В российской правовой системе учрежден институт мировых судей. В чем заключаются его особенности? Какие нормативные акты регулируют деятельность соответствующих судебных учреждений?
Что представляет собой институт мировых судей?
Прежде чем рассматривать то, какой действует закон о мировых судьях в России, изучим немного особенности соответствующего правового института.
Прежде всего, стоит отметить, что мировые судьи работают на уровне первой инстанции. Основная их специализация — рассмотрение споров, связанных с правонарушениями с небольшим ущербом, а также имущественных исков с небольшой стоимостью. Одной из целей обращения сторон спора в соответствующее учреждение может быть заключение мирового соглашения — юридического акта о признании участниками правоотношений отсутствия взаимных претензий.
Законодательство РФ о мировых судах
Рассмотрим теперь то, каким образом деятельность соответствующих правовых институтов регулируется российским законодательством. Главный источник права здесь — Федеральный Закон 188-ФЗ «О мировых судьях», принятый 17.12.1998 года. Он регулирует в целом все ключевые нюансы организации работы судей, а также обеспечения деятельности соответствующих учреждений. По сути, это одновременно и Закон о назначении мировых судей, и правовой акт, определяющий подсудность дел соответствующим инстанциям, а также источник норм, который определяет то, каким образом полномочия данных учреждений распределяются территориально.
Изучим теперь более подробно основные положения ФЗ № 188.
Определение мировых судей в соответствии с законодательством
Закон о мировых судьях относит соответствующий правовой институт к судам общей юрисдикции, которые осуществляют деятельность на уровне субъектов РФ, и при этом являются частью судебной системы государства. Данный нормативный акт содержит формулировки, по которым полномочия, а также порядок работы мировых судей, равно как и критерии установления их должностей, определяются Конституцией России, ФКЗ «О судебной системе» и иными нормативными источниками на федеральном уровне, в то время как порядок назначения, а также осуществления деятельности судей могут устанавливаться на уровне правовых актов в субъектах.
При этом региональный правовой акт или же нормативный источник на уровне ФЗ не должен включать формулировки, которые бы противоречили тем, что содержит какой-либо федеральный конституционный закон. О мировых судьях современные эксперты рассуждают как о значимом правовом институте, поэтому его регулирование может осуществляться на самом высоком уровне действия российских правовых актов. Но так или иначе значительный объем положений, регламентирующих деятельность соответствующих учреждений, сосредоточен именно в ФЗ № 188.
Закон о мировых судьях в России содержит формулировки, по которым те постановления, что приняты на уровне данного правового института и имеют статус вступивших в законную силу, а также иные нормативные акты судов являются обязательными для всех российских органов власти, учреждений, физических и юридических лиц и потому должны исполняться на всей территории РФ.
В соответствии с нормами ФЗ-188 мировые судьи, а также члены их семей имеют гарантии, связанные со статусом граждан, осуществляющих деятельность на уровне рассматриваемого правового института. Речь идет о гарантиях: независимости судей, неприкосновенности, материального обеспечения, социальной поддержки.
Изучим то, какие компетенции мировых судей установлены законодательством РФ. Выше мы отметили, что ФЗ № 188 — это фактически закон подсудности мировых судей. Именно в его положениях определены ключевые компетенции представителей соответствующих инстанций.
Компетенции судей
Федеральный закон о мировых судьях № 188-ФЗ устанавливает следующие компетенции для представителей инстанций, о которых идет речь:
- уголовные дела, связанные с правонарушениями, которые предусматривают наказание не более 3 лет лишения свободы — в соответствии с положениями ст. 31 УПК РФ;
- дела, связанные с оформлением судебных приказов;
- споры о расторжении брака — в случае, если между супругами отсутствуют разногласия по поводу детей;
- споры о распределении между супругами имущества, стоимость которого не превышает 50 000 рублей;
- прочие дела, которые возникают в области семейных правоотношений, за исключением тех, которые связаны с оспариванием права отцовства или материнства, об установлении соответствующих прав или их лишении либо ограничении, об усыновлении или же удочерении детей, а также связанные с иными разногласиями о детях, вопросами о признании брака между гражданами недействительным;
- споры имущественного характера между гражданами, если речь не идет о наследовании, а также активах, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности — при условии, что стоимость иска не превышает 50 000 рублей;
- дела, связанные с установлением порядка пользования тем или иным имуществом;
- дела, имеющие отношение к административным правонарушениям в случае, если их рассмотрение прямо отнесено к компетенции мирового судьи законом.
Не считая приведенного перечня компетенций, к подсудности в рамках рассматриваемого правового института, законом могут быть отнесены иные дела. Закон о мировых судьях РФ также содержит формулировку, по которой в судах на соответствующем уровне могут быть рассмотрены дела в рамках вновь открывшихся обстоятельств при том, что ранее были приняты и вступили в силу те или иные решения на уровне первой инстанции. Судья, представляющий институт права, о котором идет речь, рассматривает споры, которые относятся к его компетенции единолично.
