Средства индивидуализации юридического лица, товаров, услуг, работ (описание, определение и перечень)

Средства индивидуализации юридического лица относятся к категории интеллектуального права. В мире много плагиата: книги, статьи, сюжеты, музыкальные треки и т.д. Сфера маркетинга не исключение. «Паразитирующая конкуренция» и использование чужого бренда - наиболее распространенные случаи в мире бизнеса. Более подробно о том, что такое средства индивидуализации и как они защищены юридически, пойдет речь далее.

Понятие
средства индивидуализации

В мире конкуренции каждый субъект хочет «выделиться», быть заметным среди остальных фирм, производящих (оказывающих) аналогичный товар (услугу). Этим целям служат средства индивидуализации.

Гражданский кодекс РФ не дает обобщенного официального названия, а лишь описывает отдельные их виды. Ошибочно употреблять понятие «средства индивидуализации результатов интеллектуальной деятельности». Например, подобное словосочетание применяется для программы ЭВМ, некоторых бестселлеров, фильмов и т.д. Они защищены законами об авторских правах и ничего общего с экономикой не имеют.

Чтобы это было более понятно, приведем пример. Знаменитые книги о Гарри Потере в английском издании издавались с определенной обложкой, на которой был изображен актер, сыгравший знаменитого литературного персонажа. На ней также присутствовал герб школы «Хоггвартс». Эта обложка в совокупности с романом и попадает под категорию «средства индивидуализации результатов интеллектуальной деятельности». Копирование самого текста без этой «оболочки» также будет нарушать авторские права. Но уже иск о материальном ущербе будет подавать автор романа, а не компания, публикующая его.

Мы же поговорим про средства индивидуализации юридического лица.

Виды

В российском законодательстве предусмотрено четыре вида:

  • Фирменное наименование.
  • Товарные знаки.
  • Коммерческое обозначение.
  • Наименование мест происхождения товаров.

Географическая «родина» продукции не дает исключительности производителю на право использования. Эта категория применяется с целью защиты потребителей от недостоверной информации.

«Откуда дровишки»?

средства индивидуализации юридического лица

Приведем пример. Часто производители меда могут написать на своей продукции «Сделано на Алтае». Считается, что это один из экологически чистых регионов нашей страны. Продукция с такой маркировкой будет пользоваться наибольшим спросом среди продовольственных групп товаров.

Но пчелы «трудились» в Челябинске, где много металлургических предприятий. Подмена места происхождения товара вводит в заблуждение потребителей.

Никто не имеет исключительного права пользоваться маркировкой «Сделано на Алтае». Любая фирма, которая производит продукцию в этом регионе, может наносить ее на упаковку.

Исключительное право

права на средства индивидуализации

Гражданский кодекс предполагает определенным лицам (владельцам) пользоваться исключительными правами на средства индивидуализации. Они могут использовать их по своему усмотрению:

  • Распространять продукцию с определенным логотипом.
  • Запрещать или разрешать использование товарных знаков.

С какого момента вступает в действие исключительное право?

Средства индивидуализации возникают по различным основаниям. В зависимости от этого на определенный вид исключительное право кому-либо дается при выполнении определенный условий:

  • Использование фирменного наименования – после государственной регистрации юр. лица и включения его в ЕГРЮЛ.
  • Право на бренды, товарные знаки, наименования мест происхождения – после утверждения Роспатентом.
  • На коммерческое изображение – в момент приобретения известности на определенной территории.

После прохождения всех процедур наступает исключительно право на использование логотипа, товарного знака, наименования и т.д. Это значит, что без санкционирования владельца незаконно применять какое-либо запатентованное обозначение в рекламе, на продукции, на интернет-ресурсах и т.д.

Срок действия исключительного права

средства индивидуализации товаров

Но ошибочно утверждать, что достаточно раз «застолбить» товарный бренд в Роспатенте, и исключительное право на него дается на всю жизнь. Товарный знак прекращает действие через 10 лет, если его не продлить.

Право на коммерческое обозначение утратит силу после потери известности компании на определенной территории. Фирменное наименование прекращает свое действие после ликвидации или реорганизации предприятия.

Как защитить исключительные права на средства индивидуализации товаров, услуг?

 средствам индивидуализации и результатам интеллектуальной

Защитить право на использование товарного знака или наименования можно следующим способом:

  • Обращением в Федеральную антимонопольную службу.
  • Через суд.
  • Обращением в Роспатент.

Последний в списке государственный орган занимается спорными моментами, связанными с применением ТЗ. Например, одна компания заподозрила в плагиате своего бренда другую. Но та отрицает свою вину и утверждает, что их логотип разработан самостоятельно. Выход – обращение в Роспатент, которая будет проверять все обстоятельства инцидента и направлять материалы в суд.

