Многие города имеют определённое отличие в виде какого-либо памятника. Известным творением рук Юсси Мянтюнена является лось (скульптура). Выборг – город знаменитый благодаря этому животному с богатой историей. Установлен этот «страж порядка» в парке "Эспланада".
В натуральную величину в 20-х годах ХХ века был создан бронзовый лось (скульптура). Выборг, несомненно, ассоциируется у жителей и гостей города с этим величественным лесным гигантом. Мастер был вдохновлён на его создание карело-финским эпосом «Калевала». Фигура является очень реалистичной, поэтому при виде неё складывается такое впечатление, что вы встретили на лесной полянке настоящего сохатого. К тому же лось кажется ещё больше, чем есть на самом деле, благодаря небольшой возвышенности, гранитной глыбе и бронзовой ступени.
Существует также легенда, повествующая о том, что памятник был поставлен сохатому, которому удалось спасти нескольких охотников холодной зимой от целой стаи лютых волков. Возникнув внезапно из ниоткуда, он стал бить голодных хищников копытами и рогами. Лось получил серьёзную рану, но всё же смог увести в глубь леса за собой озлобленных зверей, тем самым спасая людей. Появилось также поверье: если вы хотите вернуться сюда в полном здравии, потрите копыта животного.
Лось (скульптура), Выборг: описание
Итак, некоторые подробности. Лось – скульптура, Выборг которую чтит и любит. В любое время года увидеть его спешат многие туристы. Среди горожан памятник также невероятно популярен, ведь практически является их символом.
Копии такого лося находятся также в трёх городах Финляндии – в Хельсинки, Турку и Лахти. Однако они в какой-то степени немного потерялись. В то время как выборгский памятник стал знаковым символом города. В Турку и Лахти лоси установлены на ровных поверхностях, на аккуратно подстриженных газонах в парках. Поэтому такими величественными они не кажутся. Смотрятся они намного меньше своего собрата. Хотя размеры их вовсе не малы. То же самое касается и лося, установленного в Хельсинки. Он стоит на газоне перед зданием музея. А вот выборгская скульптура расположена на пригорке. Её гранитный постамент имеет вид продолжения природного ландшафта.
Этот случай является наглядным примером того, какое немаловажное значение имеет для скульптур окружающая среда. Авторский замысел Мянтинена в полной мере раскрывает правильно выбранное мастером место. И ещё один серьёзный момент. По словам туристов, финские животные установлены весьма неудобно для желающих сфотографироваться. Газоны топтать здесь запрещено. Выборгский лось красуется на фоне библиотеки. Смотрятся такие фотоснимки просто великолепно – величественное лесное животное на фоне белого элегантного здания. Романтичное и естественное соседство в зелени парка создают ассоциацию с единством человека и природы.
Дата создания
Ещё один немаловажный момент. Стоит отметить следующий факт о том, что представляет собой лось (скульптура, Выборг). Год создания в различных источниках, бывает, колеблется между 1924-м и 1928-м. Почему так?
Дело в том, что на самой скульптуре выбита именно дата 1924 г. Создана скульптура из гипса Мянтиненом была именно тогда, после чего представлена им на Северной охотничьей выставке. Представители ассоциации охотников Финляндии, организовавшей её, сразу же поставили данной работе высочайшую оценку.
За прошедшие годы скульптура четырежды отливалась из бронзы. В Выборг её привезли в 1928 году. Отсюда и путаница в датах. Копии появлялись немного позже. В Лахти по просьбам бывших жителей Выборга – в 1955 году, в Турку – в 1969 году по инициативе самого автора, в Хельсинки – в 1972 году.
История приобретения в Выборге
А теперь подробнее об основной фигуре. Как же появился в городе главный лось-скульптура? Выборг, как уже упоминалось, принял сохатого в 1928 году. Произошло это благодаря Йоганну Кисимиру фон Цвейбергу. Этот человек являлся одним из самых крупных жертвователей города в XIX веке. Между прочим, аптека на Красной площади, работающая до сих пор, принадлежала именно ему. Меценатом было завещано направить денежные средства в размере 167 500 марок на украшение города. На них и был приобретён великий лось, а также статуя маленького рыбака скульптора Хови и лесного мальчика скульптора Лииполы. Кстати, и сохатый, и мальчик смогли пережить обе войны.
