Экономика – точная наука. Поэтому многие параметры, изучаемые в процессе осваивания предмета, легче всего воспринимать в виде графиков и иллюстраций. Одним из таких графических параметров является кривая безразличия и ее основные точки, характеризующие потребительское поведение. Особенности этого функционала удобнее всего демонстрировать графически.
Как определяется поведение потребителя
Чтобы узнать, что такое потребительское равновесие на карте безразличия, это определение следует разобрать по каждому слову.
Любой маркетолог уверенно назовет три основных фактора, характеризующих поведение потенциального покупателя. Это полезность покупки, ее стоимость и доход самого покупателя. Поскольку потребитель и его покупка являются важнейшими приоритетами для любой торговой сети, рассмотрим эти факторы подробнее.
Полезность – фактор, определяющий способность товара или услуги удовлетворять человеческую потребность. Этот параметр может быть разделен на две составляющие:
- общая полезность – в ней измеряется совокупность полезных качеств всех выбранных товаров;
- предельная полезность – перечисляет полезные качества каждой единицы товара.
Оба параметра закладывают основы для понимания того, что же представляет собой потребительское равновесие на карте безразличия. Это значение определяется из того, что общая и предельная полезность связаны между собой обратно пропорционально. Увеличение потребления одного товара увеличивает его общую полезность, но вместе с тем уменьшается его предельная полезность.
Простые примеры
Как это выглядит на практике? Очень просто. Допустим, у вас нет игрушечной машинки. Вы планируете ее купить, и для этого оцениваете каждое интересное предложение. Для вас она обладает максимальной предельной полезностью – настолько она вам желанна, и минимальной общей. Но как только вы купили машинку, потребность в следующей резко падает. Таким образом, предельная полезность машинки как единицы товара для вас падает, а общая – возрастает.
Потребительские предпочтения
Отталкиваясь от определения полезности, мы должны определить, что же мы подразумеваем под этим термином. Существует несколько критериев определения данного понятия. Одно из них – порядковое, оценивает наборы различных товарных характеристик с точек зрения потребителя. Для применения этого метода берется два набора, одинаково полезных покупателю. Все наборы с одинаковой полезностью графически отображаются при помощи кривой безразличия. Такое название кривая получила из-за того, что при заданных характеристиках и стоимости данные товары будут одинаково привлекательны для покупателя и ему, в конце концов, безразлично, каким станет окончательный выбор. Для единственного товара точку равновесия выбрать невозможно – чем больше товаров участвует в выборке, тем точнее будут данные кривых безразличия.
Графики и функции
Визуально кривая безразличия на графике отображается так:
Плавные кривые, расположенные справа оси ординат, показывают предпочтения потенциальных клиентов при покупке того или иного товара. Эти кривые имеют определенные свойства, а именно:
- чем выше и правее расположена кривая, тем больше вероятность того, что покупатель предпочтет именно этот набор преимуществ;
- все кривые безразличия характеризуются отрицательным уклоном. Если какое-либо преимущество перестало быть таковым, в глазах покупателя другие наборы товаров также меняют свои свойства;
- кривые никогда не пересекаются.
Совокупность кривых определяет карту безразличия.
Что такое равновесие потребителя
Определение равновесия напрямую связано с материальными возможностями потенциального покупателя. К сожалению, для каждого покупателя границы желаемого находятся в области бюджетных ограничений.
Если потребитель имеет совокупных доход в Д единиц, которым он может оплатить характеристики товаров А и В, стоимость которых равна Ста и Ств то бюджетное ограничение можно будет высчитать по формуле:
Д = Ста × А + Ств × В;
Бюджетная линия на карте безразличия определяет комбинации всех характеристик товара, доступных потребителю по заданной стоимости и уровне дохода. Рост доходов покупателя смещает вправо бюджетную линию – больше товара становится доступнее. Падение доходов передвигает на графике бюджетную линию влево. Пересечение бюджетной прямой и кривой безразличия даст новую величину, которая называется оптимумом потребителя. Оптимум напрямую связан с потребительским равновесием на карте безразличия. Что это за величина, и как ее можно применить на практике?
Как следует из названия, точка безразличия характеризует личное, субъективное мнение покупателя о пользе данного товара вместе с готовностью его купить. Потребительским равновесием на карте безразличия называется место соприкосновения «безразличной» кривой с прямой бюджетных возможностей. Все кривые, которые расположены на графике выше и правее точки безразличия, интересовать покупателя не будут из-за того, что возможность приобретения данных товаров ограничена имеющимся доходом. Таким образом, можно вывести простое определение: потребительским равновесием на карте безразличия является то оптимальное соотношение характеристик товара и его цены, при котором потенциальный потребитель обязательно совершит покупку.
Что может показать анализ потребительского равновесия?
Данная информация напрямую соотносится с тем, как определяется потребительское равновесие на карте безразличия. Это одна из главнейших точек графика, предназначенная для подробного анализа текущих продаж. Маркетолог, формирующий стоимость товара для конечного потребителя, должен правильно определить, где находится потребительское равновесие на карте безразличия. Данная величина служит отличным ориентиром для возможного ценового диапазона товара или услуги.
Потребительское равновесие на карте безразличия – это возможность правильно определить вероятные объемы продаж и рассчитать необходимый товарный запас при условии, что поставки данного товара будут дискретными. Таким образом, из абстрактного научного понятия точка потребительского равновесия становится эффективным инструментом, с помощью которого можно просчитать поведение покупателя и повысить объем продаж.