноградников "Заря" ОВПН.
- Виноградные волокуши.
- Погрузчик для перевозки лозы.
- Распылитель ОШУ-50.
- Молотилка, подборщик для льна.
Память о легендарной сельскохозяйственной машине
Представлен во многих музеях по механизации сельского хозяйства ДТ-20. Трактор, фото которого есть повсюду, независимо от статуса выставки или музея, имеет популярность.
- Экспозиция в Саратове на Соколовой горе под открытым небом.
- Музей в эстонском городе Тарту.
- Музей быта и архитектуры Приднепровья.
- Музей тракторов в Чебоксарах.
Благодаря выставочным комплексам и музеям живет память о знаменитых автомобилях, тракторах и комбайнах советского периода.