Трудовая книжка – это самый важный документ для расчета трудового стажа. В некоторых случаях из-за частой смены рабочих мест основные страницы данного документа могут закончиться. Поэтому для продолжения учета трудового стажа вшивается вкладыш в трудовую книжку. Как оформить данный документ? Где его взять и каковы основные принципы ведения бланков вкладышей?
Что говорит закон
Оформление и ведение бланка вкладыша в трудовую регламентируется разделом V постановления № 255 Правительства РФ. В этом документе установлен общий порядок ведения, заполнения, хранения вкладышей, который в принципе ничем не отличается от оформления и ведения самих трудовых книжек.
Другими словами, вкладыш в трудовую является точно таким же документом, как и трудовая, и ведется по всем законодательным нормам. Но вкладыш – это продолжение трудовой, и данный фактор нужно учитывать.
Для чего нужен вкладыш
В основе своей гражданам хватает за весь рабочий период и одной трудовой книжки. Ведь для информации о работе выделено аж двадцать разворотов документа. Но случаи бывают разные, и трудовая деятельность у всех разная.
К примеру, можно работать всю жизнь на одном предприятии, но при этом трудовая будет исписана полностью. А связано это с многочисленными переводами между должностями, между подразделениями, карьерным ростом, возможным совмещением и т. п. И все эти факты должны быть отражены в документе.
В соответствии с законодательными нормами, трудовая книжка может быть только в одном экземпляре, либо в случае порчи или утери может быть дубликат. Но при окончании раздела, связанного со сведениями о работе, необходимо заводить не новую трудовую, а вкладыш, который продолжит исчисление трудового стажа сотрудника.
Как оформить вкладыш в трудовую книжку, будет рассмотрено далее.
Описание
Форма документа утверждена ФЗ № 225 и имеет свои особенности относительно самой трудовой книжки.
Вкладыш также имеет титульный лист, где должна быть отражена информация о сотруднике, развороты для записи информации о работе (9 разворотов) и для внесения сведений о награждениях (8 разворотов).
Согласно приказу Минфина № 117н, вкладыш и трудовая должны иметь голограмму, указывающую на высокую степень защиты документа. Но пока что голограмма не является обязательным моментом, поэтому ее нанесение – это решение исключительно самого работодателя.
Ниже представлен вкладыш в трудовую книжку (образец официального документа).
Действует ли без трудовой
Трудовое право четко оговаривает использование трудовых и вкладышей к ним. И если трудовая действительна сама по себе, то как быть с вкладышами?
Согласно основных правил и инструкции по заполнению и ведению бланков трудовых и вкладышей, последний не имеет никакой юридической силы без самой трудовой книжки, и уж тем более предъявлять его вместо трудовой сотрудник не имеет права.
Учитывая трудовое право, работодатель или лицо уполномоченное не имеют права совершать следующие действия, если сотрудник предъявляет им только вкладыш:
- Оформлять гражданина на работу.
- Увольнять сотрудника с работы.
- Делать записи в предъявленном документе.
- Совершать иные действия.
Оформить вкладыш в трудовую книжку, а также принять документ во внимание можно только в том случае, когда он вшит в бланк трудовой, а на самом документе стоит запись, говорящая о его регистрации.
Приобретение
Бланк вкладыша, как и трудовая, должен приобретаться непосредственно руководителем организации. Работодатель не может:
- брать от сотрудника чистый вкладыш;
- требовать купить документ самостоятельно.
Каждый руководитель знает, что вкладыш – это документ строгой отчетности. Следовательно, и покупать его можно только у тех компаний, которые имеют разрешение на продажу вкладышей и трудовых. Организация, которая занимается реализацией бланков вкладышей и трудовых, должна иметь лицензию и документы, подтверждающие полномочия на данные действия.
После приобретения вкладыши сдаются на хранение в бухгалтерию, где данные о каждом бланке вносятся в приходно-расходную книгу, и далее они отдаются под расписку в отдел кадров. Выдача вкладышей производится в соответствии с правилами. Работодатель имеет право выдавать бланк вкладыша:
- бесплатно, приняв при этом расходы за покупку под свою ответственность;
- взяв плату, соразмерно той, которая была потрачена на данный документ.
Если ко времени заполнения вкладыша цена на него возросла, работодатель не имеет права брать с сотрудника стоимость выше той, что он уплатил конкретно за этот бланк.
Далее рассмотрим, как вшивается вкладыш в трудовую книжку, как оформить этот документ по правилам и как избежать основных ошибок.
Правила вшивания
Тем, кто ни разу не сталкивался с продолжением трудовой, может быть интересно, что значит "вшить вкладыш в трудовую книжку"? Как оформить данный процесс правильно, чтобы в дальнейшем не было проблем и не пришлось исправлять?