Антимонопольная служба защищает производителей от недобросовестной конкуренции (незаконное «копирование» продукции, товарных знаков и пр.).

В любом случае предприниматель, в отношении которого нарушено исключительное право на средства индивидуализации, может обратиться в суд для компенсации материального или иного вреда (например, потеря репутации).

Юридическое лицо

Индивидуализация юридического лица осуществляется определением местонахождения и наименования, которое обязательно должно включать в себя организационно-правовую форму. Например, ООО «Авангард», или МУП «Горсети» и т.д.

Кроме этого, индивидуализация относится к товарам и услугам, товарным маркам и брендам. Об этом подробнее.

Товарная марка или знак: в чем разница?

Товарная марка - это обязательный словесный способ индивидуализации. Включает в себя:

  • Название продукции.
  • Данные изготовителя.
  • Соответствие стандартам.
  • Состав и свойства продукции.
  • Другие обязательные данные (например, сведения об опасности и мерах предосторожности).

Товарная марка – это описание товара на упаковках, наклейках и т.д. Другими словами, информация о том, что мы покупаем.

Товарный знак (бренд) – обозначение, которое отличает одну продукцию от другой аналогичной. Он пользуется юридической защитой и регистрируется в Роспатенте. Например, кофе «Нескафе», шоколад «Бабаевский» и т.д. Может содержать словесную, графическую, объемную или иную другую информацию, но не имеет данных о самом товаре.

«Яблочный» или «Любимый» - что нельзя регистрировать?

результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Мы уже сказали, что к средствам индивидуализации и результатам интеллектуальной собственности относится товарный знак. Но все ли можно регистрировать в качестве бренда? Законодательно существуют ограничения элементов, которые нельзя использовать:

  • Название, вошедшее во всеобщее употребление при обозначении определенной категории товаров. Например, «Сок», «Кофе» и т.д.
  • Общепринятые символы и термины.
  • Наименование качества товаров, их характеристику и т.д. «Вкусный», «Свежий» и т.д.
  • Исключительную форму товара, которое определяет его свойство. Например, одно изображения мяча у производителя данного товара.

Все вышеперечисленные элементы могут включаться в логотипы или названия, если они не являются доминирующими в нем.

Также нельзя использовать знаки, которые выглядят как государственные символы. Они могут ввести в заблуждение рядовых граждан.

В соответствии с международными договоренностями в товарных знаках запрещено использовать:

  • Флаги, гербы других стран.
  • Официальные аббревиатуры международных организаций. Например, ООН, ОБСЕ и т.д.
  • Официальные печати, награды, пробирные клейма и т.д.

Кроме того, если в логотипе есть все вышеперечисленные свойства, которые смешиваются с ними, такие также нельзя использовать. Например, небольшое изменение цвета в символе ООН и т.д. Их можно использовать в качестве элемента бренда только с официального согласия правообладателя.

Запрещено регистрировать в качестве ТЗ элементы культурного наследия, аморальные изображения, а также те, которые могут ввести в заблуждение. Также нельзя регистрировать те логотипы, которые уже используются в других странах.

Изображение можно использовать в другой группе товаров. Например, использование схематической радуги в логотипе благотворительного фонда разрешается использовать при создании бренда кондитерской фабрики.

Также запрещено регистрировать средства индивидуализации товаров:

  • Если в их названии содержатся известные фамилии, имена, псевдонимы.
  • В изображении присутствуют портреты и лица знаменитых личностей без разрешения этих людей или родственников.
  • В их основу лежат произведения науки, искусства и т.д.

Регистрация ТЗ

Для того чтобы официально создать собственный товарный знак, необходимо:

  1. Определить цели ТЗ.
  2. Разработать и создать логотип.
  3. Проверить в базе данных Роспатента наличие схожих зарегистрированных знаков.
  4. Подкорректировать в случае совпадения логотипа с другими.
  5. Собрать пакет документов на регистрацию ТЗ.
  6. Подать данные в Роспатент.
  7. Получить охранные документы.
  8. Поставить товарный знак на учет нематериальных активов предприятия.

Конечно, на все процедуры необходимы денежные средства и время, но результатом будет гарантия защиты прав собственности.

Ошибки при создании и регистрации ТЗ

 средства индивидуализации товаров услуг

Основные ошибки, которые совершают предприниматели при регистрации ТЗ:

  1. Недостаточная продуманность цели использования логотипа.
  2. Его недоработка.
  3. Экономия при регистрации. Одна процедура без учета юристов стоит около 30 тыс. рублей. Многие экономят и создают логотипы с изображением и надписью в едином монолите. Раздельное изображение одного от другого не будет нарушать право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
  4. Экономия времени на поиск тождественных и похожих изображений. Не стоит надеяться на Роспатент.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.