В историю отечественного кинематографа навсегда вписано имя – Евгений Габрилович. Личная жизнь и биография литератора сегодня постепенно забываются. Его современники уходят, фильмы теряют актуальность и пересматриваются чаще всего только специалистами. А между тем, Габрилович – это целая эпоха. Его жизнь и творчество являются не только примером большого таланта, но и иллюстрацией к истории страны.
Детство и семья
Родился Габрилович Евгений 29 сентября 1899 года в традиционной семье российских евреев Воронежа. Отец мальчика был аптекарем, мама занималась домашним хозяйством. Ранние годы Женя провел в Воронеже. Времена были непростые, повсюду зрели революционные идеи, еврейскому народу становилось неуютно в глубинке. Однако Габриловичи держались стойко. В детстве Евгения, как это принято в подобных семьях, обучали музыке, он несколько лет упорно осваивал игру на фортепиано. Сначала мальчику давали домашнее образование, а потом отправили в реальное училище. Но доучиться там Габрилович Евгений не успел: семья переехала в Москву, в надежде найти там лучшую жизнь. Здесь мальчика отправили доучиваться в частную гимназию, которую он вполне успешно окончил. И поступил на юридический факультет Московского университета. Но окончить учебу помешали революционные преобразования в стране.
Музыка
В начале 20-х годов Габрилович Евгений вспомнил, чему его учили в музыкальной школе, и отправился работать тапером. Потом он научился наигрывать на рояле модные фокстроты и подрабатывал на танцах. Здесь его и нашел Валентин Парнах – первый джазмен на российских просторах. Он пригласил Евгения в свой джазовый оркестр. 1 октября 1922 года состоялся первый концерт нового коллектива, теперь российский джаз отмечает в это день свое рождение. На втрое выступление оркестра в Государственном институте театрального искусства собралась московская богема, в том числе В.Э. Мейерхольд, который был совершенно очарован новой музыкой и тут же предложить джаз-банд для своего спектакля. Через некоторое время в знаменитых спектаклях студии Мейерхольда «Д.Е.» и «Великодушный рогоносец» стал играть оркестр под управлением В. Парнаха, в состав которого входил и молодой Габрилович. 20-е годы 20-го века были временем бурного развития искусства и разнообразных творческих экспериментов. Каждый представитель творческой интеллигенции чувствовал себя талантливым в самых разных видах искусства, все были музыкантами, поэтами, художниками.
Начало писательской карьеры
Габрилович Евгений тоже решил попробовать себя на новой ниве – на литературной. Свой писательский путь он начинает с прозы и публицистики. На первых порах он пробовал себя в жанре пародий, которые писал вместе с Александром Архангельским. Габрилович вступает в ряды Литературного центра конструктивистов. В 1921 году выходит первый рассказ Евгения «ААТ» в коллективном издании «Экспрессионисты». Также молодой Габрилович был членом литературного сообщества «Московский Парнас», он принял участие в издании двух сборников этой группы. В 1922 году в соавторстве с Б. Лапиным Габрилович издает книгу «Молниянин», а через год – совместную книжку «Остров дружбы» вместе с Г. Гузнером. К началу 30-х годов Габрилович уже стал заметным прозаиком и журналистом, в 1931 году он выпускает свою первую самостоятельную книгу. В 1934 году он стал членом Союза писателей. В этом же году Евгений входит в состав команды писателей, отправившихся в творческую командировку на строительство Беломорско-Балтийского канала. По результатам поездки была издана коллективная книга, в создании которой принял участие и Габрилович.
Новое призвание
Две веские причины привели к тому, что Габрилович Евгений Иосифович переключил свое творческое внимание на работу в кино. Первая – романтическая: появилось звуковое кино, которое открывал огромные возможности перед авторами. Евгений был страстно увлечен кинематографом и видел за ним будущее. Вторая – практическая: писательский труд не приносил почти никакого дохода, а Габриловичу нужны были средства к существованию, он надеялся их заработать в кино. Первые два сценария на время разрушили надежды писателя, киностудия их не приняла, и Евгений на время отложил идею стать профессиональным киношником. Он занялся журналистикой, но мысли о кино его не покидали.
