Как известно, в Индии делают чай, автомобили – в Германии, а великолепные ворсовые шерстяные ковры ручной работы, поражающие красотой цветовых сочетаний и узоров – в Табасаране. В Дагестане ковроткачество считается самым распространенным, кроме того, одним из наиболее древних видов прикладного искусства. В этой статье мы узнаем, что представляют собой табасаранские ковры ручной работы, фото которых приведены ниже.
История появления
О дагестанских коврах первые упоминания можно увидеть в трудах Геродота «Отцы истории». В основу дагестанского классического ковроделия положены традиции умельцев Востока. Много веков европейцы отправляли торговые экспедиции в Китай и Персию, чтоб оттуда привезти шелк и ковры. Каждый уважающий себя монарх или аристократ имел россыпь восточных удивительно красивых ковровых изделий. Между прочим, наиболее древний ковер, дошедший до сегодняшних дней, был найден в 1949 году при раскопках, а сейчас включен в золотую коллекцию знаменитого Эрмитажа.
Предназначение
Странно думать, что изначально ковры были придуманы просто как предмет роскоши. Даже самый дорогой ковер табасаранский изначально имел узкий функциональный характер.
В древности на Востоке, в основном, проживали кочевники. А что для кочевника самое главное? Первое – отличная мобильность, второе – скорое обустройство своего жилища, третье – надежная защита от негативных климатических факторов, другими словами, чтоб было сухо и тепло. В полной мере именно ковры отвечали всем этим требования, необходимым для нормальной жизнедеятельности кочевников. Конечно, те ковры отличались очень сильно от тех, которые мы видим сегодня. Но таким образом положено было начало ковроделию.
Лишь потом люди осознали, что ковер может быть не просто защитой от ветра, он также является отличным способом выделиться среди сородичей. Таким образом, начали ткать изысканные и красивые ковровые изделия. Это привело дальше к тому, что красота, качество и количество ковров стали определять уровень достатка человека. При этом каждый правитель Востока старался себя окружить изысканными и дорогими изделиями, таким образом подчеркивая свое превосходство.
Качество
Между прочим, вы знаете, как в Дагестане в древности проверяли каждый табасаранский ковер на качество? Проверка качества раньше проходила в 3 этапа. Первый: по вытканному ковру проходил табун лошадей. Второй: после этого изделие держали несколько дней под палящими солнечными лучами. Третий: ковры опускали в холодную воду, в которой оставляли на определенное время. В случае если после таких «испытаний» ковровое изделие свих свойств не теряло, то было мнение, что мастер хорошо поработал. Вот такие технологии!
Табасаранские VS персидские ковры
Можно ли сравнивать вообще табасаранский ковер с иранским (персидским)? Можно и нужно это делать. Хотя не стоит умалять славу, талант и качество работы иранских умельцев, при этом факты остаются фактами. У персидского ковра средняя «длительность жизни» до 150 лет, в то время как ковры дагестанские «проживут» до 400 лет. Если, конечно, их «эксплуатировать» по прямому назначению. При этом все вышеприведенные цифры можно отнести только к коврам, произведенным вручную.
Разновидности
На юге Дагестана бурному развитию ковроделия способствовало 3 фактора: близость Ирана (Персии); то, что в этом месте был Великий шелковый путь; активное распространение Ислама. На протяжении нескольких столетий на Кавказе центром торговли считался город Дербент, служивший форпостом между Востоком и Западом. Город входил в маршрут шелкового пути. Безусловно, это придало толчок активному развитию различных ремесел, в особенности, ковроделия. Кроме того, многие торговцы понимали, что в Дербенте именно можно было отыскать шерстяные нитки различных окрасок и цветов (местные ремесленники получали натуральные красители из трав и кустарников).
Также можно объяснить влияние распространения на Северном Кавказе Ислама. Персидские ремесленники и торговцы охотнее своими секретами делились, и товары чаще покупали у мусульманского населения. Помимо того, и до нынешнего момента принято совершать намаз (молиться) на ковриках, получивших название «намазлыки».
