Влияние марксизма на социологию в 20 веке было очень велико. Карл Маркс стремился создать строго объективную теорию общественного развития, опирающуюся на исторические факты. Безусловно, это ему удалось.
Социология марксизма в России имеет свою историю. Однако не только в нашей стране это учение приобрело большую популярность. Марксизм является одним из крупнейших направлений социологии 20 столетия. Многие известные исследователи общественной жизни, а также экономисты и другие приверженцы данного учения внесли свой вклад в него. В настоящее время имеется обширный материал по марксизму. В данной статье мы расскажем об основных положениях этого учения.
На чем основан марксизм
Чтобы лучше понять, что представляет собой социология марксизма, кратко проследим его историю. Фридрих Энгельс, соратник Карла и его друг, выделяет три традиции, которые повлияли на это учение. Это немецкая философия, французская историческая наука и английская политэкономия. Главная линия, которой следовал Маркс, - классическая немецкая философия. Карл разделял одну из основных идей Гегеля, заключающуюся в том, что общество в целом проходит последовательные этапы в своем развитии. Изучив английскую политэкономию, Карл Маркс (на фото выше) ввел в свое учение термины из нее. Он разделял некоторые из современных ему идей, в частности, теорию трудовой стоимости. У социалистов и историков из Франции он позаимствовал такое известное понятие, как классовая борьба.
Восприняв теории всех этих ученых, Ф. Энгельс и К. Маркс качественно их переработали, в результате чего появилось совершенно новое учение - социология марксизма. Кратко его можно определить как сплав экономических, социологических, философских и других теорий, которые тесно связаны между собой и являются единым целым, выражающим потребности рабочего класса. Учение Маркса, если говорить конкретнее, представляет собой анализ капиталистического общества, современного ему. Карл исследовал его структуру, механизм, неизбежность изменения. В то же время бесспорным является тот факт, что для него анализ становления капитализма являлся анализом исторического развития общества и человека.
Метод марксизма
Метод, который использует социология марксизма, принято определять как диалектико-материалистический. Данный метод базируется на особом понимании окружающего мира, согласно которому качественным изменениям подвержено как человеческое мышление, так и явления общества и природы. Эти изменения объясняются борьбой тех или иных внутренних противоположностей и являются взаимосвязанными.
Социология марксизма утверждает, что идея - не создатель, не творец. Она отражает материальную действительность. Следовательно, в познании и изучении мира необходимо исходить из самой реальности, а не из идеи. Говоря конкретнее, исследуя структуру человеческого общества, нужно отталкиваться не от способа мышления, присущего данному обществу, а от исторического движения.
Принцип детерминизма
Социология марксизма одним из основных признает принцип детерминизма, согласно которому в общественных явлениях и процессах имеется причинно-следственная связь. Ученые до Карла затруднялись в определении основных критериев, детерминирующих все остальные общественные отношения и явления. Они не могли отыскать объективный критерий для подобного выделения. Социология марксизма утверждает, что именно экономические (производственные) отношения следует считать таковыми. Карл Маркс полагал, что развитие общества – смена этапов производства.
Бытие определяет сознание
Социальная жизнь, согласно Марксу, детерминируется как предшествующим историческим развитием данного общества, так и общественно-историческими законами. Последние действуют вне зависимости от воли и сознания людей. Люди не способны изменить их, но могут их открыть и приспособиться к ним. Таким образом, идеалистическое представление о том, что развитие общества определяется волеизъявлением людей, то есть сознание обуславливает бытие, опровергается в марксизме. Бытие определяет сознание, а не иначе.
Влияние марксизма на социологию
Карл Маркс и Фридрих Энгельс внесли значительный вклад в понимание того, что следует считать предметом общей социологии. Эта наука, по их мнению, должна анализировать реальную жизнь людей, то, чем они являются на самом деле, а не кем они представляют себя. Классики марксизма выступали за такую определенность, при которой предметом общей социологии стало бы общество, рассматриваемое как совокупность различных практических отношений, складывающихся между людьми и связанных с так называемой родовой сущностью индивида. В связи с этим для правильного понимания ее предмета большое значение имеют такие определения, данные К. Марксом, как сущность человека, природа, труд, общество. Вкратце рассмотрим каждое из них.
Сущность человека
Маркс и Энгельс, рассматривая индивида с позиции материализма, пытались определить, в чем заключается его отличие от животного. Они также хотели понять, в чем состоит его специфика как родового существа. Карл отметил, что человек является не только природным существом, но и общественным, которое реализует условия своего социального и материального существования с помощью деятельного отношения к миру. Сущность человека, по Марксу, составляет его трудовая, производственная деятельность. Он считал, что его производственная жизнь является жизнью родовой. Карл подчеркивал, что когда люди начинают производить предметы, необходимые им, они начинают выделять себя из животного мира.
Труд
Расскажем теперь о том, как относится к труду социология марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали его в качестве сознательной деятельности индивида, направленной на обмен веществ с природой. Карл отмечает, что человек в целях присвоения природного вещества в форме, пригодной для его жизни, приводит в движение естественные силы, которые принадлежат его телу. Воздействуя на внешнюю природу с помощью этого движения, изменяя ее, человек одновременно изменяет собственную природу. Труд, согласно марксизму, создал не только отдельного индивида, но и общество. Оно появилось как результат взаимосвязи людей, образовавшейся в процессе труда.
Природа
Представления о природе и взаимоотношении ее с обществом в домарксистской социологии относились главным образом к одной из следующих категорий:
- идеалистической (общество и природа не зависят друг от друга, не имеют никакой связи, так как это качественно иные понятия);
- вульгарно-материалистической (все общественные процессы и явления подчиняются господствующим в природе законам).
