Габриэль Тард: биография и фото

Среди мыслителей, оставивших заметный след в изучении развития общества, особое место занимает французский учёный Габриэль Тард, биография и исследовательская деятельность которого легли в основу этой статьи. Многие из его идей, высказанные на рубеже XIX и XX веков, не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Габриэль Тард

От иезуитской школы до Сорбонны

Жан Габриэль Тард родился 12 марта 1843 года в городе Сарла, находящемся на юго-западе Франции, недалеко от Бордо. Судьба сделала всё, чтобы направить его будущую жизнь по юридической стезе: отец мальчика занимал должность судьи, а мать происходила из семьи известных адвокатов, украсивших своими именами самые громкие процессы того времени.

Своё образование юный Габриэль начал в школе, принадлежавшей Римско-католическому ордену иезуитов, что вполне соответствовало социальному статусу его родителей. Окончив её в 1860 году со степенью бакалавра искусств, он намеревался в дальнейшем отдать предпочтение техническим наукам, но обстоятельства сложились таким образом, что предметом его изучения стала юриспруденция. Начав занятия в своём родном городе, Габриэль Тард завершил их через шесть лет в стенах знаменитой парижской Сорбонны.

Научные изыскания городского судьи

Вернувшись домой дипломированным юристом, молодой человек продолжил семейную традицию. Начав в 1867 году с должности помощника судьи и неуклонно продвигаясь по служебной лестнице, он через семь лет стал постоянным судьёй в родном городе Сарла, получив, таким образом, должность, которую прежде занимал его отец. В этом качестве Тард прослужил двадцать лет.

Однако в своих интересах он не ограничивался лишь вопросами, касавшимися судебной практики. Ещё в университете Габриэль Тард увлёкся криминологией и криминальной антропологией – наукой, изучающей психологические, физиологические и антропологические особенности преступников-рецидивистов.

Габриэль Тард законы подражания краткое содержание

Занятия криминологией, принесшие первую славу

Следует заметить, что во второй половине XIX века криминология, призванная изучать самые различные аспекты правонарушений, такие как условия и причины их совершения, пути и методы профилактики, но, главное, личности самих преступников, получила во Франции особое развитие. Именно там появился и термин «криминология», введённый в обиход учёным-антропологом Полем Топинардом.

Углублённо занимаясь этими проблемами, результаты своих исследований Тард начал публиковать в научных журналах, а когда в 1887 году в Сарле был создан Архив криминальной антропологии, стал его содиректором. В дальнейшем научные труды Габриэля Тарда стали публиковаться отдельными изданиями, создав ему известность далеко за пределами Франции.

Попытки выявления «прирождённых преступников»

Останавливаясь несколько подробнее на его работе в этом учреждении, следует отметить, что Архив криминальной антропологии был создан во многом благодаря той популярности, которую в конце XIX столетия приобрели исследования итальянского учёного-криминалиста Чезаре Ломброзо.

Известно, что он в своих наблюдениях одним из первых стал использовать метод антропологического измерения черепов преступников, пытаясь доказать, что с помощью определённых признаков можно с достаточной степенью вероятности указать на предрасположенность того или иного человека к противоправным действиям. Проще говоря, он пытался выявить анатомический тип «прирождённых преступников».

Тард Габриэль феномен толпы

С этой целью и был создан в Сарле специальный архив, в который поступали со всей страны материалы, полученные в результате обследования лиц, совершивших уголовные преступления. Их изучением и систематизацией Тард занимался с 1887 года, не прерывая при этом своей основной деятельности в качестве городского судьи.

Переезд в Париж и последующая научная деятельность

В 1894 году после смерти матери Тард покинул родной город и навсегда обосновался в Париже. Оставив в прошлом судебную практику, он получил, наконец, возможность всецело посвятить себя науке, расширив при этом спектр своих исследований, и параллельно криминологии заняться социологией. Репутация серьёзного исследователя, а также известность в научных кругах позволили Габриэлю Тарду занять высокий пост в Министерстве юстиции, возглавив там секцию криминальной статистики.

Тард Габриэль получил в своё время известность не только как учёный, но и как педагог, вырастивший целую плеяду французских юристов. Свою преподавательскую деятельность он начал в 1896 году в Свободной школе политических наук, а затем продолжил её, став профессором учебно-исследовательского центра Коллеж де Франс, где проработал вплоть до своей смерти в 1904 году.

Полемика с Эмилем Дюркгеймом

В трудах, посвящённых вопросам социологии, Габриэль Тард опирался главным образом на статистические данные и использовал сравнительный анализ как основной метод исследования. В них он часто полемизировал со своим современником, также получившим признание в научных кругах, – французским социологом Эмилем Дюркгеймом.

