Материалистические теории происхождения жизни представляют цивилизацию как достаточно высокий уровень овладения природными силами. Она свидетельствует о достижении технического прогресса, способствует получению натуральных благ. Распространение изобретений оказало на общественную жизнь очевидное благотворное влияние. Вместе с этим материальное изобилие не означает духовного и культурного расцвета. Оно не может оцениваться ни как безусловно нравственное, ни как однозначно безнравственное. Технический прогресс считается нейтральным явлением относительно культурного мира.
Цивилизация как предмет исследования
Материалистическая теория возникновения культуры рассматривает технические достижения в различных контекстах. Например, значимость достижений состоит в возможности не только орошать ранее неплодородную землю, но и создавать оружие массового уничтожения. Понятие цивилизации, как правило, связывается именно с культурно-нейтральным по своей сути техническим развитием. Спектр его использования при этом очень широк. Понятие культуры, в свою очередь, максимально приближается к духовному прогрессу. Цивилизация представляет собой мир материальных объектов, преобразованный человеком. Культура же считается внутренним достоянием индивида, его оценкой духовного развития, свободы или подавленности, полной зависимости от общества, окружающего его, либо его автономности и обособленности.
Отношение западной философии
В трудах многих мыслителей обнаруживается резко негативная оценка такого явления, как цивилизация. Такое отношение к ней как к "культурной агонии" выразил в своих работах Шпенглер. С того самого времени отрицательная оценка еще больше укрепилась. Среди негативных свойств цивилизации, как правило, отмечают тенденцию стандартизировать мышление, направленность на абсолютную правильность общепринятых истин. Ей приписывают низкую оценку оригинальности и независимости восприятия, которые расцениваются как социальная опасность. Если с этой точки зрения культура способствует формированию совершенной личности, то цивилизация создает законопослушного идеального члена общества. Он довольствуется лишь теми благами, которые ему предоставляются.
Цивилизация зачастую рассматривается в качестве синонима урбанизации, тирании машин, скученности, источника дегуманизации мира. Действительно, насколько бы ни было глубоким проникновение человеческого ума в тайны природы, его собственный духовный мир во многом остается загадочным. Наука и цивилизация сами по себе не в состоянии обеспечивать культурный прогресс. Здесь необходимо определенное духовное образование, состоящее из разнообразных нравственных, интеллектуальных, этических достижений всего человечества. Они должны выступать не пассивными компонентами материального бытия, а самостоятельным и активным слоем внутри объективно развивающегося исторического процесса.
Общественно-экономические формации
Самый яркий представитель материалистической теории происхождения государства – Маркс – в противоположность рассуждениям философов о социуме выдвинул новую категорию. Он указал на существование общественно-экономической формации. Она представляет собой социум, находящийся на определенном уровне исторического развития, обладающий своеобразными отличительными характеристиками. Первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и социализм – элементы, формирующие классическую формационную лестницу человеческой эволюции. Качественно определенный, конкретно-исторический тип социальной структуры, взятый в единстве ее компонентов – метода производства, состояния искусства и науки, всего разнообразия и богатства духовного мира, семейно-бытовых взаимодействий, образа жизни людей в целом, - это и есть общественно-экономическая формация.
Строение системы
Все, кто является представителем материалистической теории, - Ленин, Энгельс, Маркс и их последователи – указывают, что общественно-экономическая формация обладает структурой, характеризующейся в первую очередь такими категориями, как "базис" и "надстройка". Эти компоненты призваны разъяснить способ, посредством которого производственные отношения влияют на другие аспекты деятельности человека, – юридический, политический и так далее. Другими словами, материалистическая теория происхождения цивилизации говорит о том, что базис и надстройка выделяются исключительно для конкретизации понимания строения социума, определения причинно-следственных взаимодействий. Ленин, уточняя значение данных категорий, говорил о том, что ключевая идея материалистического восприятия истории заключается в том, что общественные отношения разделяются на идеологические и материальные. При этом первые выступают в качестве надстройки над вторыми.
Характеристика категорий
Материалистическая теория рассматривает базис как совокупность производственных отношений, которые составляют экономическую систему общества. Он является определяющей моделью идеологических форм социальных взаимодействий. Надстройка, в свою очередь, представлена в виде совокупности идей и отношений, связанных с ними. Ею также именуют комплекс организаций и учреждений, закрепляющих концепции. В качестве этих институтов выступают, в частности, политические объединения, государство, профессиональные союзы, прочие общественные организации.
Нюанс
Необходимо отметить, что базис и надстройка не исчерпывают все многообразие явлений, имеющих место в социальной жизни. Например, такие феномены, как наука, некоторые другие духовные категории, нельзя рассматривать в качестве порождения какой-либо экономической модели общества. Эти явления не могут зависеть от свойств базиса. Достаточно грубым упрощением будет включение науки в структуру идеологической надстройки в той либо иной социально-экономической формации. Однако вместе с этим, несомненно, и хозяйственные, и идеологические взаимодействия влияют на ее мировоззренческую суть, направление развития той или иной сферы знаний.
