Все дрифтеры нашей необъятной родины знают этого человека. А благодаря документальной картине «Гоча/Япония» он существенно расширил свою фанатскую аудиторию. Сейчас на многих клубных встречах любителей авто часто обсуждают фильм про парня, дрифтовавшего в Японии. И это неудивительно, ведь Георгий Чивчян (Гоча) стал первым русским, принявшим участие в D1GP. Там он на все 100% удивил родоначальников и профессионалов дрифта. В этой статье будет представлена краткая биография гонщика.
Увлечение дрифтом
Гоча Чивчян (фото размещены в статье) родился в Красноярске в 1986 году. Сам он не помнит момент, когда увлёкся дрифтом. Но свою первую гоночную машину «Ниссан-Сильвия» (S15) приобрёл в 2004 году на USS-аукционе. Автомобиль пришёл со стойками HKS и блокировкой. Конечно, Гоча сразу же стал практиковать на нём заносы. Со временем гонщик решил увеличить мощность мотора. Потом пришла очередь турбины, форсунок и… пошло-поехало. Чивчян вкладывал в S15 всю свою зарплату. В общем, к моменту, когда в его родном городе построили «Красное кольцо» (стационарная гоночная трасса), Гоча с друзьями уже вовсю увлекался спортивными автомобилями и тюнингом. Также молодой человек самостоятельно занимался модернизацией машин, открыв для этих целей небольшой сервис.
Гонка и собственный магазин
В 2008 году Гоча Чивчян впервые принял участие в настоящих кольцевых соревнованиях. На них гонщик перегрел и сжёг тормозные колодки. Это был хороший опыт, так как молодой человек выяснил разницу между нагрузками на машину во время езды по гоночной трассе и городским дорогам. К сожалению, новых колодок на его «железного коня» в Красноярске не оказалось. Именно тогда к Гоче и пришла идея расширить ассортимент своего маленького магазина запчастей для машин под названием «Форвард Авто». Через месяц на его прилавках лежали тормозные колодки с различными характеристиками, которые подходили на любое спортивное авто, увиденное им на гонках.
Через две недели Чивчяну понадобился радиатор. Потом силиконовые патрубки приобрел Гоча Чивчян. Отзывы (с фото на нас смотрит молодой и добродушный парень) о его магазине стали быстро распространяться между автомобилистами, потому как там можно было найти многие необходимые детали. Затем Гоча заказал комплекты интеркулеров большого размера, фитинги и шланги для топливной системы и рычаги на ШС. Постепенно его «Сильвия» превратилась в корч. Ну а ассортимент «Форвард Авто» Георгий расширил до 25 000 наименований. Заказывая любые комплектующие, Чивчян ориентировался исключительно на опыт (свой и друзей).
Продолжая участвовать в кольцевых гонках, Чивчян с нетерпением ждал момента, когда в соревновательной программе появится дрифт. Со временем молодой человек решил взять инициативу в собственные руки. Объединившись с Аркадием Цареградцевым, он стал проводить свои дрифт-гонки.
Прокачка машины
Стоит отметить, что программа тюнинга S15 не имела конечного вида. С каждым новым сезоном Гоча Чивчян менял настройки и узлы различных элементов для полной готовности автомобиля к соревнованиям. Ведь требования к технике постоянно росли, и чтобы поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, нужно было прибегать к тюнингу. В дрифте хорошие результаты можно показывать, только если много работаешь над своим «железным конём». К примеру, настройки подвески Чивчян меняет по 3-4 раза за сезон. У каждой машины свой характер, и она либо подходит к определённой дисциплине автоспорта, либо нет.
По мнению Гочи, его «Сильвия» создавалась для дрифта. Поэтому довольно сложно улучшить подвеску S15, не потеряв общего баланса. Хотя именно она и играет в дрифт-гонках ключевую роль. Изменяя характеристики подвески, можно заставить ехать авто так, как тебе нужно. Например, при нехватке мощности она настраивается на скольжение машины. При недостаточной скорости и темпе – надо добиться большей фиксации в задней части. А при плохой управляемости есть много вариаций с её регулировкой.
В подвеске S15 присутствует ряд ноу-хау. Дрифтер Гоча Чивчян, фото которого можно наблюдать на страницах разных тематических изданий, протестировал их в условиях гонки и запустил в серийное производство. Сейчас они реализуются в его магазине. К примеру, на любой автомобиль с S-chassis можно установить полный комплект регулируемой подвески на ШС для задней и передней оси. Она будет правильно и надёжно функционировать даже при большом вывороте и занижении.
Важность мотора
Гоча Чивчян постоянно совершенствует конструкцию двигателя своей «Сильвии». К примеру, он может заменить прокладку ГБЦ и настроить большую степень сжатия. Используя более стойкое к детонации топливо, дрифтер тем самым повысит отдачу и улучшит отклик. Агрегат, находящийся сейчас под капотом S15, называется SR20VE+T. После того как на DET стали ломаться коромысла толкателей клапанов (рокера), гонщик задумался о применении VET-головки. У родного мотора «Ниссан-Сильвии» они всегда были больным местом. При превышении мощности 350-370 л. с. на рокера существенно возрастает нагрузка. В дрифте мотор намного чаще, чем в других дисциплинах, достигает зоны максимальных оборотов и остаётся в ней довольно длительное время. Из-за конструктивных особенностей классический клапанный механизм DET не может надёжно работать в подобных условиях. На VET-головках толкатели отсутствуют, поэтому и проблем с ними нет.
