Для выполнения механизмами и машинами рабочих функций применяются смазки и технические жидкости. Они обеспечивают надежность и эффективность эксплуатации различной техники.
Виды смазочных материалов
В процессах работы механизмов происходит перемещение соприкасающихся поверхностей и их износ с тепловыделением в результате трения. Для его снижения применяются минеральные и синтетические смазки.
Смазочные материалы и технические жидкости большей частью в качестве основы содержат продукты:
- дистиллятные - вакуумная перегонка мазута (легкие фракции);
- остаточные - полученные разгонкой гудрона.
Тот или иной тип минерального масла получают смешением дистиллятных и остаточных компонентов в определенных соотношениях и добавлением к ним присадок.
Синтетические масла производят путем синтеза определенных углеводородов с добавлением к ним присадок, улучшающих условия эксплуатации.
Типы смазочных материалов
- моторные;
- трансмиссионные;
- гидравлические;
- пластичные смазки.
Присадки к смазочным материалам
Требования к маслам, работающим в разных условиях, постоянно ужесточаются. Базовая основа не способна в полной мере обеспечить необходимые свойства, которые можно создать только за счет добавления присадок в масла и технические жидкости. Их количество составляет от долей процента до 15 % и выше.
Виды присадок:
- однофункциональные - обеспечивают одно из свойств: противоизносное, противозадирное, вязкостное, антиокислительное, антифрикционное, противопенное, депрессорное, моюще-диспергирующее и др.;
- многофункциональные - высокоэффективные полимерные соединения, придающие маслу несколько эксплуатационных характеристик;
- пакеты присадок и композиции - смешанные и химически связанные присадки, улучшающие свойства и создающие новое качество (до 15 компонентов).
Свойства масел и технических жидкостей
Для таких продуктов, как смазка и рабочая жидкость, технические условия или ГОСТ предусматривают комплекс различных характеристик, определяющих условия их применения.
- Смазывающая способность - комбинация антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств. Главным показателем является вязкость, характеризующая сопротивление течению между слоями жидкости (динамическая вязкость, Па∙с). Другой характеристикой является кинематическая вязкость, определяемая по скорости истечения жидкости под собственным весом через капилляр вискозиметра. Она измеряется в м2/с. Для масел особенно важна зависимость изменения вязкости от температуры. Она оценивается через индекс вязкости.
- Термоокислительная стабильность - показатель антиокислительных свойств масла, характеризуемый временем превращения тонкого масляного слоя в лаковую пленку. Чем он выше, тем продукт качественней. Процесс окисления начинается при нагреве до 50-60 оС. Интенсивность значительно растет, начиная с 250 оС. При этом масло темнеет и изменяются его физико-химические свойства.
- Моюще-диспергирующие свойства моторного масла отражают его способность уменьшения образования осадков и углеродистых отложений внутри двигателя и поддерживания продуктов загрязнения во взвешенном состоянии.
- Антикоррозионные свойства масел постепенно ухудшаются по мере накопления продуктов износа. Коррозионная активность оценивается по кислотному числу, определяемому количеством мг КОН, необходимым для нейтрализации кислот в 1 г масла. Содержание кислот при его эксплуатации возрастает в 3-5 раз и они наиболее опасны для деталей. Свойства масел улучшаются введением присадок, образующих защитные пленки на поверхности металла или нейтрализующих кислоты щелочноземельными металлами.
Моторные масла
Поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) особенно нуждаются в смазывании. Для них применяются моторные масла, свойства которых подбираются конкретно к каждому оборудованию.
Длительное время для ДВС применяли чистое минеральное масло. Современные форсированные двигатели потребовали введения присадок. Преимущественно применяются всесезонные масла, с удовлетворением требований по вязкости в широком температурном диапазоне.
Для многих агрегатов подходит полусинтетика - минералка с добавлением синтетических органических компонентов. Покупая ее, необходимо обращать внимание на подлинность и качество продукта. Большинство придерживается рекомендаций инструкции для данного автомобиля. Здесь нужно знать, что производители рекомендуют марки масел, с которых они получают прибыль. Тем, кто не слишком разбирается в марках продукции, нужно следовать их советам.
Классификация моторных масел
По эксплуатационным свойствам моторные масла классифицируются на группы для двигателей:
- А - нефорсированные карбюраторные (мало присадок).
- Б - малофорсированные (3-5 % присадок).
- В - среднефорсированные (до 8 % присадок).
- Г - высокофорсированные (8-12 % многофункциональных присадок).
- Д - высокофорсированные тяжело нагруженные дизели (18-25 % присадок).
По степени вязкости моторные масла составляют 7 классов: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20. Всесезонные производят из минеральных моторных масел путем загущения основы с малой вязкостью макрополимерными присадками. Их существует 10 классов, каждый из которых изображают в виде дроби, например, 4з/8. В числителе указывается класс вязкости при -18 оС, а в знаменателе - при 100 оС.
Если известна марка моторного масла, например М-6з/10В2, ее можно расшифровать так: М - моторное, 6з - класс вязкости с загущением присадкой, 10 - вязкость при 1000С, В - среднефорсированный двигатель, 2 - для дизелей.
Проверка качества моторного масла производится в диагностическом центре, что требует определенных затрат. Есть простой способ проверки: со щупа надо нанести каплю масла на поверхность газеты. Если она быстро расплывется, оставив на поверхности несколько жирных кругов, это говорит о качественном продукте.
