Вторая сигнальная система присуща человеку и является системой речевых сигналов, формой высшей нервной деятельности. Ещё И.П.Павлов выдвигал понятие о различиях в работе головного мозга человека и животных. Так, животным присуще развитие первой сигнальной системы, поскольку их мозг отвечает только на звуковые, зрительные и иные раздражители. Человек помимо этого имеет способность обобщения сигналов первой системы словом. Такая способность обеспечивает человеку возможность ориентироваться в окружающем его мире. Процесс обобщения возникает в результате образования системы условных связей, и зависит от их количества и характера.
Вторая сигнальная система образовалась в процессе эволюции под влиянием общения с иными людьми, поэтому важную роль здесь играет социальный фактор. Так, в поведении человека огромную роль занимают социальные реакции.
Следует отметить, что в образовании речи принимают участие три участка коры головного мозга – двигательный анализатор, слуховой и зрительный.
Первым начинает формироваться слуховой анализатор, он находится на задней части левой височной извилины. Если этот отдел нарушен какой-либо патологией, утрачивается возможность восприятия значений слов, но способность воспринимать звуки в виде отдельных слов сохраняется. Поскольку данный анализатор связан с остальными двумя отделами анализаторами, утрачивается также способность читать и писать.
Двигательный анализатор находится в нижней части центральной извилины. При его поражении возникает паралич двигательных речевых мышц, что приводит к утрачиванию способности произносить слова.
Вторая сигнальная система человека является результатом деятельности коры больших полушарий. Её работа связана с деятельностью первой сигнальной системы и получает в ней подкрепление, поэтому регулирует жизнь человека, управляя его эмоциями.
Устройство воспроизведения речи связано со становлением связей центров речи с моторными зонами. Здесь немаловажную роль играет двигательная активность, например, координированные движения пальцев рук. Именно поэтому, развивая такие координированные действия, можно ускорить процесс формирования и развития речи.
Можно сказать, что вторая сигнальная система проявляет первые признаки своего развития уже на первом году жизни человека. Раньше всего формируются сенсорные механизмы речи, которые способствуют восприятию слов, затем развиваются механизмы моторные, которые связаны с умением говорить. По мере того, как созревают большие полушария мозга, совершенствуются подвижность и сила нервных процессов, что способствует образованию условных связей, связанных с созреванием ассоциативных путей, которые объединяют корковые центры головного мозга. Также для становления речи необходим зрелый периферический аппарат – язык, мышцы губ и гортани, мягкое нёбо и их совместная деятельность. Эти органы обеспечивают способность произносить членораздельные звуки, то есть артикуляцию.
Таким образом, вторая сигнальная система не развивается без развитого периферического аппарата.
Принято различать внешнюю речь, письменную и внутреннюю. Внешняя речь выступает средством общения людей, она строится таким образом, чтобы была понятна для слушателя. Речь внутренняя направлена на себя, она играет роль в развитии мышления. Самосознания и сознания. Письменная речь выражена в умении писать и читать, она тесно связана с речью внутренней.
Таким образом, первая и вторая сигнальные системы позволяют воспринимать человеку окружающий мир через органы чувств и слова. Развитие и функционирование второй сигнальной системы есть результатом работы коры головного мозга, в частности, больших его полушарий.