Многие французские автопроизводители перешли на использование автоматических коробок передач. Процент машин, оснащенных АКПП, на европейском рынке - больше 50-ти. Причем это коснулось даже автомобилей бюджетного класса. Сейчас на эти авто устанавливается АКПП AL4. Что это за трансмиссия, в чем особенности ее эксплуатации и проблемы? Обо всем этом – далее в нашей статье.
Характеристика
АКПП AL4 можно встретить на таких автомобилях, как «Пежо», «Ситроен» и «Рено».
Данная трансмиссия представляет собой четырехступенчатый «автомат». Изначально он маркировался как DP0. AL4 АКПП постоянно модернизировалась и сейчас можно встретить такие модификации, как 4HP и BVA. Все они устанавливались на бюджетные автомобили, такие как «Пежо» 206-407 серии, «Ситроен», начиная с «С-2» и заканчивая «С-5» моделью. Также ею оснащался "Рено Сценик". Значительную модернизацию коробка претерпела в 2004 году. За время эксплуатации она получила множество противоречивых отзывов автомобилистов. Одни говорят, что ремонт сводится к замене масла, другие имеют большие проблемы с соленоидами и клапанами, замена которых доставляет много трудностей и денежных затрат.Правила эксплуатации
Каждый автовладелец старается ухаживать за своим автомобилем.
И если с двигателем все предельно ясно (это регулярная замена масла и фильтров), то что же делать с АКПП AL4? Масло здесь тоже нужно менять. Но правила эксплуатации не сводятся только к замене расходников.Прогрев
Так же как и двигатель, гидроблок АКПП AL4 нуждается в прогреве. В электронной системе эта функция предусмотрена. Однако опытные автомобилисты советуют дополнительно прогревать эту трансмиссию. Вне зависимости от температуры и погодных условий, КПП нужно прогревать не менее 5 минут. При этом не обязательно держать рычаг в положении «Паркинг». При начале движения нужно избегать агрессивной езды и резких ускорений. Не держите коробку часто в спортивном режиме.
Про масло
Французские производители говорят, что АКПП AL4 – это необслуживаемая коробка, и срок замены масла не регламентируют. Однако это совсем не так. Данная смазка используется иначе, чем в механических коробках передач.
Дело в том, что МКПП содержит в себе картер, наполненный маслом. Коробка им заполнена наполовину. При движении шестерни трансмиссии вращаются, им необходима смазка. Таким образом, они как бы «смачиваются» в картере и уже потом соприкасаются с рабочей частью других зубьев. Масло здесь не перегревается, хотя тоже выполняет функцию теплоотвода. Что касается автоматических трансмиссий, здесь эта жидкость является «рабочей». Именно она выполняет функцию сцепления и передачи крутящего момента от двигателя на колеса. На механических же используются фрикционные диски. В основе «автомата» лежит гидротрансформатор, или так называемый «бублик». Внутри него есть крыльчатки – небольшие турбины. При вращении они соединяются между собой и за счет масла передают мощность на двигатель. Таким образом, температура смазки здесь колоссальная. Масло испытывает большие нагрузки. Поэтому, в отличие от «механики», АКПП AL4 требует регулярной замены смазки. Автомобилисты говорят, что менять его следует раз в 40 тысяч километров. Если вы покупаете бывший в употреблении автомобиль и сомневаетесь в регулярности обслуживания АКПП, рекомендуется произвести промывку механизма. Объем масла для этой операции составляет порядка 15 литров (на несколько циклов). В саму коробку заливается 4 литра. Как правило, отработка всегда имеет черный цвет, а на картере имеются следы выработки – мелкая металлическая стружка. Чем ее меньше, тем лучше. Также необходимо менять фильтр. Ниже мы поговорим о проблемах, которые возникают при эксплуатации таких автомобилей.Аварийный режим и ошибка Р1167
Это одна из самых распространенных ошибок с коробкой AL4.
Основные симптомы – характерные удары в АКПП при начале движения. Трансмиссия встает в аварийный режим и включает третью передачу. На панели приборов возникает ошибка Gearbox Faulty. Она обычно пропадает при выключении и повторном включении зажигания. Однако коробка при движении не прекращается «пинаться». Причина этого – низкое давление АКПП AL4. Оно может отличаться от заданного компьютером на 1-1,5 Бар. Возможно, это вызвано низким уровнем масла в трансмиссии. Это возникает при утечках из-за ослабленного крепления гидроблока.Как устранить?
При возникновении подобных симптомов необходимо проверить коробку на наличие утечек. Если пробег автомобиля - более двухсот тысяч, нужно осмотреть состояние теплообменника. Также на старых автомобилях разброс давления масла возникает при неисправном или загрязненном гидроблоке. Решение – разборка и промывка элемента. После этого сбрасываются ошибки и заливается новое трансмиссионное масло.
