Тот, кто путешествует часто, уже, скорее всего, сталкивался с такой классификацией: вагон СВ, купе, плацкарт и вагон общий. И если с первыми тремя названиями путаницы нет, то последний вариант все-таки вызывает вопросы и требует уточнений, особенно для людей, которые выезжают за пределы города не так уж часто.
На что вы должны рассчитывать, когда в кассе вам вдруг предложат общий вагон? Это с виду обычный вагон, находящийся в составе поездов (пассажирских), не следующих на дальние расстояния. Может быть другой вариант: вагон крепится к поездам дальнего следования, но уже в самом конце идущего состава (в связи с частым "перебрасыванием").
Билеты в общий вагон РЖД всегда намного дешевле, поскольку человек не сможет воспользоваться теми услугами, которые предоставляются в вагонах категорий плацкарт и уж тем более купе или СВ, т. е. комфорт здесь минимальный: места лишь сидячие, постельное белье не выдается. Кроме того, не предусмотрено и бронирование мест (в билетах даже не проставляется их нумерация).
Каждый общий вагон, как и другие, имеет туалеты, служебные помещения, купе проводников, тамбуры, коридоры (большой и малые), котельное помещение. В вагоне насчитывается 9 пассажирских отделений, в каждом отделении — шесть мест.
Как правило, в общие транспортные средства переоборудуют вагоны плацкартные: на нижних местах вместо одного человека располагаются трое. Поэтому поспать в дороге вы сможете лишь в том случае, если рядом с вами не будут ехать соседи.
Практика такого переоборудования началась еще при перестройке в СССР. Неисправные (либо списанные) вагоны с проблемными генераторами, плохим освещением, отсутствием розеток (или отсутствием напряжения в них), неработающим туалетом, проблемным отоплением ремонтировались, видоизменялись и вновь отправлялись на железные дороги.
Со временем начались новые поставки вагонов, и такое переоборудование почти изжило себя. Хотя и сейчас общий вагон — бывший плацкартный, но уже в более приличном и ухоженном состоянии, без технических неисправностей. Однако народное название «конюшня» уже вошло в поговорку. Скорее всего, наименование это прикрепилось к общим вагонам благодаря демонтажу части перегородок, дверей, багажных и верхних полок и части установленных ранее светильников. Такая перепланировка в какой-то степени действительно напоминает конюшню, хоть и довольно приличную.
Общие вагоны сейчас встречаются редко, преимущественно в поездах пригородных при общей продолжительности пребывания в пути до 6 часов. Сидячий вагон может быть отнесен к разряду общих, межобластных вагонов. Здесь установлены диванчики (либо кресла, либо гладкие, не дощатые лавки), разделенные столиками. Вдоль салона — большие полки для багажа. В вагоне две туалетных комнаты, бойлер и место проводника (купе).
Планировка сидячего вагона идентична планировке вагонов других типов. Кресло оборудовано вместительным карманом (находится сзади) и столиком (откидным) с небольшим углублением для стаканчиков. Кресла подобной конструкции встречаются в туристических автобусах.