Российский художник Павел Челищев: биография, творчество

Павел Федорович Челищев – известный русский художник, который снискал славу во всем мире. В этой статье представлены его биография и творчество, а также фото некоторых его работ.

Писать об этом человеке непросто. Биографы расходятся во мнениях относительно некоторых событий жизни Павла Федоровича и их толкований, нет единой точки зрения о фактах, датах, разной является и оценка его работ и окружения, философских и религиозных взглядов, а также трактовка его картин. Безусловно, искусствоведам еще предстоит разобраться в творчестве и биографии великого русского художника.

Происхождение и детство Челищева

театральный художник

Челищев Павел Федорович родился 21 сентября 1898 г. в Калужской губернии (село Дубровка). Отцом его был Федор Сергеевич Челищев - помещик.

Будущий художник, судя по всему, рос впечатлительным, увлекающимся ребенком. Его довольно рано заинтересовало искусство: сохранились выполненные Челищевым карандашные портреты трех его сестер, сделанные в подростковом возрасте. Федор Сергеевич поддерживал художественный талант и интерес к искусству своего сына. Он приглашал для него частных учителей, которые давали ему уроки живописи. Федор Сергеевич выписывал журнал "Мир искусства". Известно также, что в 1907 году Детская художественная школа в Москве имела честь обучать Павла Челищева.

В результате всего этого будущий художник всерьез увлекся различными способами творческого самовыражения. В какой-то момент, как свидетельствуют биографические источники, он сильно заинтересовался балетом. Однако рисование стало главной его страстью. Не только Детская художественная школа в Москве открыла для него свои двери. В 1907 году Челищев посещал также художественные классы, действовавшие при Московском университете.

Есть легенда, которая гласит, что работы Павла, выполненные им в подростковом возрасте, однажды показали Константину Коровину с просьбой принять Челищева в ученики. Однако тот сказал, что Павел уже художник, и ему нечему учить его.

Революция в судьбе Челищева

кладбище пер лашез

Биография Павла Федоровича, вероятно, продолжилась бы, как у многих талантливых любителей искусства, сведениями о поступлении в МУЖВЗ или Академию художеств, изобиловала бы творческими поездками, участием в различных художественных объединениях. Однако наступила революция. В 1916-1918 гг. Павел Челищев все же учился в Москве, но в 1918 г. его семья, согласно легенде, по личному приказу Ленина была выселена из Дубровки. Она переехала в Киев, спасаясь от преследования властей.

Жизнь в Киеве

Павел Федорович продолжил в Киеве художественное образование. В период с 1918 по 1920 год Челищев обучался в иконописной мастерской, брал уроки живописи у Адольфа Мильмана и Александры Экстер, посещал Академию художеств. В Киеве художник писал лирические пейзажи, а также создавал полотна в кубистском стиле. Кроме того, Челищев работал для театра К. А. Марджанашвили. В 1919 году он выполнил эскизы декораций и костюмов для оперетты "Гейша" С. Джонса в обработке И. Кариля. К сожалению, постановка этого спектакля не состоялась. В том же году художник вошел в Добровольческую армию, где служил картографом.

Переезд в Константинополь

Далее, согласно одним источникам, он переехал в Одессу в 1920 году (здесь Павел Федорович будто бы работал в театре художником). Другие источники свидетельствуют о его переезде в Новороссийск в этом же году, откуда он якобы эмигрировал в Константинополь с армией Деникина. Подтверждение находит только последний факт: Челищев приехал в Константинополь в 1920 году.

В этом городе он создавал декорации для ряда балетных постановок Виктора Зимина и Бориса Князева. В работах данного периода еще достаточно сильно влияние Экстер. Вместе с Князевым весной 1921 г. Челищев переехал в Софию. Здесь он оформил книгу под названием "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев", а также написал несколько портретов.

