Любой лечебно-восстановительный процесс эффективен тогда, когда построен на рациональном двигательном режиме, предусматривающем оптимальное использование разнообразных форм активности пациента в течение суток.
Какими бывают режимы?
Если речь идет о лечебном учреждении, то следует различать стационар — там режим может быть постельным (который, в свою очередь, существует в виде строгого и облегченного) и полупостельным (он может быть палатным или свободным), и лечебное учреждение другого типа. К последним относятся санатории, профилактории, дома отдыха. Попав туда, вы столкнетесь с одним из вариантов режима — щадящим, щадяще-тренирующим или тренирующим.
Что именно вам назначат в условиях курорта, решается в индивидуальном порядке и связано с общим состоянием вас как пациента, тренированностью, выносливостью, характером болезни.
Отправляемся в санаторий
Для примера давайте посмотрим, что принято предлагать отдыхающим на наших отечественных курортах. Допустим, нам предстоит пребывание в одном из санаториев, относящихся к Кавказским Минеральным Водам. Какие тут возможны варианты?
Режим щадящий — тот, для которого характерна самая небольшая физическая активность. Его смысл — в ограничении максимально возможного числа раздражителей как физического, так и психического типа.
Пациенту должен быть создан психоэмоциональный настрой положительного характера. Смысл его - в повышении адаптации человеческого организма к специфическим курортным условиям. Особенно сердца и сосудов.
Назначают его тем из пациентов, у кого имеются серьезные органические поражения, относящиеся к сердечно-сосудистой системе, заболевания иных сфер средней тяжести или в фазе неполной ремиссии. А также если болезнь находится в стадии затухания обострения.
Отдыхать и еще раз отдыхать
Режим щадящий в данном случае состоит в количественном преобладании промежутков отдыха над фазами активности, связанными с физической нагрузкой. После каждой из назначенных лечебных процедур в обязательном порядке назначается отдых, спать или хотя бы отдыхать пациенту предстоит и в послеобеденное время.
Упражнения гигиенической гимнастики, организуемые по утрам, проводятся в группах с небольшой нагрузкой (моторной плотностью 40-50 % и длительностью не более 10–12 мин). Лечебную гимнастику ведут в малых группах либо индивидуально. Длится она 20-25 мин с моторной плотностью 40-60 %.
Рекомендованы в небольших дозах один или два раза на протяжении каждого дня прогулки. Местность должна быть несложной, с ровным рельефом, протяженность каждого маршрута - от 0,5 до 1,5 км. Интервал для восстановления сил между ними должен составлять не менее часа или двух. Во время отдыха следует заниматься дыхательными упражнениями.
А вообще двигаться можно?
Темп движения должен быть таким, который присущ динамическому стереотипу данного пациента. Кроме того, ему рекомендуются самостоятельные упражнения физкультуры по 3-4 раза ежедневно в течение 5-7 минут. При хорошем самочувствии больной может позволить себе игры с небольшой нагрузкой (типа крокета или кегельбана) на протяжении получаса.
Другие санаторные режимы (речь идет о щадяще-тренирующем и тренирующем) характеризуются усиленной по сравнению с рассмотренным физической активностью. Их задача - в расширении адаптационных возможностей организма. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на особенностях этих видов режима.
Что ждет учащихся и работающих
Вернемся к щадящему режиму и разберем, что вкладывается в это понятие в случаях восстановления организма человека (взрослого или школьника) в условиях производственной деятельности или учебы. Ведь не каждый раз врач отправляет нас на курорт!
Щадящий режим работы показан после большинства заболеваний, а также беременным женщинам (их переводят на легкий труд). Для школьников в обязательном порядке он должен соблюдаться после перенесенного ОРЗ или другой болезни.
В чем суть щадящего режима в учебном заведении после, например, ОРЗ? В поликлинике выдается справка о щадящем режиме, на основании которой принимаются следующие меры.
Учебные занятия как дома, так и в школе должны быть ограничены по времени. Несколько недель (от трех до четырех) ученик освобождается от определенных форм внеклассной работы, например от уборки школьной территории и помещений, факультативов и продолжительных экскурсий.
Что еще подразумевает щадящий режим обучения
Родителям следует проследить, чтобы ребенок ежедневно находился на открытом воздухе от трех часов в день, учащиеся начальной школы должны спать днем, после уроков, не менее часа месяц-полтора подряд.
Детей освобождают от занятий по труду в школьной мастерской на неделю или две, уроков физкультуры - на такое же время, любых спортивных состязаний и прочих мероприятий, подразумевающих повышенную физическую нагрузку (например, турпоходов).
Крайне не приветствуются при этом и высокие интеллектуальные нагрузки, так что с олимпиадами и конкурсами следует подождать.
В чем роль врача?
Медицинским работником в образовательном учреждении должно контролироваться течение восстановительных процессов после болезни у учащихся. Вместе с педагогическим составом и родителями врач подбирает те или иные меры в рамках щадящего режима индивидуально каждому ребенку. Это особенно касается тех, кто перенес ОРВИ в тяжелой форме или болеет более 2-3 раз в учебном году.
Позаботимся о малышах
Младшим школьникам щадящий режим дня и учебы назначается в течение 4 или 5 недель после болезни, старшеклассникам - на 3-4 недели. Таких детей педагоги должны постараться освободить от спаренных и последних уроков в первую неделю после выздоровления, не вызывать к доске для ответа.
Первая неделя восстановления наиболее важна для укрепления здоровья и профилактики рецидивов, поэтому детям очень важно иметь дополнительное время для активного отдыха на воздухе.
Вернувшись в спортзал
Допущенным к урокам физкультуры школьникам общеразвивающими упражнениями следует заниматься в более щадящем режиме. Показаны все виды ходьбы и дыхательных тренировок. С осторожностью требуется подходить к упражнениям на скорость, силовым, требующим выносливости.
Если режим щадящий, дистанции при ходьбе и беге обязаны быть уменьшены, лазание по канату, акробатические упражнения и все резкие движения - исключены. Урок должен прерываться двумя-тремя паузами по одной или две минуты для контроля пульса и фиксации результатов в дневнике самоконтроля.
Что еще следует предпринять
Не следует забывать и об утренней гимнастике дома, разминке до уроков в классе, физкультминутках, подвижных играх умеренной интенсивности.
Часто болеющих учащихся понемногу следует приучать к лыжным прогулкам, конькам, плаванию, краткосрочным турпоходам.
Но режим щадящий требуется соблюдать и здесь. Нагрузки поначалу обязаны быть минимальными с учетом сниженного физического функционала детского организма и увеличиваться лишь по мере восстановления работоспособности.