Сотрудник кадрового отдела или непосредственно работодатель должны самостоятельно позаботиться о том, чтобы вкладыш был вшит в трудовую. Вшивание бланка происходит в несколько этапов:
- Сотрудник отдела кадров должен сделать отметку на первом листе бланка трудовой о том, что выдан вкладыш. Около этой отметки следует прописать серию и номер вкладыша, совпадающие с теми отметками, которые указаны на самом вкладыше.
- Заполнить титульный лист следует исключительно по тем документам, которые обязан предоставить работник организации. Дата внесения информации во вкладыш может совпадать с датой устройства в компанию. Оформление вкладыша в трудовую книжку при приеме на работу должно соответствовать общему алгоритму заполнения данного документа.
- Непосредственное вшивание вкладыша. Это должно быть сделано своевременно, во избежание различных штрафов.
Фиксированных правил того, как вшить вкладыш в трудовую, нет, но на практике опытных сотрудников отдела кадров доказано, что следующий алгоритм наиболее приемлем:
- трудовую следует открыть между последней страницей и обложкой;
- вкладыш нужно открыть посредине;
- шилом работник делает несколько отверстий: во вкладыше и в трудовой книжке;
- при помощи иглы и светлых ниток документы сшиваются, при этом нитки должны остаться во вкладыше.
Как оформить вкладыш в трудовую книжку? Фото наглядного примера можно увидеть ниже.
Главные ошибки
Как оформить вкладыш в трудовую книжку без ошибок? Не совершать их. А для этого нужно знать несколько важных нюансов работы с вкладышем:
- Нельзя вшивать бланк до его заполнения. Последствием этого может стать то, что сведения на титульных листах документов будут отличаться. Если это произойдет, то сотрудник обязан будет открепить бланк и внести исправления. При этом если бланк испорчен, необходимо составить акт по данному факту и уничтожить его.
- Недопустимо отрывать обложку от бланка. Данный факт считается грубым нарушением. Вкладыш является утвержденным документом на законодательном уровне, следовательно, любое его видоизменение может повлечь за собой не только штрафы для работодателя, но и отказ в оформлении сотруднику пенсии, предоставившему такой документ.
За новый бланк, как уже говорилось, организация может взимать плату с работника. Но если бланк был испорчен по вине уполномоченного сотрудника, то он выдается бесплатно.
Мы разобрали, что собой представляет вкладыш в трудовую книжку. Как оформить данный документ, рассмотрим далее.
Заполнение
Сотрудники отдела кадров знают, что бланк вкладыша заполняется аналогично самой трудовой книжке. Алгоритм заполнения вкладыша заключается в следующем:
- Заполняет документ тот работодатель, во время работы у которого закончился раздел в трудовой, и необходимо начать оформление вкладыша в трудовую книжку. Нумерация при этом сохраняется. То есть первая запись в разделе вкладыша должна иметь порядковый номер на единицу больше, чем в предыдущей записи трудовой. Это сохраняет очередность и смысловое значение записей.
- Дата должна ставиться по факту занесения данных. Нельзя ставить дату начала трудового стажа.
- Данные, которые проставляются в бланке, должны быть актуальными на момент, когда происходит оформление вкладыша в трудовую книжку. Образование, реквизиты, профессия или специальность должны соответствовать тем документам, которые предоставил сотрудник.
- На первом листе должна стоять подпись уполномоченного лица и печать организации.
Также законодательство не ограничивает количество вкладышей, которое может быть подшито к трудовой книжке.
После того как все данные внесены, бланк вкладыша подшивается к трудовой, а на титульном листе последнего документа проставляется штамп «Выдан вкладыш».
Далее представлен вкладыш в трудовую книжку. Как оформить, образец документа демонстрирует наглядно.
Исправления
Уполномоченное лицо может по невнимательности совершить ошибку при заполнении вкладыша. Если это произошло, его необходимо будет списать, составив акт, и уничтожить.
При совершении ошибки в номере или серии бланка следует сделать пометку о внесении неверной записи и записать ее правильно. При этом на обложке нужно указать документ-основание и поставить печать.
Мы рассказали, как происходит оформление вкладыша в трудовую книжку. Печать организации при исправлениях обязательно должна присутствовать.
Если ошибка была совершена в написании фамилии или имени (или работник сменил фамилию), нужно аккуратно зачеркнуть неправильную запись и сверху написать правильную информацию. На обложке указать документ, удостоверяющий исправленную запись.
Ниже представлено оформление вкладыша в трудовую книжку (образец), смена фамилии если произошла у сотрудника.
Если ошибка совершена при заполнении раздела о работе, то поправки вносятся аналогично, как и в трудовой.
В любом случае возможность внести изменения не означает, что в документе можно делать ошибки.
Что нельзя писать
Чего категорически нельзя делать при оформлении вкладыша:
- использовать чистый бланк трудовой вместо вкладыша;
- подшивать или вклеивать в трудовую обычные чистые листы;
- исправлять раздел «Сведения о награждениях» на «… о работе».
За такие действия организация может получить штраф.