В июле 1830 года во Франции произошло восстание, в результате которого был свергнут последний представитель старшей линии династии Бурбонов – король Карл X и возведён на престол его родственник герцог Орлеанский Луи Филипп. В результате было покончено с установившимся в 1814 году режимом реставрации власти Бурбонов, пытавшихся всеми силами восстановить в стране порядки, царившие до революции 1789 года. Наступивший вслед за тем период в истории Франции вошёл в историю как Июльская монархия.
Что принесла стране очередная революция
Период Июльской монархии характерен тем, что в результате восстания, получившего название Второй французской революции, была принята новая Конституция (обновлённая Хартия), в большем объёме обеспечивавшая соблюдение гражданских прав и расширявшая полномочия парламента.
Господствующим же классом по-прежнему осталась крупная буржуазия, причём если раньше она подвергалась давлению со стороны феодальной знати, то теперь опасность для неё исходила снизу – со стороны мелких буржуа и сформировавшегося к тому времени рабочего класса. Поскольку рядовые граждане страны практически не имели возможности отстаивать свои права через парламент, они по-прежнему представляли собой потенциальную опасность для установившегося в стране порядка.
Борьба парламентских фракций
Однако это не говорит об однородности состава парламента и его бездействии. Особенности Июльской монархии как раз и заключаются в предельном обострении внутрипарламентской борьбы, вызванной противоречиями между представителями различных партий.
Оппозиция, например, не была удовлетворена принятием прежней Конституции в обновлённом виде и требовала её полного пересмотра. Их главной целью было установление в стране всеобщего избирательного права и дальнейшее расширение гражданских свобод.
Распространение идей социализма
В этой обстановке острой политической борьбы Июльская монархия стала благодатной почвой для распространения различных форм социалистического учения. В 30-е годы XIX века оно приобрело много сторонников благодаря активной деятельности основателя школы утопического социализма – графа Сен-Симона. Он и его последователи, получившие название сенсимонистов, обратились с воззванием к народу Франции сразу после победы Второй революции и в последующие годы приобрели значительный политический вес.
Кроме того, распространению идей всеобщего равенства и обобществления средств производства способствовала популярность трудов Прудона и Л. Бланка. В результате этого Июльская монархия во Франции нередко сотрясалась крупными народными волнениями, имевшими ярко выраженный социалистический характер.
Уличные беспорядки начала 30-х годов
Их обострение резко обозначилось в ноябре того же 1830 года, когда вновь назначенному главе правительства Жаку Лафиту предстояло организовать судебный процесс над министрами прежнего кабинета, сформированного ещё в период царствования свергнутого короля Карла X.
Народные толпы, стихийно собиравшиеся в те дни на улицах Парижа, требовали для них смертной казни, и вердикт суда о пожизненном заключении показался им слишком мягким приговором. Возникшими в связи с этим беспорядками пытались воспользоваться социалисты, целью которых было привести страну к новой революции.
Подлили масла в огонь и сторонники восстановления прежнего режима и возведения на престол малолетнего Генриха V, в пользу которого отрёкся от престола недавно свергнутый монарх. В феврале 1831 года они организовали демонстрацию, придав ей вид панихиды по скончавшемуся за год до этого другому наследнику престола – герцогу Беррийскому. Однако эта акция пришлась не ко времени, и возмущённые толпы народа разгромили не только церковь, где она проводилась, но и дом самого архиепископа.
Восстания против режима Луи-Филиппа
В течение всех 30-х годов Июльская монархия расшатывалась целым рядом народных восстаний. Наиболее крупное из них было организовано в июне 1832 года в Париже членами тайного общества «прав человека», поддержанного многочисленными иностранными эммигрантами. Бунтовщики построили баррикады и даже провозгласили в стране республику, но после непродолжительных боёв были рассеяны правительственными войсками.
Другое крупное выступление этого периода произошло через два года в Леоне. Его спровоцировали жёсткие полицейские меры против политических организаций. В течение пяти дней отряды жандармерии пытались штурмовать воздвигнутые рабочими баррикады, а когда им это удалось, устроили на улицах города небывалое кровопролитие.
В 1839 году очередные народные волнения охватили Париж. Их инициатором стала тайная политическая организация, скрывавшаяся под безликим названием «Общество времён года». Это проявление всеобщей ненависти к правительству также было подавлено, а его зачинщики предстали перед судом.
Покушения на короля
Кроме массовых выступлений, направленных на свержение режима короля Луи-Филиппа, в эти же годы отдельными лицами было совершено 7 покушений на его жизнь. Наиболее известное из них организовал корсиканец Жозеф Фиески. Чтобы убить монарха, он сконструировал, построил и тайно установил на пути его следования некую уникальную конструкцию, состоящую из 24-х заряженных ружейных стволов.
