Зубатов Сергей Васильевич (1864–1917 гг.) является создателем системы политического сыска в дореволюционной России. Будучи чиновником полицейского департамента, он создавал легальные рабочие организации, которые получили название от его фамилии. Его деятельность занимает важное место в общественной истории нашей страны начала столетия. Меры, предпринятые им, несколько смягчили социальный накал накануне революции, однако, к сожалению, так и не смогли предотвратить ее начало.
Годы учебы
Зубатов Сергей Васильевич родился в семье обер-офицера. Его отец занимал видную должность в московской администрации. Молодой человек учился в гимназиях, где увлекся революционными идеями и даже создал собственный кружок нигилистов. Он активно занимался самообразованием, увлекаясь в основном произведениями авторов социалистического толка. Кроме того, юноша пропагандировал нигилистические идеи среди учащихся, за что был отчислен по настоянию отца.
Отношения с революционерами
Зубатов Сергей Васильевич после вынужденного прекращения учебы стал служащим московской канцелярии. Однако гораздо важнее была его работа в частной библиотеке, где находилась запрещенная и изъятая из обращения литература. Молодые революционеры были ее частыми посетителями, что привело к их сближению. Однако Зубатов не разделял их идей и убеждений, так как считал себя сторонником идей Писарева, в то время как его знакомые разделяли общественно-политические взгляды народников. Тем не менее они поддерживали отношения друг с другом. Однако через некоторое время он был арестован и обвинен в сношениях с революционерами. Тогда Зубатов Сергей Васильевич заявил, что на самом деле является приверженцем существующего режима, и для доказательства своей невиновности взялся выследить всех, кто так или иначе связан с подпольными кружками.
Переход на секретную службу
С 1886 по 1887 год он под видом революционера занимался выслеживанием народовольцев. Пользуясь их доверием и оказывая им различные услуги, Зубатов раскрыл деятельность ряда крупнейших подпольных организаций. Однако его очень скоро раскрыли и объявили провокатором. Члены одного кружка даже приняли решение его убить. Тогда официальные власти предложили ему официально перейти на службу в полицию, что и произошло в 1889 году. Эта деятельность, по его словам, вызывала у него большие трудности, что, возможно, объясняется былым увлечением революционными идеями.
Работа в охранном отделении
19 век, вернее, его вторая половина, стала временем расцвета народовольческого движения, формирования подпольных организаций, которые устраивали покушения и готовили вооруженные выступления. В условиях небывалого роста популярности социалистических воззрений бороться с членами тайных кружков становилось все сложнее. Однако Зубатов, работая в московском охранном отделении, сумел поднять работу данной организации на более высокий уровень. Возможно, причина его успешной деятельности заключается в том, что он карательным мерам предпочитал убеждение. Со всеми задержанными революционерами он проводил идеологическую работу, многих переманивая на свою сторону, а других заставлял сомневаться в истинности выбранного ими пути. 19 век был столетием, когда молодежь искренне верила, что с помощью вооруженной борьбы можно принести пользу России. Однако Зубатов их убеждал, что этой же самой цели можно добиться, работая на официальные власти. Так он сумел создать целую сеть собственной агентуры, которая работала идеально. С ее помощью были раскрыты многие тайные кружки, предотвращены покушения. Заниматься подпольной деятельностью в Москве стало опасно. Через некоторое время Зубатов в 1896 году стал главной охранного отделения.
На главном посту
Организация, которой он руководил, непосредственно подчинялась Особому отделу, который входил в департамент полиции Российской империи. В функции данного подразделения входила задача борьбы с революционными идеями в стране. Оно занималось изучением настроения учащейся молодежи, контролировало рабочих, раскрывало политические преступления. Зубатов наладил деятельность своего департамента по европейскому образцу. Он создал систему не только внутренней, но и внешней агентуры. Его люди работали не только в Москве, но и по всей стране, выслеживая и обезвреживая подпольные кружки и организации. Политический сыск был поднят на новый уровень. Так, Зубатов создал особую группу филеров, которая активно занималась выслеживанием народовольцев по всей стране. В результате были раскрыты организации не только в Москве, но и в самой столице, в Минске.
