Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу – это комплекс мероприятий, которые выполняются природопользователями, включающий систематизацию данных о выбросах загрязняющих веществ, выявление их местонахождения, определение показателей выбросов. Детальнее о том, как проходит этот процесс и как заполняется акт инвентаризации источников выбросов, читайте далее.
Терминология
Стационарным источником выбросов являются любые источники выброса ЗВ, располагаемые на территории проверяемого предприятия. Они условно делятся на два типа:
- организованные (выброс осуществляется через газоходы и трубы);
- неорганизованные (выброс поступает в атмосферу в результате нарушения работы оборудования).
К последней категории также относят используемые транспортные средства, резервуарные парки, железно- и автодорожные эстакады.
Цели
Инвентаризация источников выбросов в атмосферу осуществляется с целью:
- определения норм выбросов;
- оценки технологических процессов на предмет их соответствия требованиям;
- сопоставления величин выбросов требованиям нормативных актов;
- формирования баз данных источников выделений веществ.
Сам процесс осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». По данному закону организации, имеющие источники загрязняющих веществ, обязаны: осуществлять контроль источников выбросов, обеспечивать проведение проверки и участвовать в разработке допустимых норм.
Задачи инвентаризации
- Классификация источников загрязнений.
- Определение количественного содержания загрязняющих веществ (ЗВ).
- Оценка уровня влияния выбросов на природную среду.
- Определение уровня эффективности очистки.
- Выявление характеристик используемых предприятием ресурсов.
Инвентаризацию осуществляют все предприятия, работа которых связана с выбросом отходов. Во время проведения проверки следует учесть:
- основные источники выбросов на производственной площадке;
- объекты тяготения источников;
- все загрязняющие вещества;
- архивные данные предыдущих проверок.
Сроки
Организация, проводящая проверку, должна соблюдать действующие нормы. Если работы проводятся силами собственного подразделения, то оформлять лицензию на их проведение не нужно. Инвентаризация источников выбросов в атмосферу по новым, модернизированным источникам должна осуществляться раз в два года с даты выхода документации на оборудование. По действующим источникам выбросов 1 раз в:
- 4 года - для объектов, отнесенных к 1-й категории;
- 5 года - для объектов, отнесенных ко 2-й и 3-й категориям;
- 6 лет - для объектов 4-й категории;
- 10 лет - для объектов 5-й категории.
Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ, а также объекты, оснащенные автоматизированной системой контроля, находящиеся на консервации, проверке не подвергаются.
Этапы
Проверка осуществляется в такой последовательности:
- подготовка;
- обследование;
- получение и оформление результатов.
Рассмотрим каждый из этапов детальнее.
Документация
Перед тем как будет проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, организация должна:
- осуществить наладку системы вентиляции и оформить на нее паспорт;
- оборудовать места отбора по требованиям нормативных актов;
- подготовить справку о методах управления технологическим оборудованием;
- подготовить статистику о годовом производстве, количестве всех видов потребляемого сырья и вспомогательных веществ.
К справке прилагаются:
- данные о химических реакциях;
- диаграммы техпроцесса;
- порядок запуска и вывода оборудования;
- другая документация, необходимая для понимания всех аспектов работы.
Подготовка
На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:
- Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.
- Издать приказ о проведении инвентаризации, образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.
- Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.
- Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.
- Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.
По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.
Приказ о проведении инвентаризации: образец
ООО «АВС»
г. Москва 21.12.2016
Приказ
о проведении инвентаризации
Для осуществления проверки _________________________ назначается комиссия в составе:
Председатель: Ф.И.О. сотрудника Подпись
Члены комиссии: Ф.И.О. сотрудников Подписи
Проверке подлежит ___________________________.
К инвентаризации приступить 20.12.2016 и окончить 25.12.2016 г.
Материалы по инвентаризации сдать в Росприродназор до 28.12.2016 года.
Руководитель Иванов И.И.
Обследование
На этом этапе осуществляют:
- Аэродинамические испытания ГОУ в соответствии с принятыми ГОСТами.
- Сбор проб выбросов, их анализ на предмет содержания ЗВ. Для этой цели осуществляют минимум шесть контрольных проб в период проведения технологического процесса. При возникновении аварийных ситуаций, которые могут повлиять на состав выбросов, проводятся дополнительные пробы.
