Дмитровский фарфоровый завод: история, традиции, современность

В русский обиход фарфор был введен царственной рукой Петра I. При его правлении посуду завозили из Европы, доступно такое удовольствие было лишь состоятельным людям. Немного позже фарфоровые сервизы преподносились в качестве ценного подарка. После китайского фарфора, самыми ценными были европейские марки (Севрский, Мейсенсий) на их приобретение затрачивались огромные средства, что было совершенно неоправданно. В 1744 году императрица Елизавета повелела построить «порцелиновую мануфактуру» недалеко от Петербурга, так началась эра отечественного фарфора. Дмитровский фарфоровый завод вошел в историю, как первая частная фабрика.

Франц Гарднер и импортозамещение

Длительное время производство фарфора было только в государственном ведении, но всегда найдется частник, желающий если не конкурировать, то составить компанию государевым предприятиям. В 1766 году англичанин Франц Яковлевич Гарднер, на базе существовавшей фабрики Урусова открыл собственный завод. Сверхзадачей для предпринимателя стало желание составить конкуренцию европейским образчикам фарфора, и вытеснить их с рынка, заменив отечественной качественной продукцией. Говоря в современной риторике, он решил «импортозаместить» европейский товар и попытка оказалась успешной.

Для организации дела прежде всего требовалось сырье, и Гарднер, исколесив почти всю страну, нашел месторождение глины на Черниговщине (Малороссия). Чтобы не делать промашек и не изобретать велосипед, он привлек к делу специалиста – Франца Гаттенберга (профессор Женевского университета). И дело пошло настолько хорошо, что с 1777 по 1783 год на фабрике были выпущены четыре орденских сервиза для императрицы Екатерины II и были ей подарены. Опыт оказался удачным, владелец фабрики побывал на высочайшей аудиенции в царском дворце, после чего получил право ставить клеймо с изображением московского герба, что было сродни знаку качества.

дмитровский фарфоровый завод

Успешный коммерсант

Франц Гарднер, наряду со штучным товаром, запустил массовое производство фарфоровой посуды. Первыми рабочими были выписанные из Европы специалисты, а технологом числился прославленный Мейсен. Российский фарфор мало чем отличался от европейского по своим качествам и художественному исполнению, но зато в цене был значительно доступнее.

В России высоко ценили изделия фабрики и с удовольствием покупали все, кому не по карману были европейские производители. В 1771 году на производстве были заняты около семидесяти работников, через 10 лет их количество увеличилось вдвое. Все рабочие места были заняты русскими специалистами, лишь управляющий и художник были выписаны из-за рубежа.

Франц Гарднер сумел найти собственный стиль в производстве фарфора, количество образцов отливок исчислялось сотнями. Помимо посуды, здесь выливались и расписывались уникальные фарфоровые салонные скульптуры, авторами которых были известные художники.

дмитровский фарфоровый завод вербилки

В Кузнецовском сообществе

После смерти основателя, Дмитровский фарфоровый завод считался лучшим из всех частных фабрик России. Дело перешло в руки к наследникам: короткое время, до своей смерти, предприятием занимался старший сын основателя, а затем его супруга. В ее руках фабрика потеряла почти все свои позиции, но после за дело взялись ее дети, производство возродилось. Была освоена технология изготовления фаянса. В 1829 году продукция получила золото на Первой промышленной выставке. В 1855 году мануфактура получила право ставить на изделиях государственное клеймо двуглавого орла.

В течение всего 19 века Дмитровский фарфоровый завод подтверждал качество продукции на выставках, с 1856 года становится одним из поставщиков продукции к императорскому двору. В конце столетия наследники продают предприятие Матвею Кузнецову. Он приобрел не только производственные мощности, но и всю огромную коллекцию форм, моделей и классических гардеровских рисунков.

сервиз дмитровского завода

Кузнецовский период

Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки) достался магнату Кузнецову с несколько поблекшей славой, но с солидным оборотом. К моменту приобретения на заводе производилось товаров на 208 тысяч рублей в год, а количество работников насчитывало более 700 душ. Кузнецов использовал все доставшиеся ему материальные ценности и полуторавековую историю компании, для полноценного возрождения ее славы.

Дело расширилось, клиентская база была полностью сохранена, благодаря мудрому решению использовать клеймо Дмитровского завода на всех изделиях. Новый владелец не захотел обновлять ассортимент продукции, что было и не актуально. Количество позиций товаров насчитывало более 4 тысяч единиц популярной посуды и статуэток. Юбилейные даты на заводе отмечались выпуском эксклюзивных коллекций. Так были запечатлены 100-летие Бородинского сражения, 300-летие царствования Романовых.

сервиз дмитровского фарфорового завода

Советский фарфор

После национализации, мануфактура стала официально называться Дмитровский фарфоровый завод. В послереволюционное время выпуск продукции существенно сократился, а та которую выпускали, была скромно украшена переводными картинками (деколью) или представляла агитационные изделия.

Большую известность, в 1930 год,у получил сервиз Дмитровского фарфорового завода «Конек-горбунок», а также другие произведения созданные кистью талантливого скульптора Орлова С.М. В годы Великой Отечественной войны выпуск фарфора существенно снизился, но период ознаменовался яркими произведениями. Был создан сервиз «Битва за Родину» (автор А. Чечулина), выпущен набор с изображениями великих полководцев «Суворов», «Александр Невский», «Кутузов», сервизы с изображением советских полководческих орденов (авт. Деморрей Т.).

дмитровский фарфоровый завод продукция

Современное производство

В 1991 году Димитровский фарфоровый завод становится акционерным обществом, официальное название: ЗАО «Фарфор Вербилок». С 1995 года действует дочернее предприятие ДО «Промыслы Вербилок». На новом предприятии администрация и сотрудники заняты возрождением традиций заложенных основателями завода.

В 1996 году компания получила призовые места на международных выставках в Бермингеме, а также в Мексике. С 2007 года завод поставляет продукцию в Кремль в рамках членства в Гильдии поставщиков. В настоящее время компания называется «Мануфактура Гарднеръ», но для многих еще знакомо старое название Дмитровский фарфоровый завод. Продукция выпускается несколькими коллекционными линейками.

Коллекция «Францъ Гарднеръ» возрождает традиционные для 19-20 веков формы фарфора. Мастера компании делают именные надписи на подарочных предметах (чайные пары, сервизы, статуэтки). Также выпускаются фамильные сервизы, на которых художники напишут фамильные гербы, вензеля или выбранный рисунок. Компания производит сервизы разного назначения, чайные и кофейные пары, фруктовницы, вазы, детские наборы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.