Амстердам - столица Нидерландов с богатой историей и культурой. Город, основанный на дамбах в 13 веке, стремительно развивался и достиг пика могущества в 17 веке, когда был одним из богатейших городов Европы. Несмотря на последующий спад, Амстердам вновь обрел славу и влияние в конце 19 века благодаря индустриализации и туризму. Сегодня это процветающий мегаполис, привлекающий миллионы туристов со всего мира. Давайте проследим захватывающую историю становления Амстердама и узнаем, почему он по праву считается одной из жемчужин Европы.
История возникновения Амстердама как столицы Нидерландов
Амстердам начался с небольшой рыбацкой деревни, появившейся в XIII веке на защитных дамбах, возведенных на реке Амстел. Первая письменное упоминание о поселении относится к 1275 году. Уже к 1327 году название деревни трансформировалось в Амстердам.
С XIV века Амстердам активно развивал торговлю с Ганзейским союзом и быстро рос. К 1600 году население города достигло около 50 000 человек. В этот период Амстердам оставался лояльным Испанской империи, что давало ему торговые преимущества.
Амстердам оставался верен Испанской империи вплоть до относительно позднего этапа во время Восьмидесятилетней войны
После обретения Нидерландами независимости в 1588 году, правительство переехало в Гаагу, а Амстердам продолжал оставаться крупнейшим и влиятельным городом страны.
В 1808-1810 годах, при Наполеоне, Амстердам на короткий срок стал и столицей, и резиденцией правительства:
- Король Луи-Наполеон поселился в ратуше Амстердама, переоборудованной во дворец
- Амстердам был объявлен третьим городом Французской империи после Парижа и Рима
После освобождения Нидерландов в 1813 году правительство вернулось в Гаагу, но за Амстердамом закрепился особый статус столицы Голландии как самого влиятельного города страны на протяжении нескольких веков.
Период расцвета Амстердама в 17 веке
Наивысшего могущества Амстердам достиг в XVII веке, который называют «золотым веком» города. Благодаря морской торговле с другими континентами, Амстердам превратился в один из богатейших торговых центров Европы:
- Корабли ходили в Балтийское море, Африку, Америку, Азию
- Были основаны колонии в Индонезии, Бразилии, Индии и других странах
- Население города выросло до 200 000 человек к 1660-м годам
Амстердамские купцы играли ведущую роль в крупнейших торговых компаниях того времени - Голландской Ост-Индской компании и Голландской Вест-Индской компании.
В это время в Амстердаме получили развитие наука и искусство. В городе работали такие выдающиеся деятели, как:
- Художники Рембрандт и Вермеер
- Философ Спиноза
Амстердам окончательно утвердился в роли крупнейшего и самого влиятельного города Нидерландов.
Спад значения Амстердама в 18-19 веках
Во второй половине XVIII века начался постепенный упадок Амстердама:
- Снизилась роль города в мировой торговле
- Сократилось население
Оккупация Наполеоном в 1795-1813 годах нанесла серьезный урон экономике:
- Была введена ограничительная торговая политика
- Действовала континентальная блокада Англии
К 1820 году население Амстердама упало ниже 200 000 человек. Город занимал лишь 6 место в Европе по численности жителей, уступая Лондону, Парижу, Москве, Санкт-Петербургу и Вене.
Несмотря на экономические трудности, столица голландии сохраняла свой особый статус в государстве благодаря многовековой истории как центра политики и культуры Нидерландов.
Возрождение Амстердама в конце 19 - начале 20 века
Во второй половине XIX века Амстердам переживает новый расцвет благодаря промышленной революции и развитию инфраструктуры:
- Были построены железная дорога, мосты, каналы
- Возводятся новые музеи, вокзалы, фабрики
В 1928 году Амстердам принимает IX Летние Олимпийские игры, что способствует дополнительному развитию города.
Однако быстрая урбанизация порождает жилищный кризис из-за притока рабочих из других регионов Голландии. К 1959 году население достигает исторического максимума в 872 000 человек.
Амстердам во Второй Мировой Войне
В годы Второй мировой войны Амстердам подвергся оккупации нацистской Германией, однако город не пострадал сильно в военных действиях.
