Трудно представить, что его нет: плотный, красивый, полный сил и неуёмной, бурлящей энергии. В одном из многочисленных интервью на телевидении ему указали на непрезентабельный вид. Образ не соответствует славе и регалиям, полное отсутствие официоза в одежде. Он ответил, как обычно, чарующе просто: галстук сковывает, больше – душит.
Белякович Валерий Романович – человек-вулкан. Стихию галстуком, пиджаком не укротить, она не вмещается в рамки тривиальной мужской униформы, но встретишь его на улице, среди людского многолюдья, пропустить невозможно, слишком необычен. Теперь не встретишь. Трудно и больно заменять настоящее время глагола «есть» на «был».
Из интервью Лидии Федосеевой-Шукшиной
Актриса говорит, что посмотрела спектакль «Штрихи к портрету» и была потрясена. Она увидела мир Василия Шукшина: подлинный, живой и глубокий, по крупицам собранный и воссозданный на основе рассказов, писем художника. Минимум декораций: музыка и свет, но сила невероятная. Такого пока ещё не удавалось никому, резюмирует Народная артистка РСФР и добавляет: дочь, друзья дочери, теперь и она, считают за честь попасть в такой театр.
Что главное в актёре?
Для лицедея главное – глаза, их пышностью декораций и костюмов не заменишь, актёр должен уметь держать публику в напряжении, считал Валерий Белякович. Он умел сделать так, чтобы эти глаза вспыхнули страстью. Виктор Авилов, Михаил Трыков, Надежда Бадакова, Геннадий Колобов, Сергей Белякович (брат) – обычные парни и девушки из рабочего района Москвы Востряково, стали ведущими актёрами Театра на Юго-Западе.
Всё началось в библиотеке
Работал заведующим библиотекой в своём родном районе, репетировали тут же. Зрители – ребята рабочей окраины: любители выпить и похулиганить.
Дважды в неделю Валерий Белякович ездил во Дворец пионеров, свой второй дом, вёл детскую группу. Во Дворец он сам ходил учиться лицедейству с семи лет. Поставил со школьниками спектакль «Соловей» по Андерсену. Потом детская и библиотечная группы составили костяк Театра на Юго-Западе.
Маленькие комнаты в судьбе Валерия Беляковича
В однокомнатной квартире жило четверо: отец, мать, он и брат. Радовались ванной, удобствам. Их, детей, приводил в восторг локомотив, доставлявший на завод материалы. Он пыхтел под окнами, громыхал, гудел. Внизу жил своей жизнью завод, семья была его частью.
Первые спектакли показывали в библиотечной комнатушке в 6 кв. м, набивалось человек 30, по-обезьяньи висели на подоконниках.
Помещение под театр, выделенное молодым энтузиастам, по большому счёту, таковым не являлось – цоколь пришлось строить своими руками, позже – расстраивать. Денег никаких, с ближайших строек «уводили» всё подряд: кирпичи, доски, арматуру. Авиловский грузовик (будущий знаменитый актёр работал шофёром) аккуратно доставлял к месту, в ту же ночь пускали в дело наворованное, строили. Год рождения любительского театра-студии – 1977.
Семья – оплот мечты?
Откуда и как пришёл в его жизнь театр, он и сам объяснить не мог. Родители – люди простые. У отца три класса польской школы, у матери из «университетов» – должность председателя колхоза, свалившаяся на неё в 17 лет. Темперамент необузданный, энергия через край, песни, прибаутки. До школы жил у бабки в деревне Городецкие Выселки на Рязанщине. Электричества не было, зимой в избе рядом с людьми ютились новорожденные ягнята, но неподалеку – есенинские места, земля, рождающая самородков. К театру родители относились с подозрением, не доверяли профессии: баловство и только.
На «золотую свадьбу» дети, Сергей и Валерий, сыграли для милых своих стариков на сцене родного Театра на Юго-Западе пьесу «Братья».
Валерий Белякович, режиссёр, факты биографии
- 1964 г. ТЮМ (театр юных москвичей), играет в нём до 1969-го. После школы – неудачная попытка поступить в театральное училище. Временно меняет направление: идёт в ПТУ.
- 1969-1971 гг. – служба в армии. Дальше – вступительные экзамены в театральные Москвы. Всюду провал.
- 1971 г. Валерий Белякович принят в студию экспериментального театра Г. И. Юденича, поступает в педагогический на специальность «русский язык и литература».
