Методика "Счет по Крепелину": описание и интерпретация результатов теста

Методика "Счет по Крепелину" очень известна, востребована и информативна для психологов-диагностов. О ее возникновении, процедуре исследования и результатах, которые она позволяет получить, будет рассказано далее.

методика счет по крепелину

Эмиль Крепелин: исследование внимания и умственной работоспособности

Известный немецкий психиатр, исследователь большей части психический заболеваний и практик в этом направлении Э. Крепелин предложил данную методику в 1895 году. Изначально она предназначалась для исследования качества умственной деятельности: работоспособности, утомляемости и способности к тренировке. Методика "Счет по Крепелину" тогда представляла ряд чисел, которые за определенный промежуток времени нужно было складывать в уме.

С тех пор тест подвергся модификациям и видоизменениям. В частности, этим занимались Г. Шульте и Н. Курочкин. Были добавлены серии в выполнении действий, а также операция вычитания, что дало возможность исследовать время переключаемости внимания между отдельными этапами тестирования и математическими действиями.

Патопсихологическое исследование с использованием теста позволило выявить некоторые отличия в выполнении заданий здоровым человеком и страдающими неврозами, органическими поражениями мозга и шизофренией. Сейчас методика используется в практике школьной психологии и других сфер работы со здоровыми людьми, а также в психиатрии.

Эмиль Крепелин - создатель нозологической концепции в психиатрии, крупнейший ученый своего времени, благодаря которому наука знает об отличительных чертах, причинах и механизмах возникновения большинства психических заболеваний.

эмиль крепелин

Методика "Счет по Крепелину": на что направлена

На сегодняшний день методика имеет достаточно широкий спектр применения. Ее используют не только для исследования воли в процессе выполнения умственных задач, но и для определения качества внимания - его переключаемости, устойчивости - а также темпа психической деятельности.

Методика "Счет по Крепелину" предназначена для работы с испытуемыми старше младшего подросткового возраста. В результате проведения психолог имеет возможность выстроить график устойчивости внимания и количества ошибок на каждом из этапов работы и сделать выводы о причинах возможных нарушений.

Стимульный материал и процесс исследования

Психодиагностический тест представляет собой попарно расположенные ряды чисел (8), которые нужно складывать или вычитать, в зависимости от этапа исследования. Числа несложные, доступные для умственных операций человека, достигшего подросткового возраста.

Работа начинается по команде исследователя. Человек старается как можно больше чисел добавить/отнять за отведенное время (30 секунд) и под каждой из пар записать результат. По истечении времени выполнение заканчивается и на месте, где остановился испытуемый, ставится точка. После выполнения одного ряда операций сразу приступают к следующему. В общей сложности проведение тестирования занимает до 5 мин.

патопсихологическое исследование

Обработка и интерпретация

После исследования проводится качественная и количественная обработка результатов. Количественный показатель сравнивается со средними по группе и делаются выводы об отличии этого показателя. Этот результат - это скорость работы (число проведенных вычислений) и количество допущенных ошибок на каждом из этапов.

Визуально это демонстрируют при построении графика выполненной работы, где ось абсцисс - номер отрезка времени, ось ординат - число правильно выполненных операций. Также здесь условными знаками (заштрихованными столбцами) отмечают количество допущенных ошибок.

Качественная обработка результатов принимает во внимание именно этот график. Он бывает четырех типов, в зависимости от которых и делают выводы о причинах нарушений в работе:

1. Характеризуется незначительными изменениями на всех этапах. Он разделяется еще на подтипы:

  • высокие показатели по всем параметрам на всех отрезках времени - условная "норма";
  • скорость выполнения большая, но много ошибок, что говорит о тревоге испытуемого и желании как можно быстрее выполнить задание в ущерб точности или слабой устойчивости внимания и развития самоконтроля;
  • обратный процесс - скорость выполнения низкая, но с минимальным количеством ошибок (желание выполнить правильно в ущерб скорости, тревожность, тип темперамента инертный);
  • низкие показатели по обоим параметрам (неблагоприятный результат, требует дополнительных обследований).

2. Тип графика с выраженным снижением скорости работы, увеличением количества ошибок или с обеими тенденциями. Это говорит об истощаемости внимания, утомляемости. Причины:

  • низкий уровень развития произвольности внимания;
  • общая астеничность человека (физическая и психическая);
  • органические нарушения в работе мозга и функциональности ЦНС.

3. График в виде зигзага: неравномерная продуктивность работы с разным количеством ошибок на всех этапах. Это говорит о нервозном состоянии испытуемого, выраженной лабильности нервной системы.

4. Увеличение показателей скорости и уменьшение количества ошибок на каждом следующем этапе тестирования. Такой график характерен для людей с замедленным, заторможенным вниманием, медленной включаемостью и произвольностью на начальных этапах работы. Связано также с типом темперамента.

психодиагностический тест

Кроме того, существуют общие причины, которые могут давать неблагополучный результат. Это низкая заинтересованность испытуемого в самом процессе работы и ее результатах, недостаточное овладение операциями счета, состояние усталости.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.