Случаи вандализма
Все жители города знают этот памятник. Лось - скульптура, Выборг которую полюбил с момента её появления. К сожалению, пережив две войны, сохатый пострадал именно от рук местных вандалов. Таким беспощадным варварством в тот момент были возмущены все горожане. Многие даже плакали, не понимая того, как у кого-то поднялась рука совершать такие преступления.
Да, 1991 год известен сбрасыванием лося с его бронзового постамента. Многие утверждают, что сделано это было из-за монеток, оставляемых туристами в отверстии в задней ноге животного. Валюта в то время стоила немало. Вот в этом случае и проявилась человеческая жадность.
Реставрация
Существует и ещё одна версия насчёт того, почему был сброшен лось (скульптура). Выборг адрес для сохатого выбрал, казалось бы, удачный (парк "Эспланада"). Однако после провала путча, после объявления траура по погибшим и отмены дискотеки, рассерженные вандалы отправились всё ломать и разбивать именно в парк. У сброшенного на землю лося тогда отвалился один рог.
Для начала скульптуру отвезли в «Совтрансавто». После этого – на судостроительный завод. В реставрации принимало участие немало людей. Лося сразу же стали приводить в первоначальное состояние. На его поверхности было очень много вмятин и выломов. Те места, где необходимо было наваривать, обводились мелом. Далее действовал сварщик в соответствии с указаниями скульптора. Последний после того принимался за свою работу – протачивание, чеканку, оксидирование (покрытие защитной плёнкой). Восстанавливалась скульптура на протяжении двух месяцев.
Памятник был сброшен без гранитного основания. Камень остался на месте. А вот бронзовый плинт упал вместе с фигурой. Впрочем, до этого она немного качалась, неплотно стоя на граните. То есть закреплён лось не был. Потому на заводе пришлось выправить основание плинта и приварить к ней специальную пластину со штырями. Для прочности она была установлена ещё и на цементный раствор. Как только лось вернулся на своё место, он встал туда просто идеально. Одним словом, рассчитано всё было предельно точно.
Крепеж скульптуры
Таким образом, памятник оказался надёжно закреплённым. Идеи для этого скульптор черпал, глядя на основание памятника Ленину – жёсткое, облицованное гранитными плитами. Мастер наблюдал, как монумент закрепляли при установке. Им были отмечены мощные штыри, исходящие из основания и привинченные к плинту такими же мощными гайками. Там же были сделаны и специальные колоды, залитые маслом от ржавчины.
Монетки
Не только украшением города по-прежнему является лось (скульптура, Выборг). Фото туристы, конечно же, рядом с ним делают обязательно. Но есть и ещё одна известная, незабываемая традиция. Люди всё так же бросают монетки в отверстие на задней ноге лося. Как утверждает скульптор, реставрировавший фигуру, отверстия были и в других местах, расположенных намного выше. Они были заварены, так как расценивались как следы, оставшиеся от осколков снарядов. Некоторые из них были ровными, некоторые – рваными. Однако, возможно, они оставлялись намеренно, для того чтобы внутри фигуры сохранялся микроклимат. Бронзовый лось является полым изделием с железным каркасом внутри. Он подвержен климатическим воздействиям – конденсат должен иметь выход. Поэтому заварили отверстия, вполне возможно, абсолютно напрасно. Заметно это станет лишь со временем.
Прошлое, настоящее и будущее
В общем, сегодня лось (скульптура, Выборг) образ города помогает сохранить наилучшим образом. Он напоминает жителям и приезжим об истории, о многих пережитых моментах. Также и просто великолепным украшением города является лось (скульптура). Выборг образ памятника бережет и хранит.
Сейчас фигура находится в хорошем состоянии. Однако о сочетании бронзы и металлического каркаса забывать не стоит. Это не самая лучшая пара в электролитическом смысле. Поэтому памятнику может грозить опасность в дальнейшем. Одним словом, за скульптурами необходимо следить и ухаживать. В этом случае великолепное творение Мянтюнена утрачено не будет.