Мишель Петруччиани – выдающийся французский джазовый пианист. Несмотря на физический недостаток (у него был несовершенный остеогенез - генетическое заболевание, разрушающее костную ткань, остановившее его рост), он стал известным импровизатором, создавшим собственный эклектичный стиль с совершенной техникой и репертуаром, характеризующимся романтичным мелодизмом. Хотя Петруччиани часто сотрудничал с известными музыкантами, в том числе джазовыми саксофонистами Ли Конитцем и Чарльзом Ллойдом, он более известен своими сольными выступлениями с использованием оригинальных композиций и джазовых стандартов.
Мишель Петруччиани: биография
Родился 28.12.1962 в Оранже (Франция0, в музыкальной итальянской семье. Ребенком он играл на барабанах в группе со своим отцом, гитаристом Тони Петруччиани, и братом Луи, басистом. Врожденное заболевание Мишеля, также известное как болезнь «хрустального человека», сопровождаемое многочисленными переломами костей, было причиной его низкого роста – он имел всего 91 см в высоту и весил почти 50 кг.
С самого детства у Петруччиани проявился талант к музыке. К тому времени, когда он научился говорить, он уже напевал соло Уэса Монтгомери. Пианистом, оказавшим наибольшее влияние на Мишеля, был Билл Эванс, которого он впервые услышал в возрасте десяти лет. С этим ранним знакомством всегда были сильно связаны его многослойные джазовые гармонии, лирический стиль и артикуляция мелодии. Мишель Петруччиани, биография которого в музыке началась с учебы игре на классическом фортепиано в возрасте четырех лет, уже в девять создавал композиции вместе со своей семьей.
Первый успех
Когда Мишелю исполнилось тринадцать, он дал свой первый профессиональный концерт. Мальчика приходилось выносить на сцену, и он пользовался особым приспособлением, чтобы нажимать на педали фортепиано. Физический недостаток не сказался на руках музыканта, и, как говорят, он играл с удивительной энергией и энтузиазмом.
В возрасте пятнадцати лет музыкант Мишель Петруччиани отправился в Париж. Там он играл с Кенни Кларком в 1977 г. и в 1978-м с Кларком Терри. Прорыв произошел на джазовом фестивале в Клиускла. У Кларка Терри пропала пианистка, и когда Мишеля провели на сцену, Терри подумал, что это шутка. Рост Петруччиани не превышал 90 см. Но его выступление поразило Терри и остальных участников фестиваля, оно было потрясающе талантливым и виртуозным. Кларк сказал, что был до глубины души тронут его игрой. Он был карликом, но играл как великан.
Путешествие в Париж оставило смешанные впечатления, но, несомненно, внесло вклад в музыкальную и личную трансформацию Мишеля. По его словам, «все в основном касалось наркотиков и странных женщин, но мне повезло выбраться невредимым». Поведение Петруччиани во Франции было во многом незрелым и неуверенным, несмотря на его значительный талант. Он носил фуражку и часто действовал напористо и жестко, обращаясь к людям фамильярно.
Старт музыкальной карьеры
После Парижа пианист Мишель Петруччиани на короткое время вернулся домой. Он начал свою профессиональную карьеру, живя у барабанщика Альдо Романо. Мишель делал записи на Owl Records и завязал дружбу с ее владельцем Жан-Жаком Пуссе. Последний позже вспоминал, что Петруччиани, казалось, всегда торопился, говоря, что не хочет терять времени. Но Мишель хотел стать независимым и от Романо тоже, с которым он не чувствовал себя свободным. Ему нужно было бежать. Ему нужно было уехать так далеко, насколько он мог. И он отправился в Калифорнию.
Переезд в США
Мишель Петруччиани оказался в Соединенных Штатах в 1982 году, куда он приехал посетить отошедшего от джаза саксофониста Чарльза Ллойда. Ллойд перестал выступать, когда слушатели начали считать его музыкантов более модными, чем он сам. Прослушав игру Петруччиани, саксофонист был так вдохновлен, что согласился поехать с ним в концертное турне. Ллойд сказал Мишелю: «Я не собирался выступать снова. Ты меня спровоцировал. Я услышал эту красоту в тебе и сказал себе, что должен повезти тебя по всему миру, потому что это было так прекрасно, как будто это был зов провидения».
