Налоговые правоотношения можно трактовать, как взаимодействие физических лиц и хозяйствующих субъектов по поводу взимания налоговых и неналоговых обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Основные положения, права и обязанности закреплены в действующем законодательстве.
В связи с этим можно выделить главные признаки налога:
- Утверждение конкретных видов и размера налоговых платежей осуществляется только уполномоченными органами законодательной власти.
- Все налоговые правоотношения характеризуются безвозвратной и безвозмездной основой.
- Требования к уплате избранных платежей обязательны для регулярного исполнения всеми категориями граждан.
- Денежная форма взыскания налогов.
- Равная ответственность и соразмерность.
Ни для кого не секрет, что государство оказывает материальную поддержку главным отраслям народного хозяйства, имеющим первостепенное значение для общества. Но для этого необходимо формировать собственный фонд денежных средств, создание которого и обеспечивается за счет налоговых платежей. Законодательная база в сфере налогообложения была разработана с целью упорядочения все обязательных платежей и недопущения злоупотребления полномочиями в органах местного самоуправления.
Кроме того, налоговые правоотношения можно считать односторонними, так как экономические субъекты и отдельные граждане самостоятельно перечисляют государству определенный процент от своих доходов или владений в форме наличных выплат и безналичных перечислений, не требуя ничего взамен. Однако предполагается, что эти средства обеспечивают поддержку социально незащищенных категорий граждан. А юридические лица могут рассчитывать на помощь при наличии временных финансовых затруднений, которая проявляется в виде субвенций или субсидий.
Конечно, законодательные нормы предусматривают равенство отдельных субъектов налога, то есть одинаковое отношение государства и схожую систему расчета налоговых платежей. Не стоит забывать и о соразмерности, предполагающей равные ставки для однотипных предприятий.
Налоговые правоотношения выражают требование к субъекту этих отношений внести платеж в бюджет в установленном размере и форме. Отказ или игнорирование своего долга гражданином страны свидетельствует не только о гражданской безответственности, но и о нанесении государству некоего материального ущерба. Ведь если каждый посчитает возможным не платить налоги, то у правительства не окажется средств для содержания государственного аппарата управления, поддержания военной обороны страны и реализации важнейших социальных и экономических программ. Во избежание возникновения столь неприятной ситуации законодательные органы устанавливают четкие меры ответственности.
В качестве субъектов таких взаимоотношений можно выделить налогоплательщиков, налоговую службу, центральный и коммерческие банки. Благодаря последним организациям осуществляется аккумулирование средств и их дальнейшее распределение по конкретным распорядителям. А объект налога отражает доход или имущество, с которого взимается платеж. Зачастую из названия налога можно судить о его объекте, например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, на наследство и прочее.
Налоговые правоотношения начинают свое существование с момента аккумулирования средств, то есть формирования доходной части главного финансового план страны. Тогда платежи со всех органов формируются на отдельном счете в национальном банке страны. Затем возникают отношения между бюджетами разного уровня путем распределения финансовых ресурсов по различным бюджетам, которые в свою очередь отправляют их до непосредственных распорядителей средств.