Материалистическая теория государства, права
В концепции выдвигаются вполне конкретные идеи. В частности, она исходит из того, что появление государства обусловливается главным образом экономическими причинами. В качестве предпосылок выступают общественное разделение труда, создание прибавочного продукта, развитие частной собственности, а затем раскол социума на классы, обладающие противоположными хозяйственными интересами. Появление государства в таком развитии является объективным результатом. Оно выступает в качестве института, который, используя специальные средства управления и подавления, сдерживает противостояние сформировавшихся классов и обеспечивает главным образом интересы господствующего в экономическом плане слоя. Материалистическая теория государства выдвигает идею о том, что новое образование заменило родоплеменную организацию. При этом на смену обычаям пришла юридическая система норм.
Содержание концепции
Материалистическая теория государства не навязывает новые институты извне. Все они появляются на основе естественного общественного развития. Оно, в свою очередь, связывается с разложением первобытного строя, распространением частной собственности, социальным расслоением населения по имущественному признаку (появление бедных и богатых). В результате развития интересы разных классов начинают вступать в противоречие.
В таких условиях родоплеменная организация стала не способна осуществлять управление. Возникла потребность в создании властного института. Он должен быть способен обеспечивать преимущество интересов одних членов социума в противовес потребностям других. В этой связи общество, которое состоит из неравных в экономическом плане слоев, порождает особенную организацию. Она поддерживает интерес имущих, сдерживая при этом противоборство зависимых членов социума. В качестве этой особенной организации и выступает государство. Как утверждают последователи концепции, оно является явлением временным и исторически преходящим. С устранением классовых различий в существовании властного органа не будет нужды.
Классификация форм
Материалистическая теория выделяет три модели появления властной организации:
- Афинскую (классическую). В соответствии с этой моделью появление государства обусловливается непосредственно и преимущественно классовыми противоречиями, которые формируются внутри социума.
- Римскую. Эта форма появления государства отличается тем, что родоплеменная организация трансформируется в замкнутую аристократию. Она изолируется от бесправной и многочисленной массы плебеев. Победа последних разрушает родоплеменной строй, на руинах которого появляется государство.
- Германскую. Государство по этой модели появляется как следствие завоевания обширной площади.
Юридическая система в концепции
Экономическая обусловленность и классовость правовой модели выступает в качестве важнейшего принципиального положения марксистской теории. Ключевым содержанием концепции является идея о том, что право – это продукт общества. Оно выступает как выражение и закрепление воли класса, господствующего в экономической сфере. Материалистическая теория указывает на то, что в складывающихся отношениях имущие индивиды должны вкладывать свою силу в формирование властного органа и придавать своей воле всеобщее выражение в форме закона. Другими словами, создание и существование юридической системы обусловливается необходимостью закреплять нормативное регулирование социальных взаимодействий в интересах господствующего слоя.
С течением времени принципы материалистической теории были зафиксированы в отечественном праве. По классовому признаку формулировался вывод о том, что в обществе, в котором отсутствуют антагонистические слои, в юридической системе выражена воля всех дружественных объединений, руководимых рабочим течением.
Установки
Материалистическая теория провозглашает правило: от каждого индивида - по способностям, каждому субъекту - по потребностям. Люди должны привыкнуть выполнять требования общежития. Когда это произойдет, они сами добровольно станут работать по своим способностям. Материалистическая теория формирует определенные ограничения для юридической системы. Они укладываются в исторические рамки классовости социума. Концепция утверждает, что право является преходящим явлением. Оно необходимо обществу только на конкретной стадии его развития. В случае исчезновения классовости оно утратит общественную ценность.
Положительные черты концепции
В качестве одной из заслуг материалистической теории следует отметить выработку постулатов о том, что право является необходимым инструментом обеспечения хозяйственной свободы субъекта. Оно является беспристрастным регулирующим механизмом отношений потребления и производства. Нравственные основы нормативной системы в цивилизованном обществе учитывают и выражают объективные потребности социального развития в пределах дозволенного и запретного поведения всех взаимодействующих участников. Также можно отметить следующие плюсы материалистической теории:
- Выделение конкретных критериев допустимого и запретного. Это стало возможным благодаря тому, что приверженцы концепции рассматривали юридическую систему в качестве закона – комплекса формально определенных нормативных актов.
- Выражена зависимость права от социально-экономических факторов, которые оказывают наиболее значительное влияние на него.
- Показана тесная связь юридической системы и властного органа, который устанавливает и обеспечивает соблюдение норм.
Отрицательные моменты
Есть и минусы материалистической теории. В первую очередь, в рамках концепции преувеличена роль классовости в юридической системе в ущерб общечеловеческим нормам. Существование права ограничивается историческими рамками. Юридическая система кроме этого излишне жестко связана с материальными факторами. Этим занижается степень влияния других обстоятельств на ее формирование.