Среди памятников архитектуры Древней Руси особое место занимает храм, возведённый в Новгороде в XII веке и известный как Николо-Дворищенский собор. Кратко история его создания излагается в дошедших до нас рукописных сводах, а более подробная информация явилась результатом проводившихся в нём археологических работ. Остановимся подробнее на этом уникальном свидетеле старины.
Князь – любимец новгородцев
Согласно дошедшему до нас памятнику древнерусской письменности, известному, как «Вторая Новгородская летопись», в 1113 году сыном Владимира Мономаха, князем Мстиславом Владимировичем, на правом берегу Волхова был основан каменный собор во имя святого Николая Чудотворца.
Попутно следует заметить, что сам князь Мстислав своими благими деяниями снискал у новгородцев любовь и всеобщее почитание. Впервые на берегах Волхова он появился в 1088 году в тринадцатилетнем возрасте, посланный туда на временное княжение своим дедом великим князем киевским Всеволодом. Юный правитель до такой степени пришёлся по сердцу горожанам, что семь лет спустя они уже сами призвали его, после чего в 1097 году Новгород был окончательно закреплён за Мстиславом постановлением Любечского съезда князей.
Главный вечевой собор Новгорода
Место для постройки храма было выбрано не случайно. Как следует из того же летописного свода, ещё сто лет назад, будучи новгородским князем, возвёл там свои палаты Ярослав Мудрый. Таким образом, этот участок, расположенный напротив Новгородского Кремля, именовавшегося Детинцем, получил особый статус, и Николо-Дворищенский собор – так он стал именоваться в народе, строился как великокняжеская церковь. Следует отметить также, что он является одной из древнейших храмовых построек Новгорода, уступая в возрасте лишь Софийскому собору.
Освящён Николо-Дворищенский собор был в 1136 году, когда, изгнав киевского Князя Всеволода Мстиславовича, жители города основали Новгородскую республику. Известно, что с начала XIII века храм во имя святителя Николая стал её главным вечевым собором. Вплоть до падения республики в 1478 году возле его входа собиралось шумное и разноголосое городское вече.
Соборная площадь, ставшая ареной политической борьбы
С момента установления в Новгороде республиканской формы правления резиденция князя была перенесена за пределы города и находилась в Рюриковом Городище. С этого времени, потеряв статус дворцовой великокняжеской церкви, собор является городским и открытым для всех желающих.
По свидетельству летописца, начиная с 1228 года Николо-Дворищенский собор (Великий Новгород) становится свидетелем острых политических конфликтов между представителями власти и простонародьем. Кроме легитимных сходов, участниками которых являлись избранные представители всех слоёв общества, у стен собора собирались так называемые крамольные вече. В эти дни соборная площадь заполнялась сотнями недовольных решениями, принятыми на площади перед Софийским собором, где также помещался вечевой колокол.
Споры между отдельными районами города
История древнего Новгорода в период его демократического правления сохранила также свидетельства борьбы не только между отдельными группами населения, разделёнными по социальной принадлежности, но также и между представителями пяти различных районов города, именовавшимися «концами». У исследователей это явление получило название «межкончанской борьбы».
У западных ворот собора помещалась так называемая вечевая степень – помост или трибуна, предназначенная для наиболее знатных и влиятельных участников вече, стоять на которой считалось большим почётом. В период же борьбы между представителями различных районов города (1218-1219), когда не сложилось ещё чёткого разграничения статуса каждой из противоборствовавших сторон, Николо-Дворищенский собор и примыкавшая к нему площадь становились центром яростных столкновений, перераставших иной раз в открытые потасовки.
Под защитой спасительных сводов
Имея статус городского храма, и, прежде всего, святого места, собор, согласно установившейся с древних времён традиции, являлся прибежищем для всех, кто искал спасения как от властей, так и от народного гнева. Много подобных примеров можно встретить в письменных памятниках того времени. В частности, одна из летописей сообщает о том, что в 1338 году от мятежной толпы горожан в нём спасались изгнанные архимандриты Есиф и Лаврентий. Преследователи долгое время караулили их у дверей собора, но внутрь войти не решились, что и спасло жизни беглецов.