- 1973 г. ГИТИС, режиссёрско-актёрский курс А. Гончарова. Не проучившись года, бросил: конфликт с руководителем.
- 1976-1981 гг. Валерий Романович Белякович снова зачислен в ГИТИС. Учёба у Б. И Равенских.
Родной Театр на Юго-Западе
Валерий Белякович - режиссёр, сделавший себя, актёров и труппу. Подвальный театр на окраине стал легендой. В 1985-м ему присваивают звание "народный". Тут никто не гнушался никакой работы: мыли, шили, выставляли свет, сторожили. Сам мэтр мог и контролёра заменить, заглянуть зрителю в глаза: с чем пришёл, о чём думаешь? Надо, значит, надо: брал тряпку и метлу, снобизм - не его конёк. Мать приехала в Москву, устроилась дворником, и он не стесняется: почему нет? Важны не стены – люди. Он лепил их практически из ничего. Виктор Авилов - хулиганистый паренёк окраины столицы, впоследствии имя его и театр Валерия Беляковича воспринимались как целое и неразрывное. Роль Гамлета, блистательно сыгранная им на Эдинбургском театральном фестивале, покорила публику. Английская пресса признала постановку лучшей среди иностранных работ.
Жёны, дети, любовь
Он говорил о любви вдохновенно: это, когда актёр и режиссёр понимают друг друга не в слове, в жесте, а в молчании, сливаются в единое духовное тело. Так было с Авиловым, братом Сергеем. Если журналисты ставили вопрос прямо: "Валерий Белякович, личная жизнь для вас что значит?" - от ответа не уходил.
Сыновей двое. Первого – называл армейским. Родился он во время службы в армии. Наш герой играл Деда Мороза, девушка – Снегурочку: результат закономерен и естественен. Дальше добрая сказка превращается в драму. Снегурочка родила и сдала ребёнка в детдом. Впервые увидел сына уже 16-летним, с тех пор связь не обрывалась. Второй – Роман, с ним всё в порядке: режиссёр телевидения, есть семья.
Жена - Валентина Шевченко. Знал её с детства, прожили вместе недолго, отношения всегда поддерживали. Себя считал «одиноким волком», слишком неспокойная жизнь. Вздохи, букеты – не для него.
Жизнь – работа, творчество и ещё раз работа
Бурлящей энергии тесно на окраине Москвы. Валерий Романович Белякович ставит спектакли во МХАТе им. Горького, МТЮЗе, Новой Опере, много работает в провинциальных театрах: Пенза, Белгород, Нижний Новгород. Он читает лекции студентам ГИТИСа, в России, за границей.
25 лет напряжённой работы в Японии. Постановки «Ромео и Джульетты», Мольер - в Токио, в Чикаго – «Трактирщица». В Штатах и стране Восходящего Солнца пребывал многократно и подолгу.
Валерий Белякович (режиссёр) ставил спектакли в ошеломляюще короткие сроки: две недели и меньше. Как возможно? Невероятно! Он останавливал взгляд на собеседнике: актёр и постановщик спектакля – единый нерв. Только тогда гарантирован успех.
Вся Россия узнаёт его по программе «Суд идёт» на НТВ и «Слушается дело» на РТР.
Последние годы
Он строит свой дом с домашним театром в нём, пишет книги. Белякович Валерий Романович руководил Драматическим театром имени Станиславского, где непростой коллектив, сложные, запутанные отношения, годами длящиеся интриги. Первый звоночек – кома. Месяц в больнице, в трубках, неживое тело, видения: приходили друзья, умершие и живые, ободряли. Выкарабкался, вернулся в свой театр, театр Валерия Беляковича. Он заслужил право считать его своей родиной и семьёй. Недавно говорил с телеэкрана о премьерном «Макбете», выглядел уставшим, но как всегда, был ярким. Он многого не успел.
Валерий Белякович. Причина смерти
Он умер 6 декабря 2016 года на 67-м году жизни. Перед глазами бесстрастная больничная карточка: Валерий Белякович. Причина смерти – острая сердечная и лёгочная недостаточность. Ему стало плохо на даче, медики не спасли, смерть наступила в медицинском учреждении. И в день смерти, и в день похорон актёры Театра на Юго-Западе играли его спектакли. Для него и для себя. Они знали: он хотел сделать лучший в мире театр, саму жизнь – менее жестокой. Народный артист России похоронен на Востряковском кладбище.