Высокая устойчивость капли характеризует потерю полезных свойств. Подобный контроль подходит для оценки качества свежего смазочного материала.
Трансмиссионные масла
В состав трансмиссии входят коробки передач и раздачи, мосты, передача рулевого управления и др. Смазка необходима для зубчатых передач разных типов. Трансмиссионные масла производят из минеральной или полусинтетической основы с функциональными добавками на основе хлора, фосфора, серы и дисульфида, создающими защитную пленку, ограждающую детали от негативных воздействий. Вязкость средства должна сохранять пленку при высокой нагрузке и температуре. В холодное время года вязкость масла не должна мешать работе механизмов, для чего подбирается состав, подходящий по индексу вязкости.
Функции трансмиссионных масел:
- снижение потерь на трение и износ;
- отвод тепла от зон контакта;
- уменьшение ударных нагрузок;
- не токсичность и безотходность.
Наиболее доступны по цене технические жидкости и смазки на минеральной основе. Они имеют хорошие характеристики, создавая надежную защитную пленку.
Синтетические масла по качеству значительно выше, но они являются самыми дорогими продуктами. Хорошее соотношение цены и качества имеет полусинтетика.
Отечественные трансмиссионные масла составляют по вязкости 4 класса. По эксплуатационным свойствам их делят на 5 групп. В маркировке разных составов указывают основные характеристики, например, ТМ-5-9з - трансмиссионное масло 5-й группы, вязкости 9-го класса с загущающей присадкой. Пример зарубежной классификации - SAE 80W-90, где маркировка обозначает: 80 - класс вязкости, W - зимнее, 90 - соответствует минимальной вязкости 14 мм2/с при 990С.
Жидкости для гидравлических систем
В системах гидромеханизмов и приводов для приведения их в действие применяются специальные технические жидкости. К ним предъявляются требования:
- хорошая прокачиваемость и небольшая зависимость вязкости от температуры;
- высокие антикоррозионные свойства и отсутствие разбухания или разрушения уплотнений гидросистем;
- высокая смазывающая способность;
- химическая и физическая стабильность с сохранением первоначальных свойств длительное время в процессе эксплуатации;
- отсутствие примесей, воды и агрессивных веществ, вызывающих коррозию.
Гидравлические масла включают около 20 наименований. Их производят смешиванием нефтяных дистиллятов с присадками. Наиболее часто применяется веретенное масло АУ. Известны масла МГ-30, М-2ИХП, АМГ-10, МГЕ-10А.
Жидкости для амортизаторов и тормозных систем
Тормозные технические жидкости предназначены для работы в гидравлических системах машин. К ним предъявляются требования:
- низкая температура замерзания;
- небольшая вязкость;
- хорошая смазывающая способность;
- антикоррозионная стойкость;
- отсутствие разрушительного действия на резиновые уплотнения.
Виды тормозных жидкостей.
- ЭСК - 60 % касторового масла + 40 % этилового спирта.
- БСК - 50 % касторового масла + 50 % бутилового спирта.
- 35 % глицерина + 65 % спирта.
- "Нева" и ГТЖ-22М - на основе гликоля с присадками.
- "Томь" - смесь гликолей с эфирами борной кислоты.
Тормозные технические жидкости на касторовой основе при температуре ниже -200С застывают, а в растворе остается только спирт. В связи с этим их выбирают в зависимости от региона. Замена технических жидкостей в зимнее и летнее время производится редко. Большинство предпочитает применять всесезонную жидкость, которой являются составы на гликолевой основе. Лучшей из них является "Томь", обладающая хорошими антикоррозионными и противоизносными свойствами.
Для амортизаторов применяются составы АЖ-12Т и МГП-10, представляющие собой смесь минерального масла малой вязкости с кремнийорганической жидкостью и присадками.
Технические охлаждающие жидкости
Жидкостная система охлаждения предназначена для поддерживания необходимого температурного режима ДВС. Она является замкнутой, отбирая тепло от рабочих механизмов и передавая его через радиатор в окружающую среду.
Раньше силовые установки охлаждались водой, но от нее пришлось отказаться из-за незначительных порогов замерзания и кипения. Кроме того, она образует накипь и является источником коррозии металла.
В дальнейшем технические охлаждающие жидкости изменились по составу, но основой осталась вода.
Наибольшее применение получили антифризы - смесь воды с гликолями и специальными добавками. Они обладают следующими преимуществами:
- низкая температура замерзания;
- небольшое расширение при замерзании;
- температура кипения выше 110 оС;
- хорошие смазочные свойства.
Антифризы на основе дешевого этиленгликоля - это ядовитые технические жидкости. Меньшей токсичностью обладают составы на основе пропиленгликоля, но стоимость их значительно выше.
Заключение
Масла и технические жидкости представлены на рынке в широком ассортименте. Автолюбителю без опыта их применения следует ориентироваться на составы, рекомендуемые инструкцией к определенной марке автомобиля. Особое внимание следует уделить зимнему периоду эксплуатации. При хранении автомобиля в отапливаемом гараже вполне подойдут всесезонные жидкости. Здесь важно ориентироваться на качественные показатели, а не на цены. Кроме того, следует учитывать другие факторы, в частности, срок эксплуатации двигателя.