Период упадка собора
В последующие столетия, когда Новгород утратил самостоятельность и вошёл в состав Московского княжества, бывший вечевой Николо-Дворищенский собор находился не в епархиальном ведомстве, а в дворцовом. Это давало возможность получать на его содержание определённые государственные субсидии и положительно сказывалось на общем состоянии.
Так продолжалось до середины XVIII столетия, когда указом императрицы Елизаветы Петровны он был переведён в ведение Новгородской епархии и стал городским собором без прихода, что не могло не отразиться на его материальном положении. В результате, из-за отсутствия средств, необходимых на капитальный ремонт, Николо-Дворищенский собор (Новгород) к концу века сильно обветшал и пришёл в аварийное состояние.
Последующие реконструкции собора
Лишь начиная с периода царствования государя императора Александра I в жизни собора начались изменения к лучшему. В 1810 году по высочайшему повелению были отпущены средства на его реконструкцию, благодаря чему удалось возвести с западной и северной стороны пристройки, в которых разместились: ризница, тёплые приделы, угольник и паперть. Кроме того, в годы правления его сына – Николая I, пол собора был выложен чугунными плитами.
В 1913 году Николо-Дворищенский собор (Новгород) принимал в своих стенах членов императорской семьи. Поводом для этого события послужило восьмисотлетие со дня его закладки и трёхсотлетие правящего Дома Романовых. В преддверии визита высоких гостей в нём был проведён широкий комплекс реставрационных работ.
Судьба храма в советские годы
После октябрьского переворота новые власти не закрывали собор. Об этом свидетельствуют как сохранившиеся с тех времён документы, так и воспоминания старожилов. Единственным вмешательством в его жизнь можно считать постановление Новгородского горисполкома от 1933 года, на основании которого действующий храм становился одновременно и музеем. С тех пор в его стенах наряду с богослужениями проводились экскурсии.
В годы войны Николо-Дворищенский собор получил значительные повреждения. В частности, от артиллерийского обстрела пострадала его кровля и верхние части. Кроме того, весь древний объём с востока на запад пересекла глубокая трещина, прошедшая через кладку стен, арок и сводов. Взрывом бомбы в западном притворе была полностью уничтожена крыша.
После окончания войны был проведён ряд восстановительных работ и Николо-Дворищенский собор возвратили верующим, однако в 1962 году его статус действующего храма был упразднён. С этого времени, находясь в ведении Новгородского краеведческого музея, он стал объектом тщательного изучения. В последующие годы был произведён широкий комплекс археологических работ, позволивший составить более полное представление о его истории и первоначальном облике. В куполе собора устроили городской планетарий.
Николо-Дворищенский собор: архитектурные особенности
В наши дни древний собор, хранящий в памяти историю независимой Новгородской республики, занимает ведущее место среди других построек, входящих в комплекс Новгородского Торга. Его архитектурный облик предельно лаконичен и строг.
Николо-Дворищенский собор, фото которого представлены в статье, являет собой парадную пятикупольную постройку, с восточной стороны ограниченную тремя абсидами – полукруглыми выступами стены, внутри которых помещаются алтари. Его своды опираются на шесть мощных столпов, расположенных внутри основного здания.
Своими очертаниями храм наводит на мысль о его родстве с другим шедевром древнего новгородского зодчества – Софийским собором. В целом же, по мнению искусствоведов, его облик соответствует традициям, установившимся в архитектуре Киевской Руси XII века. Их продолжением стали многие храмовые постройки Новгорода, в том числе и Николо-Дворищенский собор.
Фрески, которыми он был расписан в годы своего создания, в большинстве своём утеряны, и лишь незначительное их количество сохранилось в виде отдельных фрагментов. Среди них можно особо выделить изображение «Страшного Суда», помещённое на западной стене, «Трёх святителей» на южной стене, а также сюжет «Иов Многострадальный на гноище», в центральной апсиде.
Современность
В период с 1994 по 1999 год, когда перестройка открыла новые возможности для сохранения культурного и исторического наследия прошлых веков, была осуществлена повторная реставрация собора. Проект работ составила группа новгородских архитекторов под руководством Г. М. Штендера, а финансирование взяла на себя международная неправительственная организация «Ганзейский союз Нового времени».