Злой, язвительный человек: определение

Отрицательные качества человека – отнюдь не врожденные признаки. Это следствие воспитания и отсутствия здорового самоанализа, который побуждает не только искать в своем поведении шаблоны, воспринимаемые окружающими людьми отрицательно, но и искоренять их.

язвительный человек

"Язвительный человек" – так говорят про любителей отпускать злые шутки. От юмора такие шутки отличает цель: не развеселить собеседников и поднять им настроение, а морально превознести себя над окружающими.

Причины поведения

Как ни парадоксально, злой, язвительный человек – порождение нашего общества, результат его неспособности противостоять поведению, которое уже выходит за рамки вежливого общения, но еще не является юридическим нарушением.

Психика человека ориентирована на то, чтобы реагировать на все сигналы из окружающего мира и подстраиваться под него, меняя линию поведения. Для этого существует отрицательное и позитивное подкрепление: каждый раз, когда человек получает после злой шутки достойный отпор, его желание продолжать вести себя неподобающим образом на порядок уменьшается.

В том случае, если он получил положительное подкрепление в виде отсутствия отрицательной реакции, его стремление продолжать вести себя язвительно возрастает.

Не всегда это происходит осознанно: зачастую человек попросту не может отрефлексировать собственное поведение, не задумывается не только над тем, могут ли его слова причинить боль другим, но и не интересуется причиной того, почему желание сказать обидную колкость вообще возникло.

Родом из детства

Многие пороки поведения до недавнего времени оправдывались неправильным воспитанием или психологической травмой, полученной человеком в детстве. В таком свете даже самый злой, язвительный, коварный человек становится жертвой обстоятельств и перестает нести ответственность за свои поступки.

злой язвительный человек

Современная психология с большим скептицизмом относится к идее искать причины поведения в детстве человека. Психика каждого из нас – вещь очень пластичная, она легко поддается изменениям под влиянием всего двух факторов: мотивации (желания что-то изменить) и шагов в этом направлении.

Как ведет себя язвительный человек?

Столкновение с язвительным человеком – настоящее испытание для многих людей. Ведь он способен не просто подшутить, он обладает способностью увидеть скрытые комплексы человека, вытащить их на свет и преподнести в гротескном виде.

Например, для девушки, которая испытывает неуверенность из-за формы носа, такой тип мгновенно придумает нелицеприятное сравнение с мультипликационным персонажем. Тихого и робкого человека он будет стремиться сделать центром внимания.

язвительный коварный человек

Как ни парадоксально, люди могут неосознанно стремиться сблизиться с подобной личностью, пытаясь тем самым обезопасить себя от остроумных нападок. Но редкий близкий такого индивидуума не получит свою порцию шутливых оскорблений – такова линия поведения, которой придерживается язвительный человек. Признаки, по которым можно распознать человека, склонного к жестоким шуткам и насмешкам, выглядят следующим образом:

  • не проявляет сочувствия к другим людям;
  • ведет себя раскованно даже с малознакомыми людьми или в деловой обстановке;
  • обвиняет вежливость в неискренности.

Иногда понять, что перед тобой язвительный человек, можно по его поведению, даже если его вербальная агрессия направлена на другого собеседника. Есть все основания полагать, что рано или поздно под прицел его оскорбительных комментариев попадете именно вы.

Как вести себя с язвительным человеком?

«Не обращай внимания на оскорбления, и язвительный человек от тебя отстанет, ему станет скучно тебя задевать», - популярное мнение, которое отображает действительность лишь частично.

Вставать на один уровень с нанесшим оскорбление и пытаться ответить на выпад более едкой шуткой, действительно, не стоит. Во-первых, вступать в поединок с оружием, которым злой шутник владеет в совершенстве, - значит в большинстве случаев проиграть ему.

злой язвительный коварный человек

Во-вторых, пикировка остротами – большая трата времени, и ни один язвительный человек не стоит того, чтобы уделять ему драгоценные минуты.

Лучший способ борьбы – это физическая дистанция или эмоциональное отделение от этого человека. То есть встать и уйти – действительно верный выбор, если обида была нанесена намеренно и в жестокой форме, а не побег с «поля боя».

Перед дистанцией можно выразить в краткой форме негативное отношение к сказанному, дать понять, что такой стиль общения не является подходящим, поэтому в продолжении диалога нет никакого смысла. В том случае, если язвительный человек раскаивается и сожалеет о том, что его острота ранила небезразличного ему собеседника, он непременно даст об этом знать.

Влияние самооценки

Надежная броня, которую не может преодолеть ни одна злая шутка – это стабильная и хорошая самооценка. Очень важно оценивать себя правильно, не завышая собственных ожиданий от своей персоны, но и не занижая их.

Человек с устойчивой самооценкой обычно выглядит уверенно, спокойно и расслабленно. Даже в том случае, если в его сторону будет отпущено оскорбление, завуалированное в шутку, он скорее удивится, чем расстроится или обидится. Впрочем, это не помешает ему отдалиться от такого собеседника: ведь способность оценивать себя правильно таит в себе бонус в виде умения правильно распознавать отношение других людей к себе, не оправдывая их и не строя пустых иллюзий.

язвительный человек признаки

Эмоциональная дистанция

Физически отстраниться от жестокого шутника легко, когда он – случайный знакомый или новый приятель. Но как быть, если язвительный, коварный человек – твой коллега, лицо которого ты видишь по 40 часов в неделю? Или, что еще неприятнее, твой непосредственный начальник?

В этом случае необходимо научиться эмоционально дистанцироваться, закрываться. При этом с человеком можно продолжать сухое и вежливое общение по работе. Но любые попытки перевести беседу в личное русло необходимо твердо, но корректно останавливать.

Если возмутительное поведение коллеги не прекращается, можно и нужно обратиться к непосредственному начальнику для разрешения конфликтной ситуации. А если источник насмешек – сам босс, имеет смысл задуматься о поиске новой работы, временно поставив внутренний блок на все произносимые им шутки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.