Автомобиль-амфибия ВАЗ-2122. ВАЗ-2122: технические характеристики, фото

Повествование о столь чудной модели, как 2122 ВАЗ, стоит начать с того, что она заслуживает особого внимания. В эпоху развивающегося автомобилестроения СССР было создано немало занимательных проектов, которые поражали воображение. Большое количество экспериментальных образцов с невообразимыми характеристиками и показателями давали надежду на большие успехи. Обозреваемый экземпляр – не исключение. Машинам-амфибиям уделялось немало внимания. А автомобиль ВАЗ-2122 (фото его представлены в нашей статье) как раз и был предназначен для преодоления всевозможных сухопутных и водных преград.

«Российский автопром – бессмысленный и беспощадный»

Именно такую фразу очень часто можно услышать не только из уст автолюбителей, но и тех, кому не доводилось сталкиваться с вождением транспортных средств. Большая часть подобных высказываний связана именно с творениями АвтоВАЗа. На логичное «почему?» существует много разных версий ответов.

Кому-то не нравится внешний вид, кому-то – нужный или ненужный функционал. Многие сетуют на маленькую надежность, а уж современные культуры «БПАН», Loud Sound и подобные вообще вызывают бурю эмоций, порой позитивных, а зачастую сильно отрицательных. Сколько людей – столько мнений. Но не стоит забывать, что не всегда Волжский Автозавод был таким скучным и однотипным, а автомобили, выпущенные здесь в те или иные промежутки времени, продолжают восхищать и по сей день.

С чего все начиналось

С открытием Волжского Автозавода у военных появился большой интерес к созданию армейского автомобиля повышенной проходимости, для использования в экстремальных условиях. Изначально идея разработки модели 2122 ВАЗа не была поддержана руководством завода.

Первые движения в направлении планирования подобного экземпляра были начаты в конце 1970 года. Тогда дизайнерам и проектировщикам было дано поручение исследовать перспективы рынка армейских автомобилей и джипов, а также результаты применения последних в ходе военных конфликтов на Ближнем Востоке и во Вьетнаме. Из всех доступных моделей были выбраны International Scout, Ford М151, а также отечественные УАЗы, не только серийные, но и перспективные.

Первые наработки

Экспериментальный вездеход-амфибия ВАЗ-2122 «Река» первоначально разрабатывался по инициативе завода, а руководил проектом Петр Прусов. Главным планом было создание утилитарного армейского джипа. Несмотря на это, военные вскоре сделали запрос, в котором была указана возможность пересечения водных преград не только на колесах, но и на плаву.

В начале 1971 года Юрий Данилов представил первую детальную прорисовку автомобиля-амфибии. Когда же в 1972 году на должность дизайнера проекта был назначен А. Еремеев, он начал заниматься постройкой полномасштабного макета. Таковой и был представлен худсовету в 1974 году и тут же утвержден. Внешне первый ВАЗ-2122, фото которого можно увидеть в статье, ничем не выдавал свой водоплавающий характер. Дело в том, что автомобиль выглядел как абсолютно обычный внедорожник, не способный совершать маневры на воде.

Сходство с ВАЗ-2121 «Нива»

Так как модель 2122 была построена на базе небезызвестной «Нивы», внешние отличия от своего прародителя у амфибии были не такими серьезными. Конечно, немного увеличились габариты за счет особенной формы кузова. Но техническая начинка осталась практически неизменной – все тот же двигатель объемом 1,58 литраии коробка передач с немного увеличенным передаточным числом главной пары, которое стало равно 4,78.

2122 ваз

Само собой, кузов был немного модернизирован, что было заметно, в основном, с нижней части автомобиля. Для защиты от попадания нежелательной влаги на важные узлы ходовой части, трансмиссии и мотора, а также для плавности хода на воде, днище модели 2122 ВАЗа сделали плоским и полностью герметичным. Конечно, это не прошло незаметно для некоторых проблем, связанных с перегревом агрегатов.