Это все сказалось на активном развитии ремесла у жителей Северного Кавказа. Хотя было бы странно утверждать, что лишь табасаранцы отличаются традициями ковроделия. Отметим, что это считается их национальным ремеслом. При этом все народы Дагестана занимались ковроткачеством. Так, лезгины в селениях Курах, Ахты, Касумкент ткали с большим успехом ковры. Аварцы из селения Цада Хунзаха, Гергебиль производили высококачественные безворсовые ковры. При этом даргинцы из селения Леваша производили шерстяные паласы. Проживающие в селениях Каякент, Дургели, Буглен кумыки производили шерстяные узорчатые паласы и войлочные ковры. Так можно перечислить практически каждый народ, вложивший огромные усилия в развитие этого ремесла.
Ворсовые ковры
Можно рассказывать очень долго о различных типах ворсовых ковров, только в этом немного смысла. Поговорим лучше об их особенностях. Итак, ворсовый табасаранский ковер в традиционном исполнении можно узнать по различным геометрическим изображениям, которые олицетворяют животных, растения и человека. Следовательно, раньше умелицы при помощи этих геометрических изображений демонстрировали окружающий их мир. Ученые это явление называют «языком коврового искусства». Между прочим, на подобных изделиях очень часто изображали целые обряды, баталии и сцены. Со временем этот язык был утерян, а картинки стали носить просто декоративный характер.
Стоит отметить, что все такие ковры имеют общую композиционную структуру: бордюр и центральное поле.
Орнамент
Также интересны узоры табасаранских ковров, из которых можно выделить три основных вида:
- Фоновой – узор без одной определенной крупной фигуры, при этом мелкие фигурки заполняют общий фон.
- Центрический — орнамент в них сводится к выделению основной фигуры ковра, который называется «медальон».
- Каймовый – узор выполнен таким образом, чтоб притягивать внимание человека на «бордюр» изделия. Этот тип орнамента называют также «каймовым».
Рассматривая табасаранский ковер, нельзя не упомянуть и о цвете, к которым тогда прибегали умельцы. Фоном практически всех ворсовых изделий считался вишнево-красный или синий цвет, что должно по идее слишком напрягать взгляд. Но цветовая гармония достигается благодаря применению средних и мелких деталей различных цветов.
Безворсовые ковры
К данной группе относятся невероятно красивые лезгинские и азербайджанские сумахи. Их главная особенность – большое бытовое применение. В основном они используются для покрытия пола (ворсовые ковры, к примеру, используются исключительно для стен). Они бывают намного больше простых ковров. Помимо этого, они намного мягче, поскольку при их производстве используют специальную технику плетения, позволяющую под ковром оставлять шерстяные нитки длиной до 15 см (это их такими мягкими и делает).
Безворсовые табасаранские ковры (фото смотрите в статье) – это также «давагины». Их определяющими чертами является то, что они 2-сторонние, а также имеют темно-голубой или синий фон, на котором находится орнамент («рукзал»). Эти ковры можно часто встретить у аварцев. Главный рисунок состоит из различных «медальонов» и отростков, от этих «медальонов» ответвляющихся.
Также стоит рассказать о таком виде безворсовых дагестанских ковров, как паласы. Их изготовляли из хлопка, шерсти и конопли. Паласы такие красивые и сложные орнаменты, как рисунки табасаранских ковров не имеют, но они невероятно практичны и зачастую именно они используются в обычной жизни. Каждый народ паласы называет на собственный лад: у азербайджанцев это «палаз», «бархал» у табасаранцев, «рух» у лезгинов, «турут» у аварцев и пр.
Войлочные ковры
Стоит отметить, что такие ковры очень распространены у дагестанских северных народов – ногайцев, аварцев, кумыков, даргинцев. Самые распространенные войлочные ковры – арбабашы. Они производятся из войлока разных цветов. Они друг на друга накладываются, и таким образом создается орнамент.