Налоговое право — важнейшая отрасль юриспруденции с точки зрения исследования сферы налоговых правоотношений, подготовки кадров для нее, а также реализации приоритетов государства в области регулирования данных коммуникаций. В чем заключаются особенности предмета и метода данной отрасли? Какие есть нюансы в трактовках данных терминов?
Что представляет собой налоговое право?
Прежде чем рассматривать метод налогового права, рассмотрим то, что представляет собой данная юридическая отрасль. Соответствующий термин может пониматься в 3 разных контекстах:
- как учебная дисциплина;
- как отрасль науки;
- как раздел национального права.
Все указанные интерпретации понятия «налоговое право» связаны между собой. Так, соответствующие учебная дисциплина и отрасль науки изучают, прежде всего, отмеченный раздел национального права. В свою очередь, издание регулирующего законодательства, а также правоприменительная практика во многом зависят от квалификации юристов, в значительной степени приобретаемой в учебных заведениях, а также уровня научной проработанности тех или иных проблем, которые имеют отношение к налоговому праву.
Предмет налогового права
Можно отметить, что для всех 3 интерпретаций соответствующего термина характерен общий предмет: совокупность правоотношений, которые формируются с участием государственных органов и налогоплательщиками в статусе физических или юридических лиц. Предметом данных правоотношений могут быть порядок установления, расчета, перечисления в бюджет, а также взимания различных налогов, а также осуществление контроля над их уплатой и реализация мер ответственности за нарушения соответствующей отрасли законодательства.
Соответствующие правоотношения могут, таким образом:
- исследоваться на уровне научной дисциплины;
- отражаться в учебных материалах;
- находиться в юрисдикции налогового законодательства.
Данные виды коммуникаций могут осуществляться с применением различных методов налогового права. Изучим их специфику.
Сущность методов налогового права
Метод налогового права — это, в соответствии с традиционным подходом, совокупность юридических механизмов, позволяющих тем или иным субъектам в той или иной степени повлиять на предмет налогового права. Например, представителями науки — изучить правоотношения, преподавателям — интерпретировать их в рамках учебной дисциплины, законодателю — отразить в нормативных актах.
Изучим то, как может пониматься метод, о котором идет речь, в контексте его рассмотрения как раздела национального права.
Метод в контексте национального права
В соответствующем контексте метод налогового права обычно характеризуется как подход законодателя к регулированию различных правоотношений в области налогов и сборов. Он может быть:
- публично-правовым;
- гражданским.
В первом случае законодатель применяет установленные действующими нормативными актами механизмы принуждения тех или иных лиц к выполнению предписаний об уплате налогов. Задействуется, таким образом, императивный метод регулирования правоотношений. Во втором действия законодателя сводятся, главным образом, к рекомендациям и согласованиям. Фактически, реализуется диспозитивный метод в налоговом праве, по которому те или иные субъекты правоотношений имеют возможность выбирать способ поведения в тех или иных коммуникациях.
Рассмотрим ключевые признаки, характеризующие метод в налоговом праве.
Признаки метода налогового права
Прежде всего, он имеет публично-правовой характер. Налоговые обязательства граждан и организаций регламентируются на уровне федерального, регионального и муниципального законодательства, которое в части регламентации основных коммуникаций носит нормативный характер. Это объяснимо, прежде всего, тем, что сбор налогов — процедура, являющаяся ключевой с точки зрения формирования государственного бюджета, материального обеспечения основных институтов государства. Данная особенность понимания сущности соответствующих платежей предопределяет возникновение приоритета общественных интересов над частными. Обязательства по уплате налогов, таким образом, возлагаются в равной степени на всех граждан, а льготы по ним определяются в нормативном порядке для лиц с одинаковым статусом.
Выбор метода налогового права
Конкретный метод налогового права имеет значение с точки зрения выбора государством наиболее эффективных механизмов обеспечения исполнения гражданами своих обязательств по перечислению тех или иных платежей в бюджет. В данном случае приоритетным может быть применение именно тех подходов, которые можно охарактеризовать как императивные, предполагающие издание компетентными органами власти предписаний для налогоплательщиков, обязательных к исполнению.
Соотношение императивных и диспозитивных механизмов
Вместе с тем, повышение эффективности управления правоотношениями в сфере уплаты налогов в бюджет может требовать задействования государством также гражданских механизмов. Исследование степени их влияния может включаться в состав проблемы метода налогового права, актуальной как для сферы практического законотворчества, так, в частности, и для области научных исследований.
То, каким образом должны соотноситься диспозитивные и императивные подходы, определяется с учетом многих факторов, которые часто обнаруживаются только по факту внедрения и применения правовых норм. Они могут носить социально-экономический, институциональный характер, предопределяться внутренними процессами или же, к примеру, внешнеполитическими.
Приоритет императивного метода
Но, так или иначе, в российской правовой системе сложилась ситуация, при которой больший приоритет получают все же императивные методы налогового права. Тот или иной субъект правоотношений получает, таким образом публичные или персональные — но в порядке, установленном нормативными актами, предписания касательно своих действий в контексте исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в бюджет.
Значение диспозитивного метода
При необходимости законодатель применяет различные методы толкования норм налогового права, закрепляет их в рекомендациях и документах разъяснительного характера, если нормы права в тех или иных положениях законодательства — диспозитивны. В отдельных случаях данный подход может быть даже более эффективным, чем императивное регулирование. Как правило, он практикуется, если тот или иной вид коммуникаций сложно регламентировать на уровне федеральных нормативных актов.
