Мелкая моторика играет важную роль в развитии ребенка. От того, насколько ловко ребенок может двигать пальцами и кистями рук, зависит формирование речи, внимания, памяти и других важных навыков. Давайте разберемся, как правильно развивать мелкую моторику у детей разных возрастов.
1. Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать
Мелкая моторика - это способность человека к мелким и точным движениям кистей рук, пальцев, а также ног. Это комплекс двигательных навыков, которые формируются в процессе развития мозга и нервной системы.
Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов.
Развитие мелкой моторики тесно связано с формированием речи. В головном мозге зоны, отвечающие за движения пальцев рук и речевую функцию, располагаются очень близко.
- Тонкие движения пальцев стимулируют соответствующие отделы мозга, активизируя тем самым речевые зоны.
- Улучшается координация, увеличивается словарный запас.
- Ребенок начинает четче и понятнее произносить звуки, слоги, слова.
Кроме речи, развитие мелкой моторики влияет на становление таких важных процессов как внимание, память, мышление, пространственное восприятие.
Почему же настолько важно целенаправленно развивать мелкую моторику в детстве?
- Подготовка руки к письму.
- Облегчение овладения навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков).
- Успешное выполнение учебной деятельности в школе.
- Повышение общего интеллектуального уровня.
Если же мелкая моторика развита недостаточно, то у ребенка могут возникнуть следующие трудности:
- Проблемы с артикуляцией, невнятная и смазанная речь.
- Неготовность руки к письму, плохой почерк.
- Неумение застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
- Трудности с использованием столовых приборов.
- Недостаточно развитое воображение и логическое мышление.
2. Когда начинать развивать мелкую моторику
Начинать развитие мелкой моторики нужно как можно раньше, практически с рождения.
В первые месяцы жизни малыша можно массировать пальчики, слегка сгибать и разгибать, поощрять хватательные рефлексы. Тактильные ощущения стимулируют развитие соответствующих отделов мозга.
Примерно с 8-9 месяцев, когда ребенок начинает активно манипулировать предметами, тренировки мелкой моторики становятся более осознанными. Малышу можно предлагать простые игрушки разных форм, фактур, размеров, чтобы развивать осязание.
В возрасте 1-3 лет происходит бурное развитие мелкой моторики.
Ребенок осваивает захватывание мелких предметов, учится выполнять простые действия с игрушками (нанизывание бус, пирамидки, конструктор). Это самый подходящий возраст для активных тренировок с помощью пальчиковых игр, лепки, рисования.
3. Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей 1-3 лет
Для детей 1-3 лет подойдут следующие игры и занятия, развивающие мелкую моторику:
- Пальчиковые игры и потешки («Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Ой, ладушки, ладушки»).
- Игры с мелкими предметами: пуговицами, бусинками, крупами.
- Лепка из пластилина, теста, глины.
- Рисование карандашами, фломастерами, красками.
- Игры с конструктором, пазлами.
Все эти занятия необходимо проводить под присмотром взрослого. Родителям следует помнить правила безопасности, чтобы ребенок не проглотил мелкие детали или не поранился.
Ключом к успеху станут регулярность тренировок и терпение. Не стоит заставлять малыша заниматься насильно, важно вызвать интерес и вовлечь его в процесс.
1 год - 3 месяца | ребенок может складывать пирамидку из 2-3 колец |
2 года | способен нанизывать крупные бусины, выкладывать из кубиков простые постройки |
3 года | рисует каракули, лепит несложные фигурки, работает с мелким конструктором |
Как видно из примеров, по мере развития мелкой моторики растут возможности ребенка в играх и творческих занятиях.
4. Развитие мелкой моторики у детей 3-7 лет
В возрасте 3-7 лет продолжается активное формирование и совершенствование навыков мелкой моторики.
Ребенок готовится к поступлению в школу, и важно максимально развить подвижность пальцев и точность движений руки, необходимые для письма.
