Педагог с высшим медицинским образованием Мария Монтессори, методика воспитания которой получила общемировую известность, была выдающейся личностью своего времени. Ее смелый подход к педагогической теории и практике до сих пор вызывает споры.
Методика Марии Монтессори - самоценность ребенка и подготовленная среда развития
Исследуя поведение детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что закономерности развития организма человека, этапы созревания его физиологических систем во взаимосвязи с высшей нервной деятельностью сугубо индивидуальны. Педагог не имеет права активно вмешиваться в процесс становления личности. Любое поощрение или наказание нарушает естественный ход развития. Традиционное обучение, имеющее целью навязывание ребенку общих правил без учета его индивидуальных способностей, препятствует раскрытию потенциала личности. Задача педагога – воспитание. Основное значение слова заложено в корне – питание. Из этого постулата следует естественный вывод, что истинная задача педагога – создание питательной среды, которая будет подпитывать ощущения и эмоции, питать творческие силы и тем самым давать пищу для развития интеллекта. Если этот принцип будет соблюден, каждый ребенок сможет стать полноценной, высокоразвитой, гармоничной личностью. Без подготовленной среды методика Мотессори функционировать не может. Окружающая среда лишь тогда оказывает стимулирующее развитие, когда позволяет ребенку производить посильные самостоятельные действия по ее преобразованию.
Методика Монтессори – понятие сенситивного периода развития
Первая и самая важная стадия развития личности, согласно Мотессори – возраст от рождения до 6 лет. В это время ребенок впитывает ощущения, впечатления, эмоциональные сигналы, поступающие из окружающей среды, и они становятся частью его личности.
Одним из базовых аспектов методики Монтессори является понятие сенситивного периода развития. Сенситивный – период наибольшей чувствительности к воздействию среды, когда ребенок способен к полной концентрации, наиболее благоприятный период для созревания определенных психических функций и приобретения различных практических навыков. Интеллектуальное развитие ребенка происходит посредством ощущений: естественный интерес к изучению окружающей среды, подпитывается тактильными ощущениями, которые трансформируются в познание.
Если ребенок не получит возможности развивать определенные навыки через чувства и ощущения в соответствующий период, в дальнейшем их формирование может быть существенно затруднено или даже невозможно. Так, для развития речи сенситивным периодом является возраст от рождения до шести лет. Ребенок ,лишенный полноценного человеческого общения в этот период, никогда не сможет научиться говорить. И наоборот, младенец, который с самого рождения постоянно слышит эмоциональную человеческую речь, говорить научится без труда.
Методика Монтессори предполагает активное использование специального дидактического материала, направленного на развитие чувственного восприятия. А мотивом обучения является естественная внутренняя потребность малышей подражать действиям старших. Роль педагога сводится к распознаванию периодов сенситивности и помощь в организации самостоятельной деятельности ребенка путем создания подходящих условий.
Учение с увлечением
Мария Монтессори глубоко верила в то, что естественная потребность учиться заложена в каждом человеческом существе изначально. Ребенок, который обучается в естественном для себя темпе, испытывает радость учения и приобретает уверенность в своих силах, которая помогает ему достигать большего. Методика Монтессори, применяемая в детском саду дает наглядное подтверждение того, что дети через подражание вполне способны самостоятельно научиться умываться, одеваться, складывать на место предметы и выполнять другие социально значимые и практически полезные действия. Кроме того, в процессе игр с дидактическими материалами, дети познают свойства предметов, значение букв и цифр, учатся решению логических задач.
Методика Монтессори в дошкольном периоде развития ребенка имеет очевидные преимущества. Применение данной методики в массовом школьном образовании вызывает возражения с точки зрения невозможности организации сугубо индивидуального подхода к обучению каждого ребенка. С дугой стороны - это идеал, к которому нужно стремиться.