Круглосуточно по стальным дорогам нашей планеты мчатся жд-поезда. Статистики подсчитали, что ежегодно во всем мире перевозится около 20 млрд пассажиров и более 10 000 миллиардов тонн грузов. Если сложить вместе длину всех преодолеваемых за год расстояний, то сумма окажется равной 66 миллионам витков вокруг Земли. Но это еще не все подвиги, на которые способна техника и человеческая мысль. Если в тройку лидеров по протяженности железнодорожных путей входят США, КНР и Россия, то за победу в номинации «самый длинный поезд в мире» борются и другие страны.
Рекордсмены из Африки и Китая
Попытка собрать сверхмощный и вместительный грузовой поезд была предпринята в 1991 году в Южной Африке. К нескольким локомотивам присоединили 660 вагонов, расстояние от головы до хвоста жд-поезда, предназначенного для перевозки железной руды, составило 7,2 километра. Сообщается, что великан совершил всего один рейс, после чего был демонтирован.
Трудолюбивый китайский народ не стал гнаться за широтой размаха, удовлетворившись более скромными результатами. Но зато по дорогам Поднебесной и сегодня курсирует самый длинный железнодорожный состав из 210 вагонов, общей протяженностью вместе с локомотивами в 3 километра и вместительностью 20 000 тонн. Предназначен этот поезд для перевозки каменного угля и строительных материалов.
Соревнование между США и Россией
В Соединенных Штатах самым большим поездом считается состав длиною в 5,6 км, принадлежащий компании Union Pacific. Однако это была всего лишь экспериментальная сборка, созданная в 2010 году с целью тестирования мощности новых локомотивов. Поезд, выполнивший один рейс из Далласа в Лонг-Бич, вскоре был разделен на несколько частей.
А вот в Советском Союзе в 80-х годах по дорогам Кузбасса передвигался грузовой поезд с 439 вагонами, вмещавшими 43,5 тыс. тонн угля. Длина этого железнодорожного колосса составляла 6,5 километра, что значительно снижало скорость передвижения в сравнении с обычными поездами.
Австралийские гиганты
Зеленый континент также может похвастаться одним из самых длинных подвижных составов в мире, который принадлежит горнодобывающей компании Rio Tinto. Поезд используется для транспортировки железной руды, одновременно вмещая 29 500 тонн грузов. Для приведения махины в движение позади вагонов с общей длиной 2,4 км прицепляют три мощных локомотива, которые толкают состав впереди себя.
Еще один рекорд принадлежит австралийской компании BHP Billiton, также специализирующейся на добыче полезных ископаемых. Здесь эксплуатируется железнодорожный состав из 365 вагонов, протяженностью 3,2 километра, способный перевезти за один рейс до 44 500 тонн грузов. Чтобы сдвинуть гиганта с места, требуется от шести до восьми локомотивов. Однако это не самый длинный поезд в мире.
Исполин из Мавритании
Звание «самый длинный товарный поезд» по праву принадлежит железнодорожному составу, передвигающемуся по монорельсовой дороге в Республике Мавритания, что находится в Западной Африке. Часть маршрута протяженностью в 700 км проходит по пескам пустыни Сахара. От начальной станции до конечного пункта поезд движется 21 час.
Общая протяженность двухсот вагонов, управляемых четырьмя локомотивами, достигает 2,5 км. Иногда к составу прицепляют еще 10 вагонов, за счет чего его длина увеличивается еще на 300 метров. Поезд используется для перевозки угля и цистерн с нефтью. Есть здесь и вагоны для пассажиров. Но местное население, не желая вносить плату за проезд, в основном ездит в товарных контейнерах, что абсолютно бесплатно и не противоречит законам страны.
Сверхвместительные поезда для любителей путешествовать
Самый длинный пассажирский поезд, состоящий из 70 вагонов, протяженностью в 1,6 км, принадлежал Национальной железнодорожной компании Бельгии. Поезд совершил один рейс между городами Гент и Остенде, пройдя расстояние чуть больше шести километров. Это была одноразовая благотворительная акция, весь доход от которой пошел в фонд научно-исследовательского института, занимающегося проблемами онкологии. Рекорд был установлен в 1991 году, отчеты о путешествии необычного поезда транслировались в прямом эфире телевидения Бельгии.
Самым длинным пассажирским поездом, действующим в наши дни, считается Ghan, связывающий между собой несколько австралийских городов. Обычно к локомотиву прицепляют 16─26 вагонов, но иногда их общее количество может доходить до 99 штук, что увеличивает длину поезда до 1,2 километра. Этот великан проводит в пути более двух суток, протяженность маршрута - около 3000 км.
Свою маленькую победу одержал и российский «Сапсан», курсирующий по маршруту Москва ─ Петербург. В 2014 году была измерена длина сдвоенной связки из 20 вагонов. Цифра в 500,2 м позволила «Сапсану» получить номинацию «самый длинный поезд в мире среди скоростных подвижных составов».
Абсолютный лидер среди величавых собратьев
Большинство грандиозных достижений в области железнодорожных перевозок принадлежат Австралии. Горнодобывающая компания BHP в 2001 году запустила самый длинный поезд в мире, связывающий шахту Янди с городом Порт-Хедленд в западной части Зеленого континента. Состав с 682 вагонами протяженностью в 7,3 километра вместил около 181 млн фунтов железной руды.
Общий вес груженого гиганта достигал 99,734 тонны. Двигали его по маршруту в 275 км восемь локомотивов General Electric AC6000CW мощностью в 6000 л. с. каждый.
Сегодня этот рекорд никем не побит. Но вполне возможно, что в скором будущем где-нибудь в мире застучат по рельсам колеса нового супер-поезда.