В 1954 году с конвейера ГАЗа сошел первый гусеничный транспортер-снегоболотоход. Разработки проекта начались в 1952 году, когда страна почувствовала острую необходимость в подобных машинах. Освоение новых территорий, проведение геологических разведок, прокладывание нефтегазопроводов, проведение линий электропередач и телефонной связи в отдаленные поселения было невозможным без вездеходов, так как проходимости колесной техники в отдельных районах попросту не хватало.
Наладить выпуск нового вида транспорта горьковчанам помог опыт по производству танков Т-60 и Т-70, накопленный за годы войны, – 12 тысяч боевых единиц гусеничных машин, сошедших с конвейера завода, сделали свой теоретический вклад в разрабатываемый транспортер.
Проходимость снегоболотохода
Время, потраченное на разработку машины, не прошло зря. По своей проходимости гусеничный транспортер, получивший индекс ГАЗ-47 (ГТ-С), превзошел все известные на тот момент виды техники, и не только колесной, но и гусеничной. Тот же танк Т-60 увязал в грязи, которую новый вездеход преодолевал буквально играючи.
Дело в том, что конструкторы транспортера увеличили ширину гусениц, тем самым снизив величину удельного давления на поверхность грунта. Такой инженерный ход дал возможность ГАЗ-47 передвигаться не только по грязи, но и глубокому снегу. Болота также не были серьезным препятствием для машины, если скорость движения по грунту составляла порядка 20 км/ч, то по болотам и глубокому снегу она лишь снижалась в два раза и варьировалась в пределах 8-10км/ч. Это была единственная проблема при преодолении подобных преград. Также машина была способна преодолеть 60-сантиметровую вертикальную стену и ямы шириной 1,3 м.
Плавающая машина
Кроме уникальной проходимости, ГТ-С научили плавать. Подобной особенностью не могли похвастаться на тот момент никакие другие отечественные гусеничные машины. Для преодоления водной преграды глубиной до 1,2 метра и длиной до полутора километров машине не требовалось никакой дополнительной подготовки. Предельная скорость движения по воде была небольшой, всего 3,5-4 км/ч, и регулировалась в этих пределах только вращением гусениц.
Однако для плавания требовалось соблюдение определенных условий:
- Спокойная вода. Сильное боковое течение могло опрокинуть машину, причиной этому был подводный борт транспортера, ширина которого снижала его устойчивость.
- Пологий берег при выходе ГАЗ-47 из воды.
Описание ГАЗ-47
Кузов ГТ-С представлял собой цельную металлическую конструкцию, разделенную на:
- моторный отсек;
- двухдверную кабину, рассчитанную на двух человек экипажа;
- кузов, вмещающий 10 человек десанта.
От непогоды кузов закрывался откидным тентом. Сверху над ним предусматривалась съемная открытая площадка для размещения грузов. Помимо того, ГАЗ-47 мог буксировать прицеп с массой до 2-х тонн.
Силовой агрегат был представлен автомобильным 4-х тактным, бензиновым двигателем (ЗМЗ-47), с 6 цилиндрами.
КПП – механическая, с четырьмя ступенями для движения вперед и одной назад.
Торсионная ходовая часть включала: 5 катков одинарного типа (с обрезиненной опорной частью), ведущего колеса и гусеницы по правому и левому борту машины. Задние (пятые) катки являлись направляющими.
Технические характеристики снегоболотохода
Основные технические характеристики ГТ-С ГАЗ-47:
- Масса заправленной, но пустой машины – 3,65 т.
- Грузоподъемность без учета экипажа – 1 т.
- Габаритные размеры транспортера – 4,9х2,435х1,96 м (длина, ширина и высота по уровню кабины).
- Клиренс – 0,4 м.
- Мощность двигателя составляет – 74 л.с.
- Предельная скорость: по трассе – 35 км/ч, по грунту средней проходимости – 20 км/ч, по снежной целине и заболоченной местности – 10 км/ч.
- Единовременная заправка топливом – 400 литров.
ГАЗ выпускал транспортер вплоть до 1964 года. За 10 лет 47-ой зарекомендовал себя как транспорт с высоким уровнем работоспособности и надежности.
Модификации первого гусеничного транспортера
На смену ГАЗ-47 в 1968 году с конвейера завода сошла его модификация – ГАЗ-71. На новой машине улучшили показатели давления на грунт с 0,19 до 0,17 кг/см.кв. Также машина получила новый двигатель ЗМЗ-71 мощностью 115 л. с., благодаря чему увеличился показатель предельной скорости до 50 км/ч. На 25 см была снижена высота машины по кабине. Остальные изменения оказались малозначительными либо остались на прежнем уровне. Так же, как и его предшественник, ГАЗ-71 изготавливался с учетом безгаражного хранения и эксплуатации в тяжелых климатических условиях с диапазоном температур от -40 – +50 градусов.
Этих изменений и качеств хватило для того, чтобы машина выпускалась в неизменном виде вплоть до 1985 года.
Не обделили своим вниманием ГАЗ-47 и в КБ ЗиЛ. Созданная ими модификация получила индекс ГАЗ-47 АМА. Изменения, которые внесли ЗиЛовцы, коснулись только ходовой части, но они оказались кардинальными. Гусеницы были заменены катково-гусеничным движителем, который представлял собой цепи с закрепленными на них вращающимися катками. Катки перекатывались по специальным опорам, которые были наварены на корпус кузова транспортера.
Но внесенные изменения себя не оправдали. Единственный плюс, который они добавили машине, - это увеличение скорости на твердом грунте за счет повышенного сцепления. Но в уровне проходимости изменений не произошло. Кроме того, при движении по накатанной дороге под катками ГТ-С происходило ее разрушение. Все это стало причинами для закрытия проекта. Однако идея с катками, которые со временем инженеры сделали пневматическими, была использована на других экспериментальных моделях вездеходов.