Замысел создания легальных рабочих организаций
В конце столетия московские власти столкнулись с движением пролетариата. Для решения этого вопроса Зубатов ознакомился со специальной литературой и понял, что проблему можно решить в том случае, если взять под контроль рабочие организации. В 1898 году он представил план своего проекта обер-полицеймейстеру Трепову и получил разрешение вести идеологическую работу среди всех недовольных тяжелыми условиями труда. Суть действий Зубатова сводилась к следующему: к необходимости убедить рабочих в том, что они могут добиться выполнения своих требований и от царского правительства, и что для улучшения их жизни вовсе необязательно осуществлять социальную революцию, как того требовала теория марксистов. Зубатов действовал настолько умело, что сумел переманить и убедить в своей правоте значительную часть пролетариата, и это позволило ему приступить к организации официальных рабочих союзов под контролем власти.
Работа в Петербурге
В 1902 году наступил новый этап в его политической карьере: он был переведен в Петербург и назначен главой упомянутого Особого отдела. На данный пост Зубатов был назначен по предложению министра внутренних дел Плеве, который не разделял его взглядов о необходимости серьезных и масштабных реформ для предотвращения революции, однако счел нужным доверить ему эту важную должность. На новой работе Зубатов продолжил реформирование системы политического сыска. Он создал особые охранные отделения по всей стране, которые возглавили преданные ему люди, хорошо знакомые с его методами ведения розыскной работы.
Отставка
При повышении Зубатов получил почетное звание "надворный советник". Однако буквально через год в его судьбе произошли неожиданные и крайне неприятные изменения. Дело в том, что он и Плеве никак не могли найти общий язык из-за нараставших между ними разногласий. Зубатов продолжал настаивать на необходимости реформ, а министр внутренних дел стремился усилить репрессии. На этой почве противостояния Сергей Васильевич сошелся с Витте, с которым даже составил заговор с целью смещения Плеве. Однако план был раскрыт, и Зубатов был немедленно отстранен от высокой должности. Он уехал в Москву, а оттуда отправился во Владимир. За ним было установлено наблюдение, ему также было запрещено вступать в контакт со своими бывшими сослуживцами. Отставной надворный советник, однако, был реабилитирован после убийства Плеве. Новый министр внутренних дел Святополк-Мирский хотел вернуть его на службу, однако он отказался.
Последние годы жизни
После оправдания он вернулся в Москву и занялся публицистической деятельностью. Он печатался в монархических журналах, однако впоследствии вступил в переписку с Бурцевым, который считался не очень надежным. Ему было запрещено поддерживать с ним отношения. В течение нескольких следующих лет Зубатов не занимался политикой и только следил за происходящими событиями. Когда он узнал об отречении императора в 1917 году, то застрелился.
Значение деятельности
В историю нашей страны этот человек вошел, в первую очередь, как организатор и создатель профессиональных рабочих организаций, целью которых было отстаивание своих интересов законным и мирным путем. Первая партия была сформирована в 1901 году. В историческую литературу это явление вошло под названием Зубатов и "зубатовщина", причем среди современников данное обозначение часто воспринималось в насмешливом смысле. Однако Сергей Васильевич понимал значение рабочего класса и считал, что распространение среди него социалистических идей может привести к опасным последствиям. Поэтому он хотел поставить рабочее движение под контроль власти и полиции. Отчасти ему это удалось, однако впоследствии во многом из-за противостояния с Плеве был вынужден прекратить свою деятельность. Его действия и организации часто называли полицейским социализмом, хотя сам Зубатов всячески отрицал такую формулировку. Он отмечал, что, напротив, борется с социалистическими идеями и что его пропаганда строится на необходимости развития социализма и частной собственности. Также он указывал на то, что полицейская составляющая не играла определяющую роль в его деятельности. По его словам, ему было необходимо такое прикрытие для наиболее эффективного взаимодействия с властями. Тем не менее Зубатова часто критиковали как правые, так и левые, несмотря на все его разъяснения.