Изучим теперь то, каким образом законодательство РФ регулирует деятельность участков, на которых функционируют мировые суды.
Судебные участки по законодательству о мировых судах
ФЗ № 188, как мы отметили выше — Закон о создании участков мировых судей. Какие нормы он включает в части регулирования организации работы соответствующих учреждений?
Он определяет, что работа судей, представляющих соответствующий правовой институт, осуществляется в пределах установленных границ конкретного района на отдельных участках. Закон о мировых судьях содержит формулировку, по которой общее количество людей этой профессии, а также участков в том или ином субъекте РФ определяется на уровне федерального законодательства, но по инициативе региональных органов власти при согласовании ВС РФ. Или же по инициативе ВС РФ, но при согласовании с органом власти субъекта РФ.
Участки, о которых идет речь, а также должности судей должны создаваться, а также упраздняться посредством издания региональных правовых актов. Предполагается, что на 1 участке будет обслуживаться от 15 до 23 тыс. граждан. В случае, если в муниципалитете — менее 15 тысяч человек, то в нем формируется 1 судебный участок. Дела, рассмотренные на соответствующем уровне, должны быть обязательно переданы в юрисдикцию другого учреждения в случае, если планируется упразднение того или иного участка или же должности судьи.
В предусмотренных законом случаях председатели районных судов могут передавать дела, которые в общем случае находятся в компетенции судьи на определенном участке, на рассмотрение учреждениями на иных территориях. Федеральный закон о мировых судьях включает формулировку, по которой по данной схеме могут быть переданы уголовные, гражданские дела, а также те, что связаны с административными правонарушениями, рассмотрением исковых заявлений и выдачей судебных приказов.
Назначение на должность мирового судьи: требования к кандидатам
Изучим то, каким требованиям должны соответствовать граждане, претендующие на получение должности мирового судьи. Главный источник права, который определяет соответствующие критерии — Закон РФ «О статусе судей». В этом смысле данные требования ничем не отличаются от тех, что установлены к представителям судебных органов, а также к кандидатам на соответствующие должности, для других инстанций. Однако применяться данные нормы должны с учетом положений ФЗ № 188. В частности, таковые могут касаться порядка назначения или же избрания граждан на должность мирового судьи.
Избрание мировых судей
Рассматриваемая процедура осуществляется при участии законодательного органа власти на уровне субъекта РФ или же населения, которое проживает на соответствующем судебном участке. При этом порядок избрания мировых судей должен быть установлен правовым актом, принятым в регионе. Закон о мировых судьях РФ включает формулировку, по которой не позднее, чем за 6 месяцев до того, как истекут полномочия действующего судьи, а в случае, если они прекращаются досрочно — не позднее, чем через 10 дней после появления вакансии судьи, должно быть объявлено о том, что соответствующая позиция открыта. Информация об этом размещается в СМИ.
В соответствующих объявлениях отражаются сведения о времени, а также месте приема заявлений от граждан, претендующих на должность судьи, а также о том, когда и где данные документы будут рассматриваться. Срок полномочий судьи, который будет назначен по итогам рассмотрения заявлений, должен начинаться не ранее того дня, который следует за днем, в когда прекратились полномочия действующего судьи.
Срок полномочий судьи
Федеральный закон о мировых судьях в РФ устанавливает конкретные сроки полномочий представителя рассматриваемого учреждения. Так, мировой судья назначается или же избирается на свою должность не более, чем на 5 лет. При этом власти региона РФ вправе уменьшить данный срок. По его истечению, однако, гражданин вправе вновь претендовать на занятие должности мирового судьи. В случае если гражданин был избран на соответствующую позицию повторно, то срок его полномочий также не должен превышать 5 лет или же являться равным тому, что определен в региональных правовых актах. Мировой судья может осуществлять свою деятельность до того, как ему исполнится 70 лет. После — его полномочия прекращаются в соответствии с законодательством.
Прекращение полномочий судьи
Закон о деятельности мировых судей, таким образом, содержит формулировки, по которым полномочия представителей соответствующих учреждений могут прекращаться. Можно отметить, что перечень оснований для этого определен Законом РФ «О статусе судей», но в ходе применения положений данного НПА должны учитываться нормы, зафиксированные в ФЗ № 188.
Полномочия мирового судьи прекращаются:
- в последний день того месяца, в котором истекают его полномочия или же того месяца, в котором судье исполняется 70 лет;
- на следующий день после того дня, когда вступает в силу решение коллегии судей, в соответствии с которым полномочия представителя рассматриваемого учреждения прекращаются досрочно.
Кроме того, полномочия судьи могут приостанавливаться коллегией в рамках иных механизмов, предусмотренных положениями Закона РФ «О статусе судей».