Выступления Петруччиани и Ллойда на западном побережье имели огромный успех, и они продолжили их за рубежом. 22 февраля 1985 г. с Мишелем на руках Ллойд вышел на сцену городской Ратуши в Нью-Йорке и усадил его за пианино, чтобы отыграть исторический концерт в истории джаза. Там же проходили съемки фильма One Night with Blue Note. Режиссер ленты Джон Чарльз Джопсон позже вспоминал, что этот момент тронул его до слез.
Выступления Петруччиани и Ллойда на Джазовом фестивале были собраны в альбом, который в 1982 году завоевал Prix d’Excellence. Но в основном Мишель выражал презрение и разочарование по поводу наград. По его мнению, они обрушились на него в таком количестве, так как люди думали, что он умрет молодым.
Работа в Нью-Йорке
Пианист Мишель Петруччиани в 1984 г. переехал в Нью-Йорк и провел там остаток своей жизни. Это был один из самых плодотворных этапов его карьеры. Музыкант записался с Джимом Холлом и Уэйном Шортером, выпустив альбом Power of Three. В 1986-м Петруччиани с этими же музыкантами записал концертный альбом. Также он выступал с известным деятелем джазовой сцены США Диззи Гиллеспи.
Мишель Петруччиани альбомы предпочитал записывать соло. Он говорил: «Я считаю, что пианист не является состоявшимся до тех пор, пока он не сможет выступать самостоятельно. Я начал давать сольные концерты в феврале 1993 года, когда я попросил своего агента на год отменить мои выступления в составе трио для того, чтобы не играть ничего, кроме сольных концертов... Я замечательно провел время, выступая один, заново открывая для себя фортепиано и каждый вечер учась чему-то новому. Я столько узнал об инструменте и о прямом общении с аудиторией. Это был невероятный опыт. Я действительно любил выступать сольно – после этого выходить на сцену в составе группы и играть с другими людьми стало пустяком!»
Мишель Петруччиани: личная жизнь
В личной жизни у него было пять значимых отношений: с Эрлиндой Монтаньо (брак), Юджинией Моррисон, Мари-Лаурой Роперш, итальянской пианисткой Гильдой Буттой (брак длился три месяца и завершился разводом) и Изабель Меле (с которой он разделил могилу). В браке с Мари-Лаурой у него родился сын Александр, который унаследовал его состояние. Кроме того, у него был пасынок Рашид Роперш.
В 1994 году джазовый пианист Мишель Петруччиани был награжден орденом Почетного легиона в Париже.
Последние годы
В конце 1990 годов образ жизни Петруччиани становится все сложнее. В музыкальном плане он двигался в бешеном темпе. Пианист выступал более ста раз в год, а в 1998 году, за год до своей смерти, он дал 140 концертов. Его социальная жизнь также становилась все более дорогостоящей — он сталь больше пить и экспериментировать с кокаином. Мишель стал слишком слаб, чтобы пользоваться костылями, и начал передвигаться на инвалидной коляске. По словам последнего менеджера Петруччиани, он слишком много работал — не только делал записи и давал концерты, но всегда был на телевидении и всегда давал интервью. Он перетрудился, и это было очевидно. Он слишком много требовал от себя.
Смерть и оценка творчества
Мишель Петруччиани умер сразу после своего 36-го дня рождения от инфекции легких. Он был погребен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Уэйн Шортер подвел итог основным чертам характера и стиля Мишеля Петруччиани так: «Вокруг ходит очень много людей, рослых и нормальных, у них есть все, с чем они родились, с нормальной длиной ног, рук и всего остального. Они симметричны во всех отношениях, но они живут так, как будто они безрукие, безногие, безмозглые, и проживают свою жизнь, постоянно жалуясь. Я никогда не слышал, чтобы Мишель жаловался. Он смотрел в зеркало и не жаловался на то, что там видел. Мишель Петруччиани был великим музыкантом – великим потому, что он был великим человеком, он имел способность чувствовать и дарить другим это чувство, и он давал его другим людям через свою музыку».