Загадки – часть человеческой культуры. Они появились когда-то в качестве испытания на сообразительность, сегодня же используются родителями и педагогами для развития логического и образного мышления у детей.
Ребята очень любят отгадывать загадки, этот процесс требует активного участия в игре, позволяет продемонстрировать свой кругозор, смекалку.А в чём загадка самой загадки?
В основе любой загадки лежит метафора – скрытое сравнение. Загадываемый объект скрывается за называемым предметом, описанием, характеристикой. Даются разного рода подсказки. Нередко используются местоимения. Вот классический пример:
Сидит дед (называемый предмет) во сто шуб одет (подсказка). Кто (относительное местоимение) его (личное местоимение) раздевает, тот (указательное местоимение) слёзы проливает (подсказка).
Отгадка - лук (загадываемый предмет).
Обратим внимание, что местоимения очень важны в загадках.
3 загадки с местоимениями для малышей
Для маленьких детей загадки нужно придумывать о простых вещах, часто используемых в жизни. Разумеется, они должны быть с узнаваемыми подсказками.
1. У него четыре ножки, а на спинке – суп да ложки. (Стол.)
В этой загадке использовано личное местоимение (у него), которое указывает на загаданный предмет.
2. Он надутый такой, бьют его рукой, ногой.
Он от этого не плачет, только прыгает и скачет. (Мяч.)
Загаданный предмет скрывается за личными местоимениями (он, его). Тут есть ещё и указательное местоимение (этого).
3. Я по дереву стучу, червячка достать хочу. (Дятел.)
В этой загадке загаданный предмет назван местоимением «я».
5 загадок с местоимениями для занятия по теме «Профессии»
В детских садах проводятся тематические занятия. Темы могут быть самые различные, «Профессии», например. В загадках о профессиях часто используются вопросительные местоимения, а сами они являются вопросительными предложениями.
1. Кто научит детишек писать и читать, о мире большом всё узнавать? (Учитель.)
2. Кто построит новый дом, чтобы люди жили в нём? (Строитель.)
3. Кто даёт товар и чек? Это что за человек? (Продавец.)
4. Кто готовит очень вкусно салатик, котлеты и супчик капустный? (Повар.)
5. Кто классно ведёт самолёт? С ним безопасен полёт. (Пилот.)
Загадки для проведения занятия по теме «Животные»
Бывает очень весело на занятиях, посвящённых животному миру. И загадки на таких мероприятиях создадут ещё более оживлённую атмосферу. На этих занятиях целесообразно использовать загадки с личными местоимениями.
1. Она хвостиком виляет,
Сама зубаста, а не лает. (Щука)
2. У него беретка ярко-красная,
Курточка чёрная, атласная,
Он на нас не смотрит,
Всё по дереву долбит. (Дятел.)
3. Она везде летает,
Жужжит, надоедает. (Муха.)
4. Она в жёлтой куртке и полосата,
Мёдом и воском очень богата. (Пчела)
5. Просыпается весной хозяин лесной.
В избушке снеговой почивает он зимой. (Медведь.)
6. Вислогуб он и горбат,Гордо смотрит на ребят. (Верблюд.)
7. Она по ёлкам ловко скачет,
И в дупле орешки прячет. (Белка.)
8. Лежит клубок – колючий бок.
Он ночами охотится за мышами. (Ёж.)
Эти загадки с местоимениями и ответами наверняка помогут провести детское мероприятие интересно и с пользой.
Загадки для проведения занятия по теме «Домашние животные»
О домашних животных обычно говорят с теплотой и употребляют загадки с притяжательными местоимениями.
1. Мой сторож громко лает, но вас не покусает. (Собака.)
2. У моей Хавроньи нос пятачком, а хвост крючком. (Свинья.)
3. Наш генерал со шпорами, у него хвост с узорами. (Петух.)
4. Наши птички каждый день несут яички. (Курицы.)
5. Наш охотничек по крыше
Ходит тише всякой мыши.
Ночью он, как днём, всё видит,
Днём лежит и шубку лижет. (Кот.)
6. Живёт наша Глаша в хлеву, кушает сено да траву. (Корова.)
7. Мой дружок гриваст,
Скакать горазд.
Чуть шпорами задень,
Унесёт за тридевять земель. (Конь.)
