Грум-Гржимайло - печных дел великий мастер

Фамилию героя этой статьи знает каждый отличник по школьной географии. Благодаря своим путешествиям натуралист Грум-Гржимайло Григорий Ефимович познакомил мир с пустынями и горными системами Центральной Азии и Китая. Это имя носит перевал на Сихотэ-Алинь на Южном Памире. Именно его первые экспедиции на Памир известны сейчас каждому любителю географии.

Грум-Гржимайло Григорий Ефимович

Грум-Гржимайло Владимир Ефимович

Но речь сегодня пойдет не о нем, а о его младшем брате, человеке не менее выдающемся, но несправедливо оболганном и забытом. Инженер Владимир Грум-Гржимайло сделал много в мировой металлургии. То, что составляло смысл его жизни – пламенные печи металлургических заводов, после его смерти составило базу индустриализации Советского Союза.

Московское бюро Грума

Они приехали в Москву в первых числах июля 1924 года - профессор Уральского университета, металлург Владимир Грум-Гржимайло с семьей. Приехали по приглашению Высшего совета народного хозяйства, чтобы открыть первое в стране проектное бюро металлургических и теплотехнических конструкций. Владимиру Ефимовичу – 60. Жизнь отведет ему еще 4 года, но они окажутся самыми плодотворными среди 40 лет напряженного труда. Московское бюро выполнило более 1200 проектов печей, из которых 800 были сразу же построены. Потом из этого бюро образуется целый институт, знаменитый «СтальПроект». Но пока это только длинное пустое помещение под крышей дома №3 по Большому Афанасьевскому переулку, где еще располагается экспериментальный электротехнический институт. В мансарде сделают несколько перегородок из вагонки. За последней поселится сам Грум-Гржимайло. В комнатах поставят чертежные столы, и к ним станут его дети. Эта семейная обстановка сохранилась в институте на долгие годы.

Грум-Гржимайло

Начало карьеры инженера

О начале своей инженерной карьеры Владимир Ефимович Грум-Гржимайло вспоминал с большой иронией: «Языков я не знал, книг не любил». Но, конечно, он имел в виду не всякие книги. Военную гимназию, куда его как дворянского отпрыска определили после смерти отца, Грум окончил хорошо. А Петербуржский горный институт – среди лучших. Семья была многодетной, жила бедно, поэтому он отказался от предложения остаться аспирантом в институте и отправился в Нижний Тагил инженером на завод. Это была незабываемая универсальная школа жизни и профессии. Ему удалось решить вопрос, занимавший умы многих людей на протяжении 150 лет, и решить его средствами, доступными ученику пятого класса, – движение пламени в печи есть движением легкой жидкости в тяжелой. Мысль эта пришла ему во время беседы с печником, который объяснил ему, что все дело в движении газов. Но, конечно, путь от этих слов до научной теории был достаточно долгим. Он превратился в 5 томов его книги «Пламенные печи». Это был основополагающий труд, на который ссылались впоследствии многие зарубежные авторы.

Первые экспедиции на Памир

Революционные годы

Сослуживцы и подчиненные Грума вспоминали о нем как о громогласном, не стесняющемся высказываться прямо и, может быть, бесцеремонно. Правда, всегда по существу. Он ценил эту черту своего характера, считал ее признаком воли и личного достоинства. В 1907 году он, будучи уже управляющим горным Алапаевским округом, баллотировался в Третью Государственную думу, но проиграл. Этот год оказался поворотным. Проиграв выборы в Думу, Грум-Гржимайло еще и поссорился с работодателями, которые спешили забрать обратно все уступки рабочим. Грум подал в отставку и получил ее. Но на то он и был блестящим, уже известным на всю Россию инженером, чтобы этим обстоятельством воспользовались другие люди, предложившие ему кафедру в Петербуржском политехническом институте. Здесь он проработал 11 лет, и здесь же окончательно оформилась его гидравлическая теория пламени в печах. Рефераты по ней напечатали все профессиональные журналы мира. Ничего подобного в металлургии до того момента не было.

Годы Первой мировой войны

Практическую отдачу от применения своей теории Грум получил одним из первых. Причем заказчиком на его печи выступило государство. Произошло это после начала войны, к которой промышленность России была не готова. Армии нужны были бронебойные снаряды, но изготовлять их было нечем. Костяк бюро тогда составили Грум и инженеры-путиловцы. Несмотря на скромные размеры предприятия, это был первый в России проектный институт пламенных печей, очень скоро поставивший на нужды обороны все необходимое. Бюро имело постоянный заказ даже в революционный 17-й год. Но в 1918 году все закончилось – бюро прекратило свое существование. Владимир Ефимович уезжает в Москву.

Память о великом инженере
Грум-Гржимайло Владимир Ефимович

Возрождение имени Грум-Гржимайло по каким-то мистическим причинам затянулось до конца 20 века. Только в конце 80-х на Урале появилась книга писателя Феликса Вибе «Повесть о трудолюбивом Груме». Институт «СтальПроект», отдавая должное памяти основателя, рассказал о нем в издании, вышедшем тиражом 1000 экземпляров к 90-летию со дня основания первого Петроградского бюро Грума.

Грум-Гржимайло Григорий Ефимович тоже остался в памяти потомков. Его именем названы более десятка бабочек и насекомых.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.