Период жизни в Берлине

В компании Князева осенью 1921 г. Челищев обосновался в Берлине. Здесь в начале 20-х годов прошлого века находилось множество русских художников: К. Л. Богуславская, А. П. Архипенко, М. З. Шагал, И. А. Пуни, С. И. Шаршун и др. В этом городе Челищев начал писать портреты на заказ, натюрморты и пейзажи. Кроме того, как театральный художник он сотрудничал с Русским романтическим театром (работал над его декорациями), театром Кениггрэтцерштрассе, кабаре "Синяя птица". Челищев даже создавал декорации для Берлинской оперы, ставившей оперу "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова.

Парижские годы

Вместе с труппой Бориса Романова, руководившего Русским романтическим театром, в 1923 году Челищев покинул Берлин и отправился в Париж. Здесь он, наконец, стал серьезно заниматься живописью (до этого художник работал практически исключительно в графике – книжной, театральной и т. д.). Натюрморт Челищева "Корзинка клубники" оценила сама Гертруда Стайн, которая и приобрела его. В те годы эта писательница обладала огромным авторитетам в артистических кругах Парижа. Между ней и Челищевым завязалась дружба. Гертруда покровительствовала Павлу Федоровичу, помогала ему материально, а также ввела его в свой салон, который посещали только самые талантливые и известные представители нового искусства.

Челищев заслужил признание и стал достаточно популярным мастером. С 1925 года он начал принимать участие в салонах художников, проводившихся ежегодно. В частности, Челищев участвовал в Осеннем салоне. В галерее "Друэ" в 1926 году прошла первая выставка неогуманистов, на которой также были представлены работы Павла Федоровича.

Оформление балета "Ода"

Челищев в Париже стал известен и как театральный художник. В 1928 году Павел Федорович оформил балет "Ода" для труппы С. Дягилева. Спектакль ставился по оде Ломоносова. Сергей Лифарь, исполнитель главной роли, вспоминал, что Дягилев сначала поручил постановку кому-то из своих протеже, однако тот не укладывался в сроки, поэтому ему пришлось лично руководить ею в условиях общей неразберихи и жесточайшего цейтнота. Спектакль в итоге получился чересчур новаторским даже для парижской публики, отличавшейся особой искушенностью.

Рождение собственного стиля Челищева

В это время в переработке и слиянии кубических и реалистических тенденций родился собственный стиль Челищева. Середина 20-х годов в его творчестве прошла под знаком неоромантизма (неогуманизма). Он создал множество портретов своих знакомых и друзей. Художник начал все больше интересоваться изображением сущности человека, а не его внешности. Однако портреты Челищева 1920-х годов все еще были выполнены в реалистическом ключе. Со временем идея главенства внутреннего содержания, превалирования его над внешностью трансформировалась в так называемые "анатомические", или "неоновые" головы. Они показывают буквально внутреннее устройство человека.

Дружба с Эдит Ситуэлл и Ч. Г. Фордом

В салоне Гертруды Стайн Павел Челищев встретил двух человек, сыгравших важную роль в его жизни, - Эдит Ситуэлл (английскую поэтессу) и Чарлза Генри Форда (американского писателя и поэта).

С Эдит Челищев познакомился в 1928 г. Она стала его близким другом на долгие годы. Кроме того, Ситуэлл стала новой покровительницей Челищева в мире искусства. Она организовывала выставки, морально и материально поддерживала Павла Федоровича. В начале 1930-х годов состоялось знакомство с Ч. Г. Фордом. В 1934 году друзья покинули Париж и отправились в Нью-Йорк. Через некоторое время они переехали в Италию. Только со смертью Павла Челищева (в 1957 г.) завершились их отношения. Свидетельством дружбы с Эдит Ситуэлл и Чарлзом Фордом стали многочисленные зарисовки и портреты. К слову, через некоторое время в портретах художника начал часто появляться еще один персонаж – актриса Рут Форд, сестра Чарльза.