Рекомендуемые игры и упражнения для детей 3-7 лет:
- Штриховка, обводка по трафаретам - подготовка руки к письму.
- Работа с ножницами, вырезание простых фигур.
- Рисование по клеточкам, соединение точек.
- Лепка мелких деталей (ушки у зайчика, перышки у птицы).
- Бисероплетение, вышивание, плетение из ниток и шнуров.
В этом возрасте особенно полезна работа с мелкими деталями: мозаика, мелкий конструктор, мелкие пазлы (100-300 деталей), счетные палочки, бусины.
5. Как определить у ребенка ведущую руку
Определить ведущую руку можно по следующим признакам:
- Какой рукой ребенок выполняет большинство действий (ест, рисует, берет игрушки).
- Какая рука при хлопках оказывается сверху.
- Какой рукой удобнее перекрестить пальцы.
Возраст, когда происходит закрепление ведущей руки, очень индивидуален - от 7-9 мес до 5-7 лет. Родителям не стоит пытаться повлиять на этот процесс и переучивать левшей.
6. Развитие мелкой моторики в школьном возрасте
Даже когда ребенок идет в школу, не стоит прекращать тренировки мелкой моторики. Ведь от этого зависит качество почерка, аккуратность выполнения заданий, усидчивость на уроках.
Для детей 7-10 лет рекомендуются такие занятия:
- Пальчиковая гимнастика (хотя бы 5 минут в день).
- Рисование, поделки из бисера, вышивание.
- Конструирование из LEGO.
- Игры с мелкими деталями.
Школьникам также полезно помогать по дому - перебирать крупы, сортировать, складывать одежду. Это развивает ловкость, координацию, внимание.
7. Какие игрушки и материалы нужны для развития мелкой моторики
Для эффективного развития мелкой моторики ребенку нужен доступ к разнообразным игрушкам и материалам. Рассмотрим основные из них.
- Для младенцев: погремушки, мягкие игрушки из разных тканей, резиновые пищалки.
- 1-3 года: пуговицы, шнуровки, детский пластилин, кубики, пирамидки.
- 3-7 лет: мозаика, конструкторы, пазлы, ножницы с тупыми концами, бисер, бумага.
Помимо готовых развивающих игрушек, можно использовать подручные средства: природные материалы (каштаны, желуди, ракушки), крышки от бутылок, макароны, крупы.
Где купить
Специальные игрушки для развития моторики продаются в магазинах детских товаров, канцелярских магазинах, интернет-магазинах.
Сколько стоят
Цены варьируются в зависимости от материала, размера, количества деталей:
- наборы для пальчиковой гимнастики - от 100 руб.
- конструкторы - от 300 руб.
- пазлы - от 150 руб. за набор
8. Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей
- Начинать занятия лучше с 8-12 месяцев.
- Заниматься регулярно - ежедневно или через день.
- Чередовать нагрузку на разные группы мышц кисти и пальцев.
- Следить за правильностью выполнения упражнений.
- Хвалить ребенка за старание и успехи.
Главное - заниматься с удовольствием и постепенно усложнять задачи!
9. Особенности развития мелкой моторики у мальчиков и девочек
Существуют некоторые гендерные различия в развитии двигательных навыков.
У мальчиков лучше развиты крупные мышцы, им проще бегать, лазить, метать предметы. Зато девочки обгоняют сверстников в точных движениях кистей и пальцев.
Причины:
- особенности строения мозга
- культурные стереотипы (мальчикам достаются конструкторы, девочкам - куклы)
Чтобы нивелировать различия, нужно предлагать и мальчикам, и девочкам разнообразные игры и занятия.
10. Развитие мелкой моторики у левшей
Основные особенности левшей:
- Более медленное становление латерализации (выбор ведущей руки).
- Трудности с почерком из-за неудобного положения руки.
- Быстрая утомляемость в процессе письма и других точных действий.