Дирижаблем называют летательный аппарат, который состоит из руля, винтового двигателя и аэростата. Благодаря такому устройству аэростат способен произвольно передвигаться в воздушном пространстве независимо от порывов и направления ветра.
Долгое лидерство
Очень долго самым большим цеппелином в мире считался «Гинденбург» (190 000 м3). Назвали самый большой дирижабль в мире в память о рейхспрезиденте Германии Пауле фон Гинденбурге.
Его постройка началась в мае 1931 года. А уже в начале марта 1936 года корабль совершил первый полет. Ко времени окончания строительства это был самый что ни на есть крупный аппарат, способный передвигаться по воздуху. Длина его составляла 245 м, диаметр в самой широкой части - 41,2 метра.
У дирижабля было четыре двигателя «Даймлер-Бенц» LOF-6 эксплуатационной мощностью 900 л. с., максимальная же составляла 1 200 л. с.
«Гинденбург» - это жесткий дирижабль, наполненный огнеопасным водородом. Топливо, необходимое для работы двигателей (около 60 тонн), заливалось в баки (2 500 л каждый). Дирижабль мог поднять в воздух 50 человек и около 100 тонн груза. Максимальная скорость «Гинденбурга» составляла 135 км/ч.
Началом коммерческого использования дирижабля считается 31 марта 1936 года. 37 пассажиров, более 60 кг почтовых отправлений и 1 200 т груза отбыли в Южную Америку.
Для увеличения грузоподъемности в дирижабле имелись душевые кабины (вместо ванн) и практически все было выполнено из алюминия, даже рояль.
К началу 1937 года салон «Гинденбурга» был модернизирован и стал вмещать 72 пассажира.
Последний полет начался 3 мая 1937 года. Шестого мая, заканчивая трансатлантический перелет и заходя на посадку, самый большой в мире дирижабль потерпел крушение. По неизвестной причине случилось возгорание водорода, и летательный аппарат вспыхнул. Вследствие катастрофы 35 человек погибло (всего на борту было 97 пассажиров и членов экипажа «Гинденбурга» и один рабочий базы воздухоплавания ВМС Америки). Резонанс был очень большой, хотя число жертв считается очень маленьким для авиакатастрофы.
Сегодня существует две версии случившегося. Первая, официальная, утверждает, что «Гинденбург» загорелся из-за неполадок в проводке. Возгорание спровоцировал грозовой фронт, от которого цеппелин пытался уйти.
Вторая, неофициальная, выдвинутая американским историком, гласит, что на одном из газовых баллонов сдетонировало взрывное устройство.
Самый известный своими размерами дирижабль-авианосец
Цеппелин под названием «Акрон» (184 000 м3) был рассчитан на размещение пяти самолетов-истребителей. Изобретен он был в Америке в 1929 году. Его воздушные камеры наполнялись гелием.
«Граф Цеппелин»
На звание «самый большой дирижабль в мире» претендует и «Граф Цеппелин», который к тому же считается наиболее успешным инженерным проектом. Он совершил более 140 перелетов за почти 19 лет. Перелеты, как грузовые, так и с пассажирами, осуществлялись через Атлантику. А в 1929 году «Граф Цеппелин» совершил кругосветное путешествие.
Изобретен он в Германии в 1928 году. Наполнен был гелием.
Самая крупная радиоантенна
Самые большие дирижабли в мире – это не только пассажирские или военные машины. Известен еще мягкий самый большой цеппелин в мире – ZPG-3W(23 648 м3), который предназначался для радиолокационных измерений. Всю полость дирижабля занимала радиоантенна. Изобрели его в 1950 году в Америке. Наполнение – гелий.
С 1958 года по 1961 дирижабли этого типа совершали полеты продолжительностью до 200 часов. Они выдерживали снегопады, туман и порывы ветра до 30 м/с.
Новые технологии в небе
17 августа этого года в небе Великобритании снова появился дирижабль. Сегодня это самый большой в мире самолет-дирижабль. Airlander 10 - это детище новых технологий. Он совмещает в себе элементы самолета, дирижабля и вертолета.
Главной его способностью - считают специалисты - является двухнедельный беспилотный полет. Самолет-дирижабль наполнен гелием. Он способен с командой на борту лететь пять дней без посадки, перевозить около 10 тонн различных грузов. Расчетная скорость Airlander 10 - около 150 км/ч.
Правда, на втором тестовом полете самолет-дирижабль уткнулся носом в землю. Никто не пострадал. Разработчики утверждают, что это мелочи. После исправления недочетов и новых тестов самый большой дирижабль в мире (фото ниже) планируют запустить в серию.
Идея вновь становится актуальной
«Гинденбург» до сих пор носит звание «самый большой дирижабль в мире». Все выпущенные позже аэростаты были значительно меньше.
Размеры воздухоплавательных кораблей были продиктованы необходимостью перевозить большое количество грузов в людей. Причем пассажиры мечтали совершить перелет с максимальным комфортом.
Поэтому на дирижаблях были оборудованы каюты, салоны для развлечений, уютные рестораны. В принципе, все как на дорогих круизных лайнерах, только по воздуху и значительно быстрей.
Возможно, поэтому идея создания огромного комфортабельного дирижабля все время витает в воздухе. Конструкторы считают, что, кроме скорости и комфорта, немаловажную роль играет грузоподъемность подобного транспорта.
Одна из интересных идей предложена британским студентом Маком Байерсом. Он разработал концепт особо крупного цеппелина класса люкс и считает, что к 2030 году идею можно воплотить в жизнь. Корабль будет называться Aether.
Его проектная длина – 250 м, поэтому это будет самый большой дирижабль в мире. Проект внутреннего пространства впечатляет. Огромный двухэтажный холл выполнен в стиле «открытого космоса». Из него можно пройти в просторный ресторан, все столики которого расположены возле огромных окон. Индивидуальные каюты большие и уютные, кровати двуспальные, а ванные комнаты оборудованы современной сантехникой. Многие считают, что Aether очень смахивает на «Гинденбург»…