В этом случае компетентные органы — чаще всего Федеральная налоговая служба, применяет определенные средства и методы толкования норм налогового права, после чего закрепляет результаты проделанной работы в письмах и иных правовых актах, которые публикуются в установленном порядке. Во многих случаях содержание именно таких документов рассматривается налогоплательщиками в первую очередь, в то время как предписания федеральных нормативных актов не применяются де-факто в качестве регулирующих, хотя они имеют большую юридическую силу.
Диспозитивные нормы в федеральном законодательстве
Есть в российском законодательстве федеральные нормативы, которые диспозитивны по своей правовой природе. Например, это положения Налогового кодекса в части выбора системы налогообложения предпринимателями. При условии, что деятельность учреждаемых ими фирм по оборотам и численности штата соответствует определенным критериям, они могут, в частности, работать по упрощенной системе и платить, таким образом, существенно меньший объем налогов, чем в случае с работой по общему методу налогообложения.
В свою очередь, при определении порядка исчисления сумм конкретных платежей в бюджет методами налогового права выступают как раз таки императивные механизмы: соответствующие нормы права предписывают то, каким образом устанавливается налоговая база, ставка, налоговый период и прочие условия перечисления платежей в бюджет государства.
В общем случае регулирование правоотношений в сфере налогов и сборов регулируется на уровне федерального законодательства России. Но возможны варианты, при которых метод налогового права и его характеристика будут определяться исходя из норм региональных источников права. Рассмотрим данный нюанс подробнее.
Методы налогового права в рамках применения регионального законодательства
Действительно, основной объем норм, регламентирующих порядок исполнения гражданами и организациями обязательств в части уплаты налогов и сборов устанавливается на уровне федеральных правовых актов — прежде всего, Налогового кодекса РФ. Но в ряде случаев положения НК РФ должны дополняться нормами, принимаемыми властями российских регионов.
Например, данная особенность характеризует регулирование уплаты налога на имущество физических лиц, представленного недвижимостью. Порядок исчисления соответствующего платежа в части основных его компонентов определяется на уровне НК РФ. Но ряд ключевых элементов налога на имущество определяется с учетом региональных норм права. Так, до определенного момента именно власти субъекта РФ определяют, будет ли исчисляться соответствующий платеж на основе инвентаризационной или же кадастровой стоимости недвижимости. В свою очередь, вне зависимости от того, какой конкретно вариант выберут региональные власти, ими же устанавливаются ставки по рассматриваемому налогу — но в пределах тех значений, что установлены в НК РФ.
Соотношение регионального и федерального законодательства при выборе метода налогового права
Таким образом, с точки зрения действия региональных источников норм метод налогового права будет таким же императивным, как если бы применялось федеральное законодательство: налогоплательщики, зарегистрированные в соответствующем регионе, будут обязаны следовать утвержденным в субъекте РФ положениям законодательства. В свою очередь, с точки зрения НК РФ нормы, определяющие, во-первых, схему начисления налога на имущество, а во-вторых, ставку для него, могут быть применены только в том случае, если конкретные положения источников права, устанавливающие данные элементы платежа, не приняты региональным законодателем.
Определить то, является ли конкретный метод налогового права фактически императивным на федеральном уровне в ряде случаев возможно только при выявлении закономерностей соотнесения соответствующих норм права с теми, что приняты на региональном уровне. Так, с точки зрения НК РФ некоторые нормы принимаются только в том случае, если регулирующие ту же сферу отношений положения не приняты властями субъектов РФ. В свою очередь, региональное законодательство в данном случае может рассматриваться как источник равнозначных федеральным императивных норм, несмотря на то что его юридическая сила — ниже, чем у Налогового кодекса.
Нормативность правовых актов в налоговом праве
Полезно будет изучить еще один аспект применения метода в налоговом праве: нормативность положений актов, издаваемых органами власти. Метод налогового права обычно характеризуется как способ регулирования правоотношений посредством как раз таки нормативных источников, представленных федеральными или региональными законами, в ряде случаев — подзаконными источниками.
В свою очередь, во многих случаях соответствующий метод может быть представлен и ненормативными источниками. Они также издаются органами власти, однако, их действие направлено на определенный круг лиц или даже конкретного гражданина либо организацию. Например, таким источником может быть предписание об уплате налога, который не был перечислен тем или иным лицом вовремя, вследствие чего образовалась недоимка. Однако, любое предписание соответствующего типа — будь оно 1 по счету, 2 или 3 (налоговое право, предмет, метод, место, источники его могут, таким образом, определяться на уровне ненормативных актов), должно основываться на положениях, в свою очередь, нормативных правовых актов. То есть, быть законным и обоснованным.
Таким образом, оба механизма управления правоотношениями в сфере налогов и сборов — нормативный и ненормативный, также тесно связаны между собой.
Резюме
Итак, мы изучили то, в чем заключается специфика предмета и метода налогового права. Прежде всего, имеет значение то, в каком контексте они рассматриваются — научном, учебном или же институционально-правовом. Что касается предмета налогового права, то он сохраняет свою целостность во всех 3 контекстах.
В свою очередь, метод соответствующей отрасли права будет различаться в зависимости от того, кем он применяется — исследователем, преподавателем или же законодателем. Его использование будет предопределять порядок действий того или иного субъекта коммуникаций. Например, если это законодатель, то в соответствии с выбранным методом налогового права — императивным или диспозитивным, будут формироваться положения нормативных актов, издаваемых органами власти в целях регулирования правоотношений в сфере уплаты налогов и сборов.