Нью-йоркский период

аналитическая живопись

Искусство Челищева в Нью-Йорке расцвело в полную силу. Художник начал работать в новых областях графики – создавал обложки для журналов Vouge и View, а также оформлял винные этикетки. Челищев стал свободно работать в живописи, не загоняя себя в рамки того или иного стиля. В это время психологические портреты, созданные в реалистическом ключе, соседствуют с "метаморфическими ландшафтами" – картинами-обманками, выполненными в сюрреалистическом духе. Художник в своих работах-обманках экспериментирует с изображениями животных, людей, деревьев, листьев, травы, а также других форм природы. Фото одной из работ этого периода - "Дети-листья" (1939 год) - представлена выше. Кстати, первые такие картины, наполненные сюрреалистическими фигурами и формами, Павел Федорович написал еще в 1920 годы, то есть почти на 10 лет раньше Бретона, Дали, Магритта и других сюрреалистов, признанных сегодня.

"Метафизические головы"

павел челищев

В 1940 годы Челищев создал серию "метафизических голов" (одна из них представлена выше). На стиль этих работ наложила отпечаток аналитическая живопись П. Филонова. Человеческие фигуры на картинах Челищева просвечиваются так, что видны узлы, сосуды, скелет.

Принято считать, что в этих работах художник попытался изобразить сущность человека. Под "сущностью" художник понимал энергию. Сначала он концентрировался на изображении нервов и сосудов, которые, по мысли Челищева, являются путями передачи энергии. В дальнейшем Павел Челищев перестал изображать "пути". Он принялся писать саму энергию, представленную в виде структуры из светящихся спиралей, овалов и кругов (один из таких портретов представлен ниже).

уроки живописи

Первая персональная выставка

В 1942 году стал официально признан в Нью-Йорке и во всем мире Павел Челищев, картины которого к тому времени были уже очень известны. Именно тогда, в 1942 году, в МОМА состоялась его первая персональная выставка, которая имела огромный успех. В это же время работа Челищева "Прятки" (на фото ниже) стала одной из наиболее популярных картин в экспозиции музея, наряду с работой Пикассо "Герника".

художественная школа в москве

"Новый лучизм"

Челищев в своей жизни часто сталкивался с непониманием. Известность, обрушившаяся на художника, еще сильнее обнажила его одиночество в толпе поклонников, которые не могли разделить его взглядов и идей. Челищев в конце 1940 годов практически отказался от общества. Возможно, из-за этого его живопись окончательно потеряла фигуративность. Художник перешел к абстракции. Он начал создавать сложные геометрические фигуры. Челищев хотел показать преломление лучей света в ограниченном пространстве. Этот стиль впоследствии будет назван новым лучизмом. Один из примеров таких картин - "Апофеоз" 1954 года. Фото этой работы представлено ниже.

 павел федорович челищев

Последние годы жизни. Могила Челищева

Соскучившись по Европе, в 1951 году художник отправился в Италию, на расположенную близ Рима виллу во Фраскати. В Италии прожил несколько лет Павел Челищев. Художник за это время обрел большую славу в Европе. Огромный успех имели две персональные выставки, прошедшие в Париже. Павел Челищев умер в 1957 году во Фраскати. Он скончался от инфаркта, который был принят за воспаление легких.

Сначала Павел Федорович был похоронен во Фраскати, на паперти местной православной обители. Затем Александра Заусайлова, его сестра, перезахоронила прах художника на кладбище Пер-Лашез, во Франции. Однако первое место захоронения Павла Челищева тоже сохранено. В настоящее время останки художника покоятся на кладбище Пер-Лашез.

Популяризация творчества

павел челищев художник
После смерти Павла Федоровича Ч. Форд и его сестра Рут, самые близкие художнику люди, сделали все возможное, чтобы не только поддержать интерес к его творчеству, но и всячески популяризировать работы Челищева. Они несколько раз организовывали экспозиции, а также выставляли картины Павла Федоровича на открытые торги. В 2010 году в Нью-Йорке состоялся аукцион работ художника, на котором "Портрет Рут Форд" был продан почти в 5 раз дороже первоначальной стоимости. Эта картина стала самой дорогой работой Челищева, проданной на рынке. Популяризацией творчества Павла Федоровича в нашей стране в последние 10 лет занимается поэт К. Кедров, его внучатый племянник.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.