8. Наш малыш с бородой родился,
Никто не подивился. (Козлёнок.)
Эти загадки с местоимениями и ответами хорошо использовать на занятиях по рисованию, для этого нужно дать детям задание нарисовать ответ.
Загадки про окружающий мир
Развитие детей – дело очень ответственное, но это не значит, что оно должно быть скучным. Обязательно надо постараться всячески разнообразить процесс познания окружающего мира. Используем для этого загадки с самыми различными местоимениями.
1. Какой-то мастер на окна нанёс
Узор из травинок и белых роз. (Мороз.)
2. Утром на поле алмазы сверкали,
Но зря мы их позже так долго искали. (Роса)
3. Она вниз головою растёт,
Никогда не цветёт,
А весна придёт,
Заплачет и умрёт. (Сосулька.)
4. Этот столб растёт из крыши,
Поднимается всё выше,
Вырастает до небес,
А потом совсем исчез. (Дым.)
5. На чёрный платок
Насыпан горох.
Пришёл петушок,
А склевать не смог. (Звёзды.)
6. Он на небе гулял
Да в воду упал.
Но не потонул,
Даже гладь не всколыхнул. (Месяц.)
7. Если выйдешь ты с порога,
То увидишь ты дорогу,
Днём она не видна,
Только ночью есть она. (Млечный Путь.)
8. Кто-то утром этот шар
Надувает не спеша.
Когда выпустит из рук,
Осветится всё вокруг. (Солнце.)
9. Летом она бежит,
Зимой она спит.
А весна настанет,
Снова побежит. (Река.)
10. В него глядятся молодые рябинки.
Поправляют свои пёстрые косынки.
В него глядятся стройные берёзки,
Любуются на свои кудрявые причёски.
В нём луна и звёзды отражаются.
Как это зеркало называется? (Озеро.)
11. Я бегу, бегу, бегу,
И молчать я не могу.
Я родился весной,
Все снега бегут со мной. (Ручей.)
12. Он не может без дела
Просто так идти весь день.
Он покрасит чисто-белым
Крыши, ветки и плетень. (Снег.)
13. Он с дороги пыль схватил,
Завертелся и закрутил,
А потом набрался сил
И до неба завихрил. (Смерч.)
14. Гуляет на просторе кобылица,
Летает всюду белой птицей.
А стихнет ветер - и уснёт,
Уляжется на поле, как пушистый кот. (Метель.)
15. Засверкала, загремела,
Всё помыла, улетела. (Гроза.)
16. Все её топчут ногами.
А она всё бежит перед нами. (Дорога.)
Загадки с местоимениями способны не только пробудить интерес к окружающему миру, но и развивают любовь к родному языку.
10 логических загадок
Развивающие загадки нужны деткам постарше. Они помогают сформировать способности к сравнению, рассуждению, классификации и обобщению. Эти умения пригодятся ребёнку в его учебной деятельности. Обычно в таких загадках используются вопросительные местоимения.
- Мой папа празднует одиннадцатый день своего рождения. Сколько ему лет? Какова дата его дня рождения? (44 года. 29 февраля.)
- Мальчик живёт на десятом этаже, утром он спускается на лифте со своего этажа на первый. Вечером он поднимается с первого этажа на седьмой и дальше идёт пешком. Почему? (Не достаёт до кнопки с цифрой 10.)
- Чем заканчиваются день и ночь? (Мягким знаком.)
- В каком слове сорок гласных? (Сорока.)
- Какова любимая еда ботинка? (Каша.)
- Чем они больше, тем их вес меньше. Что это? (Дырки.)
- Какой человек не намочит волос под дождём? (Лысый.)
- Сможет ли курица назвать себя птицей? (Нет, она не разговаривает.)
- Кто может летать на большой глубине в океане? (Муха в подводном корабле.)
- У папы Мэри 5 дочерей: Чача, Чичи, Чочо, Чучу. Как зовут его пятую дочь? (Мэри.)
Логические загадки с местоимениями тесно связаны с грамматикой, с развитием речи. Они способствуют развитию любознательности и при этом совершенствуют речевую компетентность ребёнка. Таким образом, в игровой форме прививается детям готовность к успешной познавательной деятельности.