Однажды по заданию газеты он поехал в Одессу, где увидел девушку в в башмаках на толстой подошве, с большим портфелем, который она прижимала к себе и очень напряженно о чем-то думала. Этот образ не шел из головы Габриловича. По возвращении в Москву он рассказал свою идею Ю. Райзману и они вместе принялись за написание сценария. В результате в 1936 году вышел фильм «Последняя ночь», имевший успех, и появился творческий тандем Райзман – Габрилович, который просуществовал много лет. Второй фильм дуэта «Машенька» рождался долго, это был настоящий творческий прорыв в области камерного кино. Критика встретила его неласково, но И. Сталину он понравился.
Годы войны
Евгений Габрилович был полон творческих планов, которые пришлось отложить в связи с начавшейся Второй мировой войной. Все войну Габрилович прошел в качестве военного корреспондента. Он бывал в самых горячих боях и обо всем писал об увиденном для советской газеты «Красная звезда». В 1943 году фильм «Машенька» получает Сталинскую премию. Габрилович перечисляет ее в Фонд обороны, за что получает личную благодарность от И. В. Сталина. Во время войны Евгений участвует в работе над фильмами «Наше сердце», совместно с М. Роммом работает над картиной «Человек №217». Еще в 1942 году, перед отправкой на фронт, он написал сценарий к фильму «Два бойца», по возвращении с полей боев он узнал, что лента стала настоящим хитом.
Путь сценариста
По окончании войны Евгений Габрилович возвращается к написанию сценариев. Вместе с Райзманом они продолжали искания в сфере камерного кино. Настоящим шедевром советского кинематографа стал фильм 1957 года «Коммунист». Большую роль в жизни сценариста сыграла Лениниана, Габрилович стал первым сценаристом, которого интересовал не просто вождь, а человек. Габрилович Евгений Иосифович написал 4 сценария к фильмам о Ленине.
Но в его творческой копилке есть не только фильмы на тему партии. Лента «В огне брода нет» стала одной из первых картин о жизни отдельного человека, как о подвиге. В 60-х – 70-х годах Габрилович много пишет о новом герое, так появляются картины «Монолог», «Странная женщина», «Повторная свадьба».
Творческое наследие
Сценарное наследие Габриловича составляет около 30 фильмов. Среди них есть такие несомненные удачи, как ленты «Начало», «Долгая дорога к себе», «Два бойца». Ему довелось поработать с такими выдающимися режиссерами, как Г. Панфилов, И. Авербах, М. Ромм, Ю. Райзман. В последние годы жизни Габрилович Евгений Иосифович, личная жизнь которого завершилась со смертью жены в 1973 году, начал отходить от публичности и снова вернулся к написанию прозы. Он переселился в Матвеевское, в дом ветеранов кино, где сосредоточился на размышлениях о своей жизни и написании прозы. Его воспоминания и рассуждения вошли в два тома: «Свой, но не вовсе»» и «Последняя книга».
Педагогическая деятельность
С 1962 года Евгений Габрилович, биография которого была связана с кинематографом, начинает работать во ВГИКе. Он работал на сценарном факультете, участвовал в отборе абитуриентов. Габрилович всегда старался помочь студентам найти свой путь в искусства. Он считал, что сам пошел не своей дорогой, так как хотел быть прозаиком, и стремился уберечь молодежь от такой же ошибки.
Личная жизнь
Всю жизнь Габрилович Евгений Иосифович, жена для которого была другом, помощником, критиком, прожил в одном браке. С Ниной Яковлевной они поженились еще в середине 20-х годов и прожили вместе почти полвека. Она считала, что Евгений напрасно увлекся кино и бросил писать прозу. У пары родилось двое сыновей: Юрий и Алексей. Но старший сын умер в 14 лет. Алексей стал, как и отец, сценаристом. Габрилович Евгений Иосифович, семья для которого была опорой и тылом, всегда внимательно следил за творчеством сына, но старался не критиковать и не вмешиваться в его жизнь.
Умер Евгений Иосифович 5 декабря 1993 года.