Стоит отметить, что для АКПП оно имеет другую вязкость. Нельзя лить в нее смазку, предназначенную для «механики». Если при разборке обнаружены следы отработки и загрязнения, через 1 тысячу километров необходимо произвести повторную замену масла и заново проверить уровень его давления в гидравлическом блоке.Невозможно перевести селектор КПП из положения «Р»
Если рычаг коробки не переводится из режима «Паркинг» при нажатии на педаль тормоза, а при отпускании – включается режим «Драйв» и горит ошибка, вероятнее всего, она связана с тормозной системой. Необходимо просканировать автомобиль на ошибки. Здесь возникает проблема с ABS и ESP. Причина поломки – плохой контакт или обрыв цепи проводки выключателя педали тормоза. Также может быть неисправен «концевик». Решение – замена элемента либо проводки выключателя (если проблема в плохом контакте).
Ошибка P0730
Она говорит о пробуксовке сцепления. Может возникать как на прогретой коробке, так и «на холодную».
Симптомы – удары КПП и переход в аварийный режим. Иногда при движении плавают обороты двигателя (педаль акселератора при этом находится в прежнем состоянии). Это эффект буксирующего сцепления. В данном случае выходит из строя электромагнитный клапан АКПП AL4. Также возможна поломка самого гидроблока. Дальнейшее движение на таком автомобиле запрещается, так как есть риск обрыва ленточного тормоза «бублика». Такая неисправность возникает обычно на старых автомобилях и решается путем замены клапана и протяжкой гидроблока. Как и в предыдущих случаях, по окончании ремонта в трансмиссию заливается новое масло и проверяются датчики АКПП AL4 на предмет разброса давления масла.Как не перегреть?
Важно не только прогревать данную коробку, но и не использовать ее при высоких температурах. Что для этого требуется? Если вы стоите в пробке более 30 секунд, не ленитесь перевести рычаг из положения «Драйв» в «Нейтраль». Не держите ногу на тормозе длительное время, так как неисправности коробки могут возникнуть именно с этой системой.
О датчике
При эксплуатации автомобилей с коробкой AL4 возникают проблемы с датчиком давления масла. Его погрешность по заводским требованиям составляет 0,001 Бар. Это значит, что при малейшей усталости датчика он начинает «врать» и выводит ошибку на блок управления. Из-за этого коробка начинает плохо работать. Если вовремя обнаружить неисправность, можно уложиться в относительно небольшую цену – 100$. Это стоимость нового датчика давления масла. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с неисправным элементом запрещается, так как это может привести к проблемам с соленоидом.
Неисправность тормозной ленты
При частых скачках давления масла (что может быть вызвано поломкой датчика), возникает поломка тормозной ленты. Многие автомобилисты приходят к выводу, что дешевле заказать запчасть «на разборке». Однако большинство трансмиссий AL4, которые идут «на разбор», находятся далеко не в идеальном состоянии. Почти все они исчерпали свой ресурс. Также отметим, что данная коробка постоянно модифицировалась. Изменялся тип регулятора давления, программное обеспечение. Кстати, ПО на первых моделях данной коробки было некачественным, из-за чего она часто выбивала ошибку.
Решение – перезаливка программного обеспечения, замена на более новое. Но есть одна черта. После 2004 года коробка существенно модифицировалась, и при перепрограммировании нужно учитывать год выпуска своего авто.Следите за уровнем масла
При недостаточном уровне возникают разбросы в давлении. Как следствие – возникновение одной из предыдущих ошибок. Раз в 10 тысяч километров необходимо проверять остаток масла внутри трансмиссии. На каждой коробке есть щуп с отметками МАХ и MIN, а с обратной стороны – НОТ и COLD. Производить проверку нужно на прогретой трансмиссии. Достаточно 10 километров, чтобы вернуть ее в нормальный рабочий режим. При проверке автомобиль не должен находиться под наклоном. Также его нельзя глушить – щуп снимается на рабочем двигателе, при положении селектора «Р». Если уровень недостаточный, нужно вернуть его до максимальной отметки. Нельзя смешивать трансмиссионные масла. Поэтому лучшим решением будет полная замена масла. Оно дорогое, но так вы обезопасите себя от других поломок.
В заключение
Таким образом, правила эксплуатации данной трансмиссии сводятся к регулярной замене масла и предварительному прогреву элементов перед началом движения автомобиля. При возникновении каких-либо ошибок, либо если коробка встала в аварийный режим (третья передача), не рекомендуется продолжать движение своим ходом. Также нельзя перегревать масло. Это не лучшим образом отразится на электронике. Нормальная температура масла внутри автоматической коробки AL4 составляет 75-90 градусов Цельсия. Если следовать всем правилам эксплуатации, ресурс данной трансмиссии будет составлять более 300 тысяч километров. Однако если игнорировать прогревы и новое масло, замена АКПП AL4 будет неизбежной.
Итак, мы выяснили, какие имеет данная коробка особенности, как правильно ее эксплуатировать и ремонтировать в случае поломки.