Тард Габриэль

В отличие от коллеги, утверждавшего, что именно общество формирует каждого отдельного человека, Тард, придерживаясь иной точки зрения, был склонен полагать, что общество само является продуктом взаимодействия отдельно взятых индивидуумов. Иными словами, спор между учёными мужами шёл о том, что первично, а что вторично – люди, формирующие общество, или общество, продуктом которого становится каждый человек.

Целостность общества как результат взаимного подражания

В конце XIX века появилась уникальная монография, автором которой является Габриэль Тард – «Законы подражания». Её суть сводилась к тому, что, по мнению учёного, социально-коммуникационная деятельность членов общества основана главным образом на подражании и копировании одними людьми поведения других. Этот процесс включает в себя систематическое повторение различных социальных установок, проявлений практической деятельности людей, а также убеждений и верований. Именно подражание заставляет воспроизводить их из поколения в поколение. Оно же делает общество цельной структурой.

Одарённые личности – двигатели прогресса

Развитие же общества, согласно теории Тарда, происходит в результате того, что среди его членов периодически появляются отдельные одарённые личности, способные, вырвавшись из общего процесса подражания, сказать новое слово в какой-либо области человеческой деятельности. Плодом их творчества могут быть как отвлечённые идеи, так и конкретные материальные ценности.

Габриэль Тард законы подражания

Созданные ими новинки – Тард именует их «изобретениями» - сразу притягивают к себе подражателей и со временем становятся общепризнанной нормой. Таким вот образом, по мнению учёного, сложились все социальные институты – основная масса людей, неспособная к изобретению чего-либо, стала подражать новаторам (изобретателям), и использовать созданное ими. Отмечается также, что далеко не все новшества принимаются обществом к подражанию, а лишь те из них, которые вписываются в сложившуюся ранее культуру и не вступают с ней в противоречие.

Таким образом, автор теории утверждает, что социальная эволюция общества является результатом творческой деятельности отдельных его особо одарённых членов, а не закономерным историческим процессом, как возражал ему Эмиль Дюркгейм.

Критика теории коллективного сознания

В наши дни во всём мире пользуется популярностью книга, которую написал в последние годы своей жизни Габриэль Тард – «Мнение и толпа». В неё он высказывает своё критическое отношение к бытовавшему в его годы и сохранившемуся до наших дней понятию коллективного сознания, якобы существующего в отрыве от индивидуальных умов, и представляющего собой нечто самостоятельное. Развивая прежде высказанные идеи, автор указывает на первичную роль сознания каждого отдельно взятого индивидуума и, как следствие, на его ответственность за действия, совершённые толпой.

Следует вспомнить также ещё одну тему, которой посвятил свои труды Тард Габриэль – «феномен толпы». В этом вопросе он полемизирует с французским психологом Гюставом Лебоном, утверждавшим, что XIX столетие является «веком толпы». Возражая ему, Тард утверждал, что нельзя смешивать два совершенно различных понятия - толпа и публика.

Габриэль Тард социология

Если для формирования толпы необходим тесный физический контакт между составляющими её людьми, то публику формирует общность мнений и интеллекта. В этом случае её могут составлять люди, географически находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. Особенно актуально его утверждение стало в наши дни, когда СМИ способны искусственно создавать общность публики, направляя её мнение в нужное им русло.

Иные разделы науки, интересовавшие Тарда

Известны и другие области науки, которыми занимался Габриэль Тард – социология не была единственным полем его деятельности. Кроме упомянутой выше криминологии, учёный уделял много внимания и таким разделам обществоведения, как политология, экономика и искусствоведение. Последнее не должно вызывать удивления, ведь когда-то он окончил иезуитскую школу со степенью бакалавра искусств. Во всех перечисленных областях знаний Габриэль Тард обогатил науку оставшимися после него трудами.

Идеи французского учёного нашли широкий отклик в России. Многие из его трудов были переведены на русский язык и стали достоянием публики ещё до революции. Например, в 1892 году в Санкт-Петербурге вышла из печати книга (Габриэль Тард, «Законы подражания»), краткое содержание которой излагалось выше. Кроме того, увидели свет его же монографии «Преступления толпы», «Сущность искусства» и ряд других.

Идеи Тарда в свете наших дней

Полемика, развернувшаяся в XIX веке между Тардом и Дюркгеймом по поводу того, что является первичным: индивид или общество, нашла своё продолжение в наши дни. Современность дала новый импульс для споров между сторонниками трактовки общества как самостоятельного организма и их противниками, рассматривающими его как совокупность независимых индивидов.

Жан Габриэль Тард

Несмотря на различие в оценках его научного наследия, современные учёные отдают долг заслугам Тарда как основателя целого ряда популярных в наши дни разделов социологии. Среди них наиболее важными являются анализ общественного мнения и теория массовой культуры. Однако следует отметить, что в XX веке преобладающей стала всё же теория Дюркгейма о том, что общество влияет на формирование индивида, а не наоборот. В связи с этим Тард несколько утратил свою популярность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.