В случае если полномочия судьи были приостановлены или же прекращены, а также при временном отсутствии гражданина на соответствующей должности, исполнение его трудовых обязанностей осуществляет мировой судья, который работает на другом участке в том же районе. При этом издается отдельное постановление председателя суда по соответствующему району. В случае если на данной территории работает только 1 мировой судья, то его полномочия передаются на уровень инстанции, осуществляющей деятельность в ближайшем районе.
В предусмотренных законом случаях исполнение обязанностей судьи, представляющего рассматриваемое учреждение, может быть возложено на судей, которые находятся в отставке. При этом не имеет значение то, на каком участке они работали ранее.
Рассмотрим теперь, каким образом Закон о статусе мировых судей регламентирует порядок обеспечения деятельности соответствующих инстанций.
Обеспечение деятельности судей
Главную роль в поддержке мировых судей играют их аппараты. Его структура, а также штатное расписание должны определяться в законах, принимаемых на уровне субъекта РФ. Сотрудники аппарата при этом имеют статус государственных служащих и работают в соответствии с законодательством, в юрисдикции которого — регулирование правоотношений на госслужбе.
Финансирование работы мировых судей осуществляется при участии Судебного департамента, который работает при ВС РФ. Данная структура отвечает за перечисление судьям зарплаты, вознаграждений, предоставление им различных социальных привилегий, предусмотренных законодательством РФ.
За материальное обеспечение деятельности представителей соответствующих учреждений отвечают структуры на уровне исполнительной власти региона РФ. При этом в установленных законом случаях к решению данной задачи также может подключаться Судебный департамент, который работает при ВС РФ. Данная структура также отвечает за возмещение издержек по спорам, которые рассматриваются мировыми судьями.
Итак, мы изучили основные положения, которые содержит Федеральный закон о мировых судьях Российской Федерации. Полезно будет также рассмотреть оценку деятельности данного правового института со стороны экспертов.
Институт мировых судей в России: оценки экспертов
Прежде всего, в среде юристов распространена точка зрения, по которой статус мирового судьи, по сути, носит двойственный характер. С одной стороны, их деятельность осуществляется в рамках субъекта РФ, и потому регламентируется положениями региональных источников права. С другой — представитель соответствующего учреждения также входит в единую судебную систему государства и издает постановления от имени Российской Федерации.
Как отмечают эксперты, принятие закона о мировых судьях в России сопровождалось дискуссиями на предмет роли представителей данных правовых институтов в системе органов власти. Так, в одной из популярных концепций содержались тезисы, по которым мировой суд должен осуществлять свою деятельность на уровне первой инстанции и, таким образом, приобретать полномочия, характеризующие работу, в частности, районных судов, что повышало бы эффективность судопроизводства. При этом необходимо было обеспечить распространение юрисдикции решений соответствующих учреждений и на федеральном уровне. Таким образом, в среде экспертов также получила распространение точка зрения, по которой работа мировых судей должна была в большей степени отражать федеральный уровень рассмотрения вопросов деятельности данных структур. В частности, на соответствующем уровне могли приниматься решения о назначении судей, о финансовом и материальном обеспечении их деятельности.
Так или иначе принятие закона о мировых судьях было осуществлено в тех формулировках, по которым двойственность их деятельности в целом сохранилась. Выше мы рассмотрели положения ФЗ № 188 о том, что, с одной стороны, работа представителей данных судебных учреждений связана с принятием решений от имени Российской Федерации, с другой — порядок обеспечения их деятельности в значительной степени зависит от результатов работы законодателей в регионах. Данный механизм может рассматриваться экспертами как в достаточной мере эффективный, поскольку, с одной стороны, не ограничивает юрисдикцию решений мировых судей, с другой — учитывает региональную специфику правоотношений.
Кроме того, можно отметить, что и на уровне главного федерального нормативного акта — ФЗ № 188, содержатся формулировки, ограничивающие возможности регионов принимать нормы, значительно отличающиеся от тех, что отражают интересы федерального центра. Например, в части установления предельных сроков полномочий мирового судьи. Он не может, как мы уже знаем, длиться более 5 лет, однако, конкретная его продолжительность может быть меньшей предельного значения, и это зависит от позиции регионального законодателя.
Так или иначе, правовой институт мировых судей рассматривается экспертами как исключительно значимый с точки зрения развития юриспруденции в России, повышения правовой культуры граждан, совершенствования системы государственного управления. Закон о мировых судьях является в достаточной мере сбалансированным правовым актом, который, с одной стороны, предоставляет значимый объем полномочий регионам в части регулирования деятельности данных учреждений, с другой — содержит формулировки, способствующие сохранению целостности государственной судебной системы РФ с точки зрения расширения юрисдикции решений мировых судей, а также обеспечения поддержки их деятельности федеральными структурами.