Философия и социология марксизма выступают с критикой обеих этих теорий. Предложенное Карлом учение предполагает, что природные сообщества и человеческое общество обладают качественным своеобразием. Тем не менее, между ними существует связь. Объяснить структуру и развитие законов общества нельзя, основываясь лишь на биологических законах. В то же время нельзя полностью пренебрегать биологическими факторами, то есть обращаться исключительно к социальным.
Общество
Карл Маркс говорил, что человека отличает от животного целесообразная трудовая деятельность. Он определил общество (с учетом того, что между человеком и природой осуществляется обмен веществ) как совокупность отношений людей друг к другу и к природе. Социум, по Марксу, является системой взаимодействия между индивидами, основу которой составляют экономические отношения. Люди вступают в них с необходимостью. Это не зависит от их воли.
Нельзя однозначно утверждать, права или не права социология марксизма. Теория и практика показывают, что определенные черты общества, описанные Марксом, действительно имеют место. Поэтому и по сей день не угасает интерес к идеям, предложенным Карлом.
Базис и надстройка
В любом обществе выделяются базис и надстройка (согласно такому учению, как социология марксизма). Основные характеристики двух этих понятий мы сейчас рассмотрим.
Базис является сферой, в которой происходит совместное производство материальных благ. Оно обеспечивает общественное и индивидуальное существование человека. Производство рассматривается Карлом Марксом как присвоение природы с помощью целесообразной деятельности в рамках социума. Ученый выделил следующие элементы (факторы) производства:
- труд, то есть целесообразную деятельность индивида, нацеленную на создание тех или иных материальных благ в рамках общества;
- предметы труда, то есть те, на которые воздействует человек своим трудом (это могут быть либо подвергнутые обработке материалы, либо данные самой природой);
- средства труда, то есть то, с помощью чего люди воздействуют на те или иные предметы труда.
Средства производства включают в себя предметы и средства труда. Однако они будут лишь мертвыми вещами до тех пор, пока люди не соединят их своей работой. Поэтому, как отмечал К. Маркс, именно человек – решающий фактор производства.
Базис общества составляют средства и предметы труда, человек со своими навыками и трудовым опытом, а также производственные отношения. Социальную надстройку формируют все другие общественные явления, появляющиеся при создании материальных благ. К данным явлениям относятся политические и юридические институты, а также формы общественного сознания (философия, религия, искусство, наука, мораль и т. д.).
Экономический базис, согласно учению К. Маркса, определяет надстройку. Тем не менее, не все элементы надстройки базис определяет в равной мере. Надстройка, в свою очередь, оказывает определенное влияние на него. Как указывал Ф. Энгельс (портрет его представлен выше), только в конечном итоге влияние базиса можно назвать решающим.
Отчуждение и его виды
Отчуждение – это объективное отделение того или иного субъекта от самого процесса деятельности или от ее результата. Маркс рассматривает эту проблему наиболее детально в своем труде под названием "Философско-экономические рукописи", созданном в 1844 году, но изданном лишь в 30-е годы 20 века. В этой работе проблема отчужденного труда рассматривается как основная форма отчуждения. Карл Маркс показывает, что важнейшей частью "родовой сущности" (человеческой природы) является потребность участвовать в творческом, свободном труде. Капитализм, как считает Карл, систематически разрушает данную потребность индивида. Именно такой позиции придерживается социология марксизма.
Виды отчуждения, по Марксу, следующие:
- от результата труда;
- от процесса труда;
- от своей сущности (человек является "родовой сущностью" в том смысле, что в качестве свободной и универсальной сущности он созидает себя (род) и окружающий мир);
- от окружающего мира (природы, людей).
Если рабочему не принадлежит результат его труда, то должно существовать то, чему он принадлежит. Точно так если процесс труда (деятельность) не принадлежит рабочему, имеется его владелец. Только другой человек, именуемый эксплуататором, может быть этим чуждым существом, а не природа или бог. В результате этого появляется частная собственность, которую также исследует социология марксизма.
Виды отчуждения (по Марксу), перечисленные выше, можно ликвидировать, если создать новое общество, которое было бы освобождено от алчности и эгоизма. По крайней мере, так утверждают социалисты, считающие, что экономическое развитие остановить невозможно. Идеи Карла Маркса, как известно, использовались в революционных целях. Социология марксизма сыграла важную роль не только в науке, но и в истории. Неизвестно, как бы развивалась наша страна в 20 веке, если бы большевики не восприняли эти идеи. Как положительные, так и отрицательные явления привнесла в жизнь советских людей социология марксизма, и современность не до конца освободилась от них.
Кстати, не только социалисты использовали идеи, предложенные Карлом. Знакомы ли вы с таким направлением, как легальный марксизм? Ниже представлены основные сведения о нем.
Легальный марксизм
В истории отечественной социологической мысли конца 19 – начала 20 столетия весьма заметное место занимала социология легального марксизма. Кратко ее можно охарактеризовать как идеологическое и теоретическое течение. Оно является выражением буржуазной либеральной мысли. Легальный марксизм в социологии основывался на марксистских идеях. Они в основном касались экономической теории, для обоснования того, что развитие капитализма в нашей стране является исторически неизбежным. Приверженцы его выступали против идеологии народничества. Наиболее известные представители легального марксизма: М. Туган-Барановский, П. Струве, а также С. Булгаков и Н. Бердяев. Социология марксизма в дальнейшем эволюционировала в сторону религиозной и идеалистической философии.
Конечно, мы лишь вкратце рассказали об учении, созданном Карлом. Социология марксизма и ее значение - обширная тема, однако основные ее понятия были раскрыты в этой статье.