Увеличение оборотов
Инженеры «Ниссана» кардинально изменили конструкцию рокера: кулачки распредвалов через регулировочные шайбы передают усилие сразу на штоки клапанов. Ну а конструкция ГРМ приобрела систему VVL, схожую с «хондовским» VTEC. Это помогло повысить крутящий момент на низких оборотах и увеличить мощность на высоких. Ну и, конечно, самым приятным для пилота машины с SR20VE+T является более широкий диапазон оборотов (от 9000 до 9500 об/мин).
Трудности
При создании нового мотора возникали и сложности. Так как «головку» брали от двигателя с поперечным расположением в машине, то пришлось учесть много моментов с навесным оборудованием (в S15 агрегат расположен продольно). И никакие манипуляции с ГБЦ не заменили необходимости тщательной работы с шатунной-поршневой группой, от степени сжатия которой зависят многие факторы. Ну и никто не отменял момент щепетильной сборки, влияющей на итоговую надёжность агрегата.
Система охлаждения
В одном из интервью Гоча Чивчян (отзывы о его дрифтерских навыках в тематических СМИ исключительно хвалебные) заявлял, что конструирование этого механизма «Сильвии» было довольно напряжённым. Модернизация системы охлаждения S15 продолжается по сей день. Профессиональные гонщики знают, что линейная скорость движения болида в заносе существенно ниже, чем у кольцевых автомобилей. Но даже на таких оборотах «железный конь» едет не прямолинейно, а под определённым углом к вектору движения, накладывая при этом ограничение на обдув радиатора. И чем больше угол заноса, тем меньше их охлаждение. В итоге порочный круг замыкается: больший угол заноса увеличивает нагрузку на двигатель и снижает обдув радиатора, если он расположен под капотом. Моторы серии SR с алюминиевым блоком довольно интенсивно отдают охлаждающей жидкости своё тепло. Следовательно, в радиаторе необходимо обеспечить его продуктивное рассеивание, что является сложной инженерной и технической задачей.
D1GP
Улучшая S15, дрифтер Гоча Чивчян не забывал совершенствовать и свои водительские навыки. Годы практики не прошли даром. В 2013 г. молодой человек выиграл Супер Битву. Этот день стал поворотным моментом не только в жизни Георгия, но и во всей истории российского дрифта. Главный судья гонок Александр Смоляр рассказал Чивчяну о договорённости между D1GP и RDS, согласно которой, пилоты РФ могут поехать на этап в Одайбу (Япония). Вначале Гоча воспринял данное предложение как что-то неосуществимое. Молодой человек даже не представлял, что его можно претворить в жизнь. Главная сложность состояла в том, чтобы взять в Японии в аренду конкурентоспособный болид. Помимо этого почти на всех этапах D1GP на тренировки отводится минимум времени. Порой его не хватало на освоение траектории. А сделать подобное не на своей машине способны только профессионалы высокого класса. Обдумав всё это, герой данной статьи решил отложить идею о поездке в азиатскую страну в долгий ящик.
Гоча Чивчян в Японии
Где-то за месяц до начала D1GP красноярскому дрифтеру от лица Примринга и RDS-Восток позвонил Дмитрий Семенюк. Он предложил помощь в транспортировке машины. Закончив телефонный разговор, Чивчян уже складывал спортивный инвентарь в сумку. Решение о поездке в Японию было принято. И только оказавшись за рулём своей S15 на Одайбе, Георгий осознал, какую непростую работу проделали для осуществления его цели Дмитрий Семенюк, Виталий Веркиенко и команда «Форвард Авто». Хотя выступление на D1GP можно назвать их общей мечтой. Объединившись, они смогли воплотить её в жизнь.
Результаты
В целом заезды прошли очень неплохо. Гоче удалось попасть в ТОП-16, где первым его соперником стал Хибино Тетсуя. Во втором заезде японец ошибся, зацепив бетон. Это привело к повреждению подвески и неспособности его болида входить в занос. Россиянин тоже выступал не без ошибок и в финальном повороте даже умудрился развернуться, но всё-таки заработал больше баллов, чем Тетсуя. В ТОП-8 попал Эммануэль Амандио – молодой и талантливый пилот из Малайзии. Гоча Чивчян здорово начал первый заезд, но перед финишем не смог вписаться в дугу и столкнулся с машиной соперника. В итоге поворотный кулак S15 сильно согнулся и препятствовал движению колеса. За пять минут подобную поломку нельзя устранить, поэтому Чивчян сошёл с дистанции. Сам Георгий считает своё выступление удачным. Ведь попасть в ТОП-16 на гонках такого уровня – это отличный результат.
Возвращение
В 2014 году Гоча Чивчян (биография спортсмена представлена выше) вновь решил попытать счастья на D1GP. Многие японцы встретили его по-дружески и подходили побеседовать. Эти соревнования прошли для красноярского гонщика не так удачно. Всё закончилось техническим сходом. Вероятной причиной была поломка какого-то соединения из-за сильной вибрации, ведь мотор работал на предельных оборотах. Техсход не очень расстроил Гочу, так как им был приобретён новый опыт и поставлены амбициозные цели. На данный момент Чивчян является самым перспективным российским дрифтером, и его главные победы ещё впереди.