Э2122 – первые образцы

Итак, в 1976 году были изготовлены первые два опытных образца. После всех необходимых подготовок начались их полевые испытания. Первое, что было удивительным, - проходимость. Даже после увеличения габаритов и веса в целом, автомобиль спокойно преодолевал любые сухопутные преграды на уровне таких джипов, как, к примеру, УАЗ.

автомобиль ваз 2122 плавающая

Водные преграды также не стали помехой, что не могло не радовать. ВАЗ-2122 (вездеход-амфибия первой серии) оказался вполне удачным, кроме одного. Ввиду закрытого днища начали проявляться недостатки в охлаждении двигателя и узлов трансмиссии. Как итог – перегревы и непредвиденные поломки. Назревали новые наработки, и вскоре свет увидела вторая серия аппарата.

2Э2122 – работа над ошибками

1978 год показал результаты тщательной работы над проектом. Вновь было выпущено два опытных образца, которые внешне остались практически неизменными. Главной особенностью стали зеркала заднего вида, позаимствованные у КамАЗа. Начавшиеся в 1979 году испытания, к сожалению, показали, что проблема перегрева агрегатов осталась на прежнем уровне.

автомобиль ваз 2122 фото

Кроме того, трансмиссия модели 2122 ВАЗа не выдерживала нагрузок, которые создавали для нее военные. Основная причина поломок крылась в изменении соотношений пары редуктор-колесо. Как результат – проект зашел в глубокий тупик.

Для предотвращения неисправностей необходимой мерой была детальная переработка коробки передач, что могло означать расхождения с курсом унификации с «Нивой». На это требовались большие затраты, да и пришлось бы облегчать всю конструкцию с целью снижения нагрузок на основные узлы и агрегаты. Эти изменения значительно расходились с требованием заказчиков. Но 27 августа 1981 года именно такое развитие было утверждено для дальнейшего приведения проекта в жизнь.

3Э2122 – глобальная реконструкция

Перед выпуском третьего образца были проведены глобальные изменения, благодаря которым автомобиль ВАЗ-2122 получил право на дальнейшую разработку. Переделки были призваны на повышение стабильности всей конструкции вездехода-амфибии. В 1982 году вышли первые опытные образцы, которые были меньше предыдущих в размерах.

экспериментальный вездеход амфибия ваз 2122 река

Задний свес уменьшили на 100 мм. По факту, габариты стали сравнимы с ВАЗ-2121 «Нива», да и шины установили от «бессмертного символа российского автопрома». Главную пару также изменили, придав ей передаточное число, равное 4.44. Кроме того, с заказчиком было согласовано снижение полезной нагрузки до 360 кг с 400 кг, а общий объем топливных баков уменьшили до 80 литров вместо предыдущих 120. Эффективным оказалось и уменьшение толщины и высоты металла, из которого был изготовлен бампер.

3Э2122: результаты испытаний

Третья модификация получилась как нельзя более удачной. Согласованная с заказчиком замена двигателя на менее мощный (ВАЗ-21011), объемом 1,3 литра, позволила добиться большей надежности агрегата. Передний редуктор оказался вынесенным за пределы основного корпуса, который по-прежнему был максимально герметичным. А благодаря увеличению радиатора охлаждения и добавлению второго вентилятора повысился показатель остывания раздаточной коробки.

автомобиль ваз 2122

Все эти нововведения помогли справиться с предшествующими недостатками, и на испытаниях автомобиль ВАЗ-2122, технические характеристики которого на тот момент превосходили все ожидания, показал себя превосходно.

Проходимость на суше и воде у него не ухудшилась, даже несмотря на уменьшение объема двигателя и меньший диаметр колес. Полная программа испытаний была проведена на территории пустынь в Туркмении и перевалов в Памире. И все это вездеход выдержал на отлично.

Серия 400 - четвертый этап разработок

В 1983 году на базе третьего поколения серии 2122 были созданы три образца с присвоенными им номерами ПТ-401, 402 и 403, соответственно. Их подготовили специально для испытаний на государственном уровне.

Более чем за полгода всевозможных проверок образцы прошли расстояние, равное 30 000 км, находясь на плаву более 50 часов. По окончании госкомиссия заключила, что автомобиль ВАЗ-2122 (плавающая «Нива») проходит проверку по основным требованиям, а также удовлетворяет требования государственных и отраслевых стандартов, ТТЗ и другой НТД.