Когда король поравнялся с ней, заговорщик произвёл мощный залп, в результате которого Луи-Филипп не пострадал, но 12 человек из окружавшей его свиты были убиты, а многие получили ранения. Самого заговорщика тут же схватили и вскоре гильотинировали.
Война с прессой и смена министров
Однако главная опасность для короля исходила от прессы, которой Июльская монархия предоставила гораздо большую свободу, чем предшествовавший ей режим Бурбонов. Многие периодические издания не стеснялись открыто критиковать как самого Луи-Филиппа, так и созданное им правительство. Они не прекращали своих действий даже несмотря на систематические организовывавшиеся против них судебные процессы.
Кризис Июльской монархии ярко обозначился частой сменой членов кабинета министров, начавшейся ещё в 1836 году. Глава правительства Франсуа Гизо и сам Луи-Филипп пытались таким образов упорядочить работу высшего органа власти, и в то же время успокоить как парламентскую оппозицию, так и народные массы.
Кстати, в мировой истории есть много примеров того, как слабые и бездарные правители пытались оттянуть крах созданного ими режима путём частых кадровых перестановок. Достаточно вспомнить «министерскую чехарду», предшествовавшую падению Дома Романовых.
Настроения, преобладавшие в парламенте
Премьер-министру довольно долгое время удавалось умело лавировать между партиями, выдвигавшими самые различные требования. Например, династическая оппозиция желала парламентской реформы, которая бы предоставила депутатам право занимать различные посты в государственных учреждениях. Они же настаивали на расширении электората с введением в него новых категорий лиц.
Несмотря на то, что причины Июльской монархии заключались в недовольстве представителей буржуазии реакционными тенденциями прежнего правительства, сами они оказались не способны выдвинуть какие-либо радикальные требования.
Хуже обстояло дело с представителями крайне левого крыла. Они настаивали на введении в стране всеобщего избирательного права и установлении целого ряда гражданских свобод, о которых наслушались от социалистов.
Располагая в парламенте голосами большинства послушных ему депутатов, Гизо без особого труда справлялся с непокорными, но против внешней оппозиции, выражавшейся в постоянно нараставшем народном недовольстве, он был бессилен. Не только республиканские, но и социалистические настроения в стране с каждым годом усиливались, и противопоставить им было нечего.
Призрак Наполеона
Если причины кризиса Июльской монархии заключаются главным образом в недовольстве масс отсутствием радикальных перемен, ожидавшихся после свержения Карла X, то к падению его преемника, короля Луи-Филиппа, в значительной степени привела возродившаяся популярность Наполеона Бонапарта.
Пропаганде идей возвращения к государственному устройству, предшествовавшему реставрации монархии (1814), в значительной степени способствовало и само правительство. Его решением прах великого корсиканца был перевезён в Париж, а статуя установлена на вершине Вандомской колонны, возвышавшейся в центре французской столицы и якобы отлитой из русских трофейных пушек.
Посмертному возвеличиванию имени Наполеона содействовали также и видные общественные деятели той эпохи, такие как знаменитый историк Луи Адольф Тьер и писатели Пьер-Жан де Беранже и Жорж Санд. В то же время на политическом горизонте всё отчётливей вырисовывалась фигура племянника покойного императора – Шарля Луи Наполеона.
Потомок императора
Являясь потомком всеобщего кумира, он сам дважды пытался прийти к власти путём плохо организованных и бездарно осуществлённых попыток государственного переворота, которым Луи-Филипп не придал ни малейшего значения и даже не арестовал их зачинщика. К нему просто не относились всерьёз.
Однако положение в корне изменилось после того, как вокруг Луи Наполеона образовалась многочисленная и весьма представительная партия. Одним из её лидеров был видный политический деятель той эпохи Одилон Барро. С его лёгкой руки оппозиционное движение приняло форму так называемой банкетной кампании.
Банкеты, завершившиеся революцией
Заключалась она в том, что вначале в Париже, а затем и в других городах Франции, чтобы не нарушать закона о митингах, который требовал от его организаторов получение разрешения местных властей, устраивались самые настоящие общественные банкеты, на которых собиралось по несколько тысяч человек.
Расставлялись столы с вином и закуской, что придавало собранию вид хоть и многочисленного, но не запрещённого законом банкета. Перед разгорячёнными вином гостями выступали ораторы, занимавшие затем места за общими столами. Понимая всю истинную подоплёку проводимых мероприятий, власти, тем не менее, не могли ни к чему придраться, и агитация шла полным ходом.
Такие массовые застолья, организовывавшиеся богатыми политиками, привели, в конце концов, к очередной французской революции в результате которой 24 февраля 1848 года король Луи-Филипп отрекся от престола.
Итоги Июльской монархии свелись к тому, что во Франции была установлена республика, во главе которой встал её первый президент – Луи Адольф Наполеон. Судьбе было угодно, чтобы после двух неудачных попыток переворота он, наконец, пришёл к власти законным путём, и вошёл в историю под именем Наполеона III.