- Определяют эффективность работы ГОУ путем фиксирования показаний в рабочих журналы.
Организации, которые используют оборудование, находящееся в разных районах города, составляют акт инвентаризации источников выбросов отдельно по каждому объекту. Количество выбросов определяется на основании информации о расходе топлива и времени работы источников ЗВ за предшествующий год.
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ предусматривает оценку категории воздействия объектов на воздух. Этот процесс можно осуществить по результатам последней проверки:
- для объектов, отнесенных к 4 и 5 группам со значением показателя опасности объекта менее 0,1, осуществляются уточненные расчеты ЗВ, устанавливается их количественный и качественный состав;
- для объектов, отнесенных к 1-3 группам со значением показателя опасности объекта более 0,1, составляются за предшествующий год балансовые схемы энергетических потоков с указанием количества использованного сырья, электроэнергии, топлива, количества изготовленной продукции.
Также в процессе определяются координаты источников выделения веществ. На объекты наносятся номерные знаки, соответствующие картосхеме производственной площадки. Они присваиваются один раз и не меняются при последующих проверках.
Организованным источникам присваиваются номера 0001-5999, а неорганизованным – 6001-9999. Отдельно отбираются и исследуются источники выделения ЗВ, подсчет которых осуществляется инструментально-расчетными методами, и ГОУ, на которых они образуются. В процессе проверки определяются геометрические параметры выбросов. Калькуляция проводится в условиях регламентной загрузки оборудования с учетом режимов работы и в нормальных условиях эксплуатации.
Оформление результатов
На завершающем этапе систематизируют результаты испытаний, оформляют итоги проверок оборудования, заполняют паспорта проверок и акт инвентаризации источников выбросов. Документы составляется в двух экземплярах. Дополнительно прикладывается пояснительная записка, содержащая расчёты выбросов. Копии документов направляются в управление Росприроднадзора. Комиссия либо подтверждает результаты проверки, либо направляет список замечаний, после ликвидации которых и выдается заключение.
Обработка результатов включает:
- формирование таблицы с перечнем параметров, их характеристик;
- систематизацию результатов проверки, калькуляцию массового выброса всех веществ;
- определение влияния, которое оказывают стационарные источники выбросов в атмосферу, путем суммирования эффекта воздействия всех ЗВ;
- подготовку новых картсхем приземных концентраций групп суммации, на производственной площадке и в районе ее расположения.
Картсхемы групп суммации составляются в масштабе 1:25000, производственной площадки - 1:500. При этом на них должны быть такие обозначения:
- направления сторон света;
- заданная система координат;
- корпуса и здания, стоянки ТС, дороги;
- границы площадки;
- номера и границы источников выбросов;
- границы жилой и санитарно-защитной зон.
Внесение изменений
В период действия акта разработчики должны корректировать результаты проверки по отдельным источникам ЗВ, если:
- произошли изменения технологии производства, качества применяемого топлива;
- проведена реконструкция и ремонт оборудования;
- появились дополнительные источники выделения ЗВ;
- установлены неучтенные режимы работы;
- изменение места нахождения оборудования повлекло за собой увеличение (на 10 % и более) качественных и количественных характеристик;
- вступили в действие новые акты, регулирующие порядок определения выбросов.
Корректировка результатов осуществляется в течение шести месяцев с момента возникновения указанных обстоятельств.
Ответственность
За нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха виновные лица несут такую ответственность:
- Сокрытие, искажение, несвоевременное предоставление полной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения, радиационной обстановке, состоянии земель, водных объектов влечет наложение штрафа в размере 500-1000 рублей (на граждан), 1-2 тыс. руб. (на должностных лиц), 10-20 тыс. руб. (на юридических лиц).
- Незаконный выброс вредных веществ в атмосферу влечет наложение штрафа в размере 2-2.5 тыс. руб. (на граждан), 4-5 тыс. руб. (на ИП), 40-50 тыс. руб. или приостановление работы на 90 суток (на юридических лиц).
- Нарушение условий осуществления выбросов влечет наложение штрафа в размере 1,5-2 тыс. руб. (на граждан), 3-4 тыс. руб. (на должностных лиц), 30-40 тыс. руб. (на юридических лиц).