автомобиль ваз 2122 технические характеристики

Кроме того, присутствовала фраза, согласно которой, джип был рекомендован к серийному производству и принятию на вооружение. Необходимо было исправить лишь недостаточную надежность тормозов в условиях высокогорий, так как на относительно больших высотах (4000 м над уровнем моря и более) тормозная жидкость закипала в связи с низким давлением.

Серии 500 и 600 - небольшие нововведения

1985 год был ознаменован выходом 5-го поколения образцов для испытаний. Были учтены все замечания к 4-й серии, а свет увидели еще 10 экземпляров ВАЗ-2122, технические характеристики которых стало возможным реализовать в любых погодных и природных условиях.

По неподтвержденным данным, 5 (либо 6) данных автомобилей состояли на вооружении различных воинских частей и эксплуатировались для нужд армии. Остальные 4 машины остались на заводе для собственных испытаний.

ваз 2122 вездеход амфибия

В итоге, только положительные отзывы военных, вкупе с большим интересом охотников и рыболовов к данному чуду инженерной техники вселяли надежду на серийное производство модели. Полная программа испытаний побудила государственную комиссию снова рекомендовать вездеход-амфибию к массовому производству в 1986 году. А 1987 г. был ознаменован выходом трех экземпляров шестой серии, в которых были реализованы некоторые нововведения от инженеров завода.

Автомобиль-призрак

Несмотря на большой успех модели и только положительные отзывы, в целом планировавшееся мелкосерийное производство так и не началось. Дело в том, что на момент окончания полевых испытаний 6-й серии у военных отпала необходимость в плавающем автомобиле командира роты, а необходимые для старта производства 6 миллионов рублей оказались непосильной для подъема суммой для государства и АвтоВАЗа.

Проект закрыли, а автомобиль превратился в призрак. Однако последние образцы до сих пор существуют, но находятся в различных музеях. ВАЗ-2122, фото которого теперь – одни из последних напоминаний о нем, стал так и не осуществленной мечтой многих воодушевленных фанатов проекта.

В руках современного владельца

Один из образцов 6-й серии, после того как проект свернули, оказался в руках одного из руководителей создания и производства «Реки». Благодаря накопленному опыту за годы разработок, Валерий Доманский восстановил ВАЗ-2122 «Плавающая Нива».

Описание этого экземпляра может занять множество печатных страниц. Однако из всего этого стоит лишь осветить тот момент, когда амфибия еще принадлежала Валерию Ивановичу (ныне находится в музее техники ОАО «АвтоВАЗ»). Перед непосредственной передачей автомобиля выставке, на нем удалось прокатиться журналистам из «Авторевю», которые пришли в невероятный восторг от качества сборки и возможностей аппарата. Из обзора можно узнать, что на суше машина ведет себя как обыкновенная «Нива», но когда ВАЗ-2122 начинает свое «плавание», ему нет равных. Вездеход-амфибия прекрасно преодолевает не только водоемы со стоячей водой, но и течения рек. Выбравшись же «сухим из воды», движение по суше продолжает также без каких-либо затруднений. Одним словом, не автомобиль – мечта!

Немного о грустном

К сожалению, данную часть автопрома нельзя рассмотреть с точки зрения потребительской ниши. Закрытый на стадии внедрения в производство, аппарат был большой перспективой и надеждой многих заядлых любителей охоты и рыбалки. Несмотря на относительно небольшую мощность, но хорошую проходимость по любым типам грунта и водной глади, «Реке» так и не суждено было очутиться в руках истинных фанатов.

Стоит отметить, что период, на который планировался серийный выпуск амфибии, стал достаточно сложным в истории стран СССР. Возможно, именно поэтому такие масштабные разработки канули в Лету. Уже в современном мире надобность в них отпала, а на смену пришли суда на воздушной подушке и прочие нововведения в области автомобилестроения. Как итог – один из самых перспективных и необычных проектов всего отечественного автопрома стал невольным финалом венца инженерной мысли.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.