Известная еврейская девочка Анна Франк вместе с семьей скрывалась от нацистов в Амстердаме в 1942-1944 годах. К сожалению, их убежище было обнаружено, и Анна погибла в концлагере.
Современный Амстердам
После Второй мировой войны Амстердам становится привлекательным направлением для иммигрантов со всего мира. Особенно много приезжих из бывших колоний Голландии в Индонезии, Суринаме и Нидерландских Антильских островах.
В 1970-80-е годы обостряются проблемы с жильем и безработицей из-за очередной волны урбанизации.
На сегодняшний день Амстердам является одним из самых популярных туристических направлений в Европе с 17 миллионами гостей ежегодно. Город славится обилием музеев, исторической архитектурой и живописными каналами.
Численность населения достигла 1,5 миллиона человек в агломерации. По этому показателю Амстердам занимает одно из ведущих мест среди европейских столиц.
Несмотря на статус культурной столицы Европы, столица Голландии сталкивается и с некоторыми проблемами в наши дни:
- Высокие цены на недвижимость
- Перенаселенность центра
- Угроза наводнений из-за глобального потепления
Тем не менее, Амстердам по-прежнему остается одним из самых привлекательных для жизни городов Европы с высоким уровнем жизни и развитой экономикой.
Транспортная инфраструктура
Амстердам имеет развитую транспортную инфраструктуру благодаря своему стратегическому расположению в центре Нидерландов.
Через город проходят важные автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие его с другими городами страны, а также с соседними Бельгией и Германией:
- Сеть скоростных автомагистралей
- Высокоскоростные поезда Thalys в Париж и Брюссель
- Поезда в аэропорт Схипхол
Благодаря густой сети каналов, Амстердам издавна является важным речным портом. Грузовые суда и туристические катера курсируют по городским каналам и реке Амстел.
Крупнейший морской порт Нидерландов - Роттердам - расположен в часе езды от Амстердама. Он обрабатывает контейнеры со всего мира.
Амстердам широко известен как самый велосипедный город мира. Почти 70% всех поездок в черте города совершается на велосипедах.
Развита обширная инфраструктура для велосипедистов: выделенные дорожки, парковки, светофоры, знаки.
Важнейшие воздушные ворота Нидерландов и один из крупнейших аэропортов Европы - Схипхол - расположен всего в 15 километрах от Амстердама.
Из аэропорта осуществляются прямые рейсы более чем в 260 направлений по всему миру. В 2019 году аэропорт обслужил более 71 миллиона пассажиров.
В черте Амстердама функционирует разветвленная система общественного транспорта: автобусы, трамваи, метро, паромы через реку Эй.
Основу городских перевозок составляет старейшее в континентальной Европе метро, открытое еще в 1977 году. Плотность метрополитена одна из самых высоких в мире.
Промышленность и бизнес
Несмотря на то, что Амстердам больше известен как культурная и туристическая столица, город также является важным промышленным и деловым центром Нидерландов.
В пригородах Амстердама расположены производства таких компаний как Shell, Heineken, Philips. Развиты отрасли машиностроения, кораблестроения, электроники и пивоварения.
Амстердамская фондовая биржа является старейшей в мире. Она была основана еще в начале 17 века во время «золотого века» Амстердама.
Сегодня в городе базируются штаб-квартиры крупных банков ING и ABN AMRO, а также представительства многих транснациональных корпораций.
Амстердам остается одним из ведущих торговых центров Европы. Через морской порт ввозятся и распределяются товары со всего мира.
Образования и спорт
В Амстердаме расположены два крупнейших университета Нидерландов:
- Амстердамский свободный университет
- Амстердамский университет прикладных наук
Они готовят высококвалифицированных специалистов для нужд городских предприятий. Также в городе много научно-исследовательских институтов и колледжей.
В Амстердаме базируется известный футбольный клуб АЯКС, многократный чемпион Нидерландов и обладатель Кубка чемпионов Европы.
Также пользуется популярностью амстердамский Марафон, который проходит ежегодно в